Священнослужителей Таджикистана обязали платить налоги
Согласно новым правилам, религиозные организации Таджикистана должны представить властям штатное расписание и платить заработную плату своим сотрудникам, из которой будут вычитаться налоги и социальные выплаты.
Деньги, которые работники мечетей получали, в основном, с пожертвований, теперь будут считаться заработной платой, которая должна облагаться налогом. Кроме того, с храмов будут взиматься отчисления в социальный фонд и налог на землю.
Комитет по делам религии Таджикистана обязал мечети в ближайшее время предоставить властям информацию о количестве служителей и о вознаграждении, которое они получают за службу в храмах.
Ранее мечети, церкви и молельные дома страны были освобождены от уплаты всех видов налогов.
Мечети и церкви в Таджикистане не являются коммерческими организациями и не получают денежных средств от государства. Основной их доход составляют пожертвования верующих.
Религиозные лидеры полагают, что за новым решением властей стоит не только стремление контролировать деятельность действующих мечетей и церквей, но и желание осложнить процедуру открытия новых.
Таджикские власти, в свою очередь, утверждают, что принятые меры должны упорядочить финансовую деятельность мечетей.
"Если религиозным служащим деньги выплачиваются как зарплата, то с нее соответственно нужно платить налоги", – уверен заместитель председателя Комитета по делам религии Таджикистана Мавлон Мухторов.
"Учитывая, что вознаграждение они получают с пожертвований, то сумма зарплаты всегда разная. Поэтому и налоги не фиксированные", – добавил Мухторов.
Чиновник сказал, что надеется на честность священнослужителей в предоставлении государству отчетов о суммах полученных пожертвований.
Высший религиозный орган страны - Совет улемов Таджикистана - новую инициативу властей поддержал. По мнению Совета, это своевременное решение, которое поможет пополнить бюджет государства.
Между тем, известный религиозный деятель Ходжи Акбар Тураджонзода подчеркнул, что введение налоговых ставок для мечетей усложнит процедуру открытия новых храмов. По его мнению, цель принятия этого решения кроется в желании властей помешать деятельности неподконтрольных государству богословов.
"Большинство таджикских мечетей доходов не имеют, за исключением нескольких крупных храмов, с усыпальницами известных религиозных деятелей, куда приходят верующие, чтобы поклониться святым местам", - рассказывает он.
Что касается остальных мечетей, как говорит Тураджонзода, случается, что имам-хатиб – руководящее мечетью духовное лицо – платит помощникам из собственного кармана.
По словам богословов, храмы большую часть пожертвований тратят на соблюдение чистоты и оплату электроэнергии. Государство взимает за электричество с мечетей такую же оплату, как и с увеселительных учреждений.
"Если с религиозных организаций будут взиматься подоходный и социальный налог, то многие мечети просто не смогут платить такие деньги. Либо имам-хатиб, как в советские времена, будет платить из своего кармана государству, либо мечеть должна будет закрыться", - предупреждает Тураджонзода.
Официально Таджикистан является светским государством. Однако власти активно вмешиваются в деятельность религиозных институтов - в частности, имеют решающий голос при избрании имам-хатибов.
Камолиддин, регулярно посещающий Центральную мечеть Душанбе, разочарован.
"Странно, что власти могли позариться на эти средства. Ведь люди от чистого сердца приходят в храмы и оставляют последнее, чтобы совершить богоугодное дело, поддержать небогатых служителей мечети, как-то им помочь. Теперь я подумаю, прежде чем оставить что-либо в мечети", - сказал он в беседе с Би-би-си.
По мнению политолога-исламоведа Фаруха Умарова, проконтролировать финансовую деятельность мечетей практически невозможно.
"Сложно представить, как этот механизм будет работать. Как платить налоги, когда неизвестно, сколько пожертвований верующие оставят в храме? Кто будет считать и кто проверять?" - удивляется Умаров.
В последние годы таджикские власти неоднократно подвергались критике за ущемление прав верующих. В частности, речь шла об за организации проверок и закрытии мечетей, многочисленных судебных процессах против сторонников религиозных партий и движений, а также гонениях за ношение исламской одежды и бороды.
Многие наблюдатели подчеркивают, что интерес к религии в Таджикистане в последние годы заметно вырос. Даже нерелигиозные семьи часто отдают детей в богословские школы.
Это пугает таджикские власти, пытающиеся взять под контроль религиозную жизнь страны, чтобы не допустить развития исламизма.