Корреспондент: Слишком хорошие новости. Украинское ТВ скатывается во времена Кучмы

31 января 2012, 09:42
💬 0
👁 47

Украинское телевидение, главный инструмент формирования общественного мнения, постепенно скатывается во времена президентства Леонида Кучмы и даже дальше. Политическая информация становится разменной монетой в отношениях власти и собственников телеканалов, - пишет Кристина Бердинских в № 3 журнала Корреспондент от 27 января 2012 года.

Если смотреть новости на государственном Первом национальном канале, может показаться, что телевизионщики отслеживают каждый шаг Президента. Вот Виктор Янукович говорит об инвестпривлекательности страны. А вот он же поздравляет Украину с Днем соборности. И возлагает цветы к памятнику Тарасу Шевченко. Хорошо, что в стране есть премьер-министр - картинки с ним разбавляют образы главы государства.

А главное, если смотреть Первый, можно подумать, что в стране просто нет оппозиции. Валерий Иванов, президент Академии украинской прессы (АУП) говорит, что такой заангажированности телевидения не было даже во времена президентства Леонида Кучмы.

Если смотреть Первый, можно подумать, что в стране просто нет оппозиции

Оппозиции нет не только на Первом. В прошлом году резко охладели к ней и коммерческие каналы. Так, в октябре 2011 года 67% времени информпрограмм досталось власти, а их оппонентам перепало в 2,5 раза меньше внимания. Об этом свидетельствует контент-анализ теленовостей за 11 месяцев прошлого года, проведенный АУП при содействии сотрудников Института социологии.

Телевидение бьет по противникам власти не только количеством, но и качеством. "Оппозицию, возможно, где-то и показывают. [Экс-премьера Юлию] Тимошенко показывали с подвохом, мол, камера у нее лучше, чем жилье у 90% населения. Ну так пускай переедут в ее камеру", - говорит Арсений Яценюк, лидер оппозиционной партии Фронт змін.

Все это попахивает даже не временами Кучмы, а советской пропагандой, когда с помощью телевидения создавался не отражающий реальности параллельный мир, уточняет он. Яценюк знает, о чем говорит: его уже давно перестали звать на политические ток-шоу.

Оксана Романюк, представитель Репортеров без границ в Украине, считает, что цензура со стороны ТВ рождена подсказками из высших властных кабинетов о том, что надо или не стоит освещать. Но еще более значимым фактором, по ее мнению, стало то, что владельцы отечественных медиа сами держат в узде журналистов.

В октябре 2011 года 67% времени информпрограмм досталось власти, а их оппонентам перепало в 2,5 раза меньше внимания.

"Собственники телеканалов сотрудничают с властью, и сейчас мы видим, что в стране выстраивается вертикальная цензура", - говорит эксперт. Ближе к осени, времени выборов в Верховную Раду, ситуация еще более ухудшится.

Мера власти

Власть находится в явном фаворе у украинских телевизионщиков. Мониторинг политновостей АУП говорит, что о властном трио - Президенте, премьере и спикере - в новостях говорят вдвое, а то и втрое чаще, чем о самом "популярном" оппозиционере, Тимошенко. Да и в целом среди десятки политиков, чаще других попадающих на голубые экраны, оказались лишь три оппозиционера - Тимошенко, экс-глава МВД Юрий Луценко и вице-спикер, бютовец Николай Томенко, причем первые двое физически не могут давать каких-либо комментариев.

Еще более показательны общие данные по присутствию провластных сил и оппозиционеров на основных "кнопках" страны за прошлый год. Делам правящей партии, ее представителей в органах власти и союзникам ТВ посвящало в среднем 60-70% времени в новостях, в то время как их оппонентам достается куда меньшая порция внимания - примерно 20-30%.

Делам правящей партии, ее представителей в органах власти и союзникам ТВ посвящало в среднем 60-70% времени в новостях, в то время как их оппонентам достается куда меньшая порция внимания - примерно20-30%.

Ярче всего эта тенденция проявляется на Первом национальном и Интере, чуть более сбалансированными выглядят Студия 1+1, ICTV, Новый, Украина, СТБ. А ведь именно Первый и группа каналов Интер имеют самое широкое покрытие в стране.

В пресс-службе Первого национального не отрицают, что, по сравнению с коммерческими телеканалами, они больше освещают деятельность органов госвласти. Но оппозиция, мол, также стала появляться в новостях. Кроме того, она еще и участвует в общественно-политических программах, например в ток-шоу.

Иванов уверен, что это не оправдание. С психологической точки зрения новости зрителями воспринимаются как объективная картина дня, а авторская программа - как ринг в эфире. "И если в объективной картинке дня не показывают политические силы [оппозицию], представляющие интересы значительной части нашего общества, - это абсолютно ненормально", - считает эксперт.

Но даже ток-шоу не дают равных шансов всем политсилам. По подсчетам Корреспондента, в период сентября-декабря 2011 года в программе Большая политика с Евгением Киселевым на Интере появились 34 представителя власти и вдвое меньше их оппонентов.

В период сентября-декабря 2011 года в программе Большая политика с Евгением Киселевым на Интере появились 34 представителя власти и вдвое меньше их оппонентов

Причем чаще других, по два раза, от лица оппозиции говорили депутаты, которых не назовешь "тяжеловесами": бютовцы Наталья Королевская и Владимир Яворивский, а также нунсовец Кирилл Куликов. Тогда как Александр Турчинов, первый замглавы Батьківщини, лидер Фронту змін Яценюк или Олег Тягнибок, глава ВО Свобода, за последние четыре месяца в студии у Киселева не появились ни разу.

Яценюк, третий по популярности политик страны, говорит, что подобная практика стала обыденной. Лично его уже полтора года не приглашают на Большую политику. С ток-шоу Шустер Live, которое выходит на Первом, ситуация еще более комичная. Яценюк вспоминает: с сентября 2010-го его трижды звали в эфир к Савику Шустеру, но каждый раз в последний момент отменяли приглашение.

Меньше и хуже

Проблема теленовостей не только в игнорировании оппозиции, уверена Наталья Лигачева, шеф-редактор интернет-сайта Телекритика. По данным мониторинга восьми ведущих каналов, проведенного сайтом, число новостных сюжетов с признаками политзаказа или цензуры за последние пару лет увеличилось почти в пять раз, до 814.

"Заказ" проявляется и в другой ипостаси. Теперь в ТВ-сюжетах ведущих каналов, по словам Лигачевой, никогда не фигурирует резиденция Межигорье, где проживает Президент. Обходят стороной и темы приватизации, личной жизни политиков, ухудшения экономической ситуации, инфляции и падения популярности Партии регионов.

Число новостных сюжетов с признаками политзаказа или цензуры за последние пару лет увеличилось почти в пять раз, до 814.

О том, что телеменеджеры как огня боятся некоторых тем, говорят уже и люди, близко связанные с кухней ТВ. Например, о том, что на ТРК Украина не может выйти сюжет о Межигорье, говорит Игорь Гужва, бывший главред газеты Сегодня, которая входит в один холдинг с каналом. Уволенный недавно из издания редактор раскрыл неприятные для руководства подробности информполитики медиагруппы.

"По поводу практически всех наших телеканалов, за исключением некоторых, можно сказать одно: там есть целый букет запретных тем. И эти табу жестко соблюдаются", - сказал Гужва. Кроме Межигорья в перечень запретных тем входят приватизация и личная жизнь политиков, если о ней говорят в негативном или ироничном контексте.

Ситуация усугубляется тем, что уже непросто держаться подальше от опасных тем, поэтому каналы вообще уходят от политики. По данным мониторинга АУП, в среднем лишь каждое пятое телесообщение об Украине в 2011 году касалось политики, тогда как в 2004-2006-м каналы на это выделяли до половины эфира новостей. На Интере и ТРК Украина политику теснят международные новости, не связанные с Украиной, а на 1+1 растет число сюжетов на бытовые темы. Тонис, обновив в конце 2011 года концепцию, и вовсе полностью переключился на соцновости.

К тому же, по мнению экспертов, непрозрачное выделение частот для цифрового вещания привело к фильтрации вещателей, из-за чего лицензии на общенациональное вещание не получил оппозиционный канал ТВi.

За кадром

Для Яценюка все происходящее не случайно. На носу - выборы в Верховную Раду, а ТВ - главный источник информации для населения.

По данным опроса, проводившегося в ноябре 2011 года Институтом Горшенина, 76,7% респондентов о событиях в стране предпочитают узнавать посредством голубых экранов, 40,2% - из прессы и только 16,8% - с помощью интернета. Большинство зрителей не слишком критичны к качеству телепродукта: для 45,8% респондентов при выборе канала для просмотра новостей важно время трансляции.

76,7% респондентов о событиях в стране предпочитают узнавать посредством голубых экранов, 40,2% - из прессы и только 16,8% - с помощью интернета

Но госчиновники не видят своей вины в происходящем, пеняя на собственников, которые самостоятельно формируют информпространство.

По мнению Романюк, некоторые "подсказки" в виде sms, телефонных звонков о том, что можно показывать, а что нельзя, телеканалы все же получают из Администрации Президента. Об этом ей рассказывали несколько журналистов-телевизионщиков.

В этом смысле показательна ситуация на Интере, который контролирует Валерий Хорошковский, сам представляющий власть: недавно с поста главы СБУ он перешел в кресло министра финансов. В конце 2009-го на канале сменился менеджмент, после чего редакционную политику новостей стал курировать не выпускающий редактор, а руководство канала. В итоге, по словам источника Корреспондента, даже самый безобидный сюжет о собаках и кошках не может выйти в эфир без утверждения вышестоящих менеджеров.

На Интере теперь часто появляется российский политтехнолог Игорь Шувалов, внештатный советник Сергея Левочкина, главы АП. Сотрудники канала на условиях анонимности рассказали Корреспонденту, что много раз видели Шувалова в редакции Национальных информсистем, где создают интеровские новости. Что делает советник главы АП на частном телеканале, выяснить у него не удалось - на письменный запрос Шувалов не ответил. Пресс-служба Интера также проигнорировала вопросы о том, какие консультации предоставляет каналу россиянин.

На Интере теперь часто появляется российский политтехнолог Игорь Шувалов, внештатный советник Сергея Левочкина, главы АП.

В АП Корреспонденту лишь подтвердили, что Шувалов действительно работает внештатным советником Левочкина. А вот о его визитах на Интер ответили расплывчато. "Администрация Президента не собирает информацию о местах, которые посещает он или любой другой человек", - уточнил Денис Иванеско, руководитель Главного управления обеспечения доступа к публичной информации АП.

Впрочем, напрямую влиять на телекартинку АП необязательно. Эксперты говорят: все, что нужно, за них делают люди за кадром - собственники.

Причина лояльности медиамагнатов к интересам Президента и его команды в том, что для них СМИ не коммерческий проект, а только инструмент влияния. "Многие собственники действительно зависимы от власти. Часто СМИ не является их профильным бизнесом. Это некий зонтик для прикрытия основных бизнесов", - объясняет подноготную медиапроцессов Дмитрий Тузов, бывший заместитель главы правления канала Тонис и экс-телеведущий.

В нынешних условиях Президент обладает широкими полномочиями во всех сферах, и собственники готовы жертвовать качеством своих медиаактивов, чтобы получить преференции для основного бизнеса - как правило, различных производств или финучреждений.

В итоге оппозиционеры махнули рукой на ТВ. Яценюк предполагает, что с приближением выборов власть станет еще старательнее законопачивать информационное окно. "Но они не понимают другой вещи. Во-первых, ты не закроешь интернет. Во-вторых, народ не тупой. Вот это главнейшая вещь, которую нужно понять [власти]", - говорит один из лидеров оппозиции.

Хорошего понемножку

Доля политических новостей в общем информпотоке украинских телеканалов

Однобокость

Насколько объективно освещают политические события телеканалы в новостях

Любимые герои

Кого из украинских политиков чаще всего упоминают в теленовостях

Своя власть ближе к теле

На чьи дела, инициативы и слова чаще всего обращают внимание украинские телеканалы, %*

* Доля в общем объеме внимания к представителям всех политических сил

Данные мониторинга политических новостей Академии украинской прессы

***

Этот материал опубликован в №3 журнала Корреспондент от 27 января 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Оппозиция телевидение журнал Корреспондент цензура