Корреспондент: Человек, который дает добро. Интервью с первым замглавы АМКУ

31 января 2012, 10:15
💬 0
👁 57

Рафаэль Кузьмин, первый замглавы Антимонопольного комитета, - о жалобах иностранных инвесторов, открытости Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа и непрозрачности Игоря Коломойского. А также о жизни на одну зарплату, - в интервью Ирине Соломко в № 3 журнала Корреспондент от 27 января 2012 года.

Скромный кабинет, непритязательный костюм и готовность отвечать на любые, пусть даже весьма неприятные вопросы - таким предстал перед Корреспондентом Рафаэль Кузьмин, первый замглавы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) и двоюродный брат первого зама генпрокурора.

Открытость – так чиновник охарактеризовал свои принципы работы с журналистами.

Однако Корреспондент оказался в его кабинете лишь после статьи Монополия на антимонополию, опубликованной в № 1 от 13 января. В ней представители западных инвесторов – юристы крупнейших международных компаний - рассказали о больших трудностях, которые возникают у них в АМКУ при получении разрешения на операции слияния-поглощения. Даже если эта сделка проходит за границами Украины, компании-участницы должны получать разрешение на них на тех рынках, где они представлены, то есть и в Украине. Юристы недовольны украинскими законами, которые устанавливают слишком низкие пороговые показатели для разрешений, что в свою очередь увеличивает возможности для коррупции. Кроме того, АМКУ якобы искусственно затягивает рассмотрение дел. По словам юристов, все это дает почву для злоупотреблений.

Открытость – так чиновник охарактеризовал свои принципы работы с журналистами.

В то же время дружественные власти украинские бизнесмены без проблем получают разрешения от АМКУ на сделки, которые приводят к контролю над значительными долями в разных отраслях.

Кузьмин же отметает подозрения и обвинения, настаивая на том, что его ведомство работает абсолютно прозрачно и в рамках закона.

- Юристы, представляющие интересы западного капитала, жалуются, что в законе нет ограничений на то, какие именно дополнительные документы АМКУ может требовать у компаний при подаче заявлений. Это, мол, почва для непрозрачных действий. По сути, они не знают, чего ждать от АМКУ.

- Это все лукавство. Законом закреплены конкретные требования. Он предусматривает четкий перечень документов, которые должны предоставить участники концентрации, чтобы АМКУ выполнил свою основную задачу - предотвратил монополизацию рынков. Более того, эти требования полностью соответствуют европейскому законодательству.

- Почему в Украине установлены такие низкие пороговые значения для получения разрешения на концентрацию – 1 млн и 12 млн евро? Ведь, по сути, это заставляет средний бизнес, который не может быть монополистом, обращаться к вам за разрешением, что расширяет возможности для коррупции. В Германии, к примеру, это 50 млн и 500 млн евро?

- Эти пороги были установлены еще в 2002 году вместе с принятием закона О защите экономической конкуренции. Да, в Европе эти показатели намного выше, чем в Украине. Но эти нормы должны соотноситься с ВВП, ведь чем выше его уровень, тем больше объемы рынка.

Наши показатели надо увеличить. Поэтому еще в 2009 году АМКУ подал в парламент законопроект об увеличении порогов с 12 млн до 50 млн евро и с 1 млн до 4 млн евро.

В парламенте есть группа депутатов, которые против этого. Они считают, что если АМКУ будет работать с этими повышенными нормами, произойдет монополизация региональных товарных рынков.

- А вы с этим согласны?

- Увеличение пороговых показателей – это пожелание ЕС.

- Когда оно может произойти?

- Если в 2012 году будут сохранены такие же темпы роста ВВП, мы еще раз будем инициировать подачу законопроекта от правительства.

- Еще инвесторы сетуют на затягивание процесса рассмотрения их заявок, который вместо положенных полутора месяцев может длиться до полугода. Сколько в прошлом году вы получили заявлений и в какие сроки выдали разрешения?

- Мы рассмотрели 800 заявлений, и все разрешения были выданы через месяц, как этого требует закон. У нас был 171 случай, когда мы оставляли документы без рассмотрения. Причина – поданная информация была неполной.

- Вы их возвращали?

- Да, писали, каких документов и информации согласно законодательству не хватает. Заявители снова подавали документы, мы их принимали и рассматривали.

- И вы считаете, что злоупотреблений со стороны АМКУ нет?

- Безусловно. Мы возвращали документы, когда не было полного перечня участников концентрации. Или же когда отсутствовала информация обо всей группе компаний. Или в документах не указывалась доля компании на рынке.

- Но юристы говорят, что они не всегда могут раскрывать информацию обо всей группе компаний, тем более если часть из них не имеют отношения к рынку, на котором идет концентрация.

- Закон настаивает на полном информировании. Если у компаний есть какие-то опасения, они имеют право сделать эти данные конфиденциальными. Мы требуем полную информацию, потому что должны знать, кто осуществляет концентрацию.

Концентрация компании, которая, например, производит металлопродукцию, может привести к монополизации на смежном рынке руды или ферросплавов. Чтобы понять, имеет ли это место, мы должны знать конечного собственника. Поэтому если участник концентрации зарегистрирован в офшорах, мы требуем, чтобы был указан конечный собственник. Для получения полной картины посылаем запросы и в правоохранительные органы.

- Картина, описанная вами, кардинально отличается от того, что рассказывают юристы. Причем говорят даже не все – большинство фирм отказывались комментировать работу с АМКУ: мол, у них в как раз рассматривают заявления, и они не хотят себе навредить.

- Что тут можно сказать? Вот у вас в статье прозвучала информация о тарифной сетке [взятки от $ 1 тыс. до $ 25 тыс. за "ускорение" дел в АМКУ]. Она у меня вызвала только улыбку. Это их [фирмы и инвестора] тарифная сетка за прохождение документов в АМКУ.

Они заключают договор о том, что обеспечат быстрое прохождение документов и начинают заниматься вопросом. Иногда они подходят к процессу халатно и не предоставляют полную информацию, которую требует закон.

- Но речь идет о всемирно известных юркомпаниях. Они не будут рисковать своей репутацией. Например, в компании Beiten Burkhardt мне рассказывали, что у них одно дело рассматривали год.

- Такого быть не может. До года у нас могут рассматриваться только те дела, в которых компании нарушили закон и не получили разрешения на концентрацию до сделки. Такие случаи мы выявляем и расследуем, а потом штрафуем нарушителей.

- Сколько штрафов выписали в прошлом году?

- Всего на 2,8 млн грн., а это 86 нарушений. Мы имеем право возлагать санкции до 5% от суммы годовой выручки, но не стремимся к этому. У нас штрафы выполняют в большей мере воспитательную функцию.

- Есть жалобы, что АМКУ не принимает заявления на концентрацию только потому, что они неправильно сшиты.

-Таких случаев у нас вообще не было.

- АМКУ придирчив к иностранным инвесторам, но позволяет крупному отечественному капиталу, близкому к власти, монополизировать рынки. Например, депутат-регионал Ринат Ахметов и его компания СКМ уже скупил почти все электрогенерирующие компании, причем на тендерах с одним участником – Востокэнерго, Западэнерго, Киевэнерго. По подсчетам экспертов, это 46% рынка.

- Это не совсем так. Электроэнергию у нас вырабатывают несколько источников - атомные, гидро- и тепловые электростанции. Поэтому если пересчитать, то получается, что доля электроэнергии, которую генерируют компании Ахметова, не превышает допустимых пределов.

- А монополизация рынка удобрений компаниями Дмитрия Фирташа (он владеет четырьмя заводами по производству удобрений) – вы ее не видите?

- Мы тщательно изучали рынок, провели три-четыре экспертизы, собрали все данные. По нашим расчетам, все предприятия, которые входят в группу DF, занимают 27% рынка удобрений.

- И как повлияет на его долю на рынке возможная покупка Одесского припортового завода?

- Сейчас доля ОПЗ на рынке всего 2-3%. Если предположить, что Фирташ купит завод, то его доля увеличится до 30%. Предельной границы - 35%, после которых мы не даем разрешения на покупку, - он не достигнет.

- Почему АМКУ не может навести порядок на рынке авиаперевозок, который монополизирован бизнесменом Игорем Коломойским (предполагаемым владельцем крупнейших отечественных авиакомпаний Аэросвит, Днепроавиа, Донбассавиа и Роза ветров)? От этого же страдают потребители, они сталкиваются с ростом цен, задержками рейсов.

- Тут мы имеем дело не с концентрацией, а с согласованными действиями. Мы дали разрешение на стратегический альянс Украинской авиационной группе. Но потом, когда начался необоснованный рост цен на авиабилеты, мы открыли дело. Благодаря нашему влиянию цены были снижены на 10-12%.

- Но почему вы дали разрешение на эти согласованные действия, если не трудно убедиться, что конечный бенефициар – Коломойский?

- Не все так просто. Как раз информации о том, что все это принадлежит Коломойскому, нет. Чем отличаются СКМ или группа DF? Они указывают конечных бенефициаров – Ахметова и Фирташа. И в этом смысле они прозрачны. А вот группа Приват размыта, там не указываются конечные бенефициары.

- Сколько чиновников попалось на взятке в АМКУ?

- За полтора года ни одного. Еще хотел бы отметить, что у нас с юрфирмами общается только руководство управления концентрации. Мы ограничили общение исполнителей с заявителями.

Но еще раз обращаю внимание на то, что ни одного факта, который бы свидетельствовал о том, что кто-то из сотрудников вымогает взятки, не было, нет и, надеюсь, не будет. Но я призываю: если у компаний такие факты есть, обращайтесь, будем наводить порядок.

- А сколько получают сотрудники отдела?

- От 4 тыс. грн. - это ставка вместе с надбавками и премиями.

- Сколько получаете вы?

- От 6 тыс. до 10 тыс. грн., все зависит от премий.

- И вам хватает?

- Конечно, хотелось бы больше. И это желание свойственно любому госслужащему. Но необходимо уметь мыслить и жить с перспективой. Уверен, уже в ближайшем будущем и зарплата, и статус наших госслужащих достигнут европейских стандартов, вырастет престижность госслужбы, на нее станут стремиться попасть, и ею будут дорожить.

***

Этот материал опубликован в №3 журнала Корреспондент от 27 января 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: приватизация журнал Корреспондент коррупция АМКУ ОПЗ