Корреспондент: Карпатский Битлз. История ВИА Смеричка - архив
В конце 1960-х Западная Украина сделала подарок всему Советскому Союзу, открыв слушателям украинские песни, которые исполнили будущие мегазвезды - София Ротару, Василий Зинкевич и Назарий Яремчук, - пишет Оксана Мамченко в рубрике Архив № 3 журнала Корреспондент от 27 января 2012 года.
Удача приходит с той стороны, откуда ее и не ждешь, - примерно так можно оценить вклад в советскую музыкальную культуру небольшого райцентра Выжница, что расположен в 70 км от буковинской столицы - Черновцов.
Именно здесь в 1966 году появился новаторский для тех времен музыкальный коллектив - вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) Смерічка. До них в СССР не было подобных эстрадных коллективов, исполнявших музыку в стиле бит и имевших состав и инструменты а-ля знаменитые британцы из The Beatles.
При этом неизвестные никому в Союзе буковинцы не копируют битлов, а исполняют оригинальную музыку с карпатскими мотивами и поют на украинском языке. Среди них нет профессионалов, но уже через четыре года записанная ими песня Червона рута становится всесоюзным хитом, открыв стране композитора и сочинителя Владимира Ивасюка и голосистых Василя Зинкевича с Назарием Яремчуком.
До них в СССР не было подобных эстрадных коллективов, исполнявших музыку в стиле бит и имевших состав и инструменты а-ля знаменитые британцы из The Beatles.
А в 1971 году Смерічка стала главным героем 45-минутного музыкального фильма Червона рута, который произвел фурор - едва ли не все записанные для него песни стали в СССР хитами, многолетней визитной курточкой Карпат.
"Фильм Червона рута становится своего рода взрывом тоски о чем-то более возвышенном, более чистом в жизни", - объясняет успеха фильма Михаил Ивасюк, писатель и отец Владимира Ивасюка, в своей книге Монолог перед лицом сына.
С фильмом связано еще одно знаковое событие для советской и постсоветской эстрады - одну из главных ролей в нем исполнила София Ротару, после чего на скромную преподавательницу кульпросветучилища обрушилась настоящая слава.
Музыкограй
Западная Украина в конце 1960-х неожиданно вырвалась в передовики Советского Союза, однако ее лидерство не имело никакого отношения к производству материальных благ. Дело было в музыке, а точнее, в том, что в провинциальной Буковине появился первый в СССР ВИА - Смерічка. Главное его отличие от ансамблей, представлявших в те годы советскую эстраду, стало использование электроинструментов.
Первопроходцем на ниве электрификации советской эстрады стал музыкант Левко Дуткивский, уроженец Ивано-Франковщины. Недовольный тем, что в те времена, когда Запад пережил волну битломании и вовсю фанател от рокеров The Rolling Stones, местная молодежь вынуждена была веселиться в местных клубах под аккомпанемент аккордеона, он и собрал свой бэнд.
В целом творчество ВИА представляло собой удачную адаптацию западной рок-традиции в дозволенных партией рамках.
У буковинских "битлов" был необходимый для любой бит-группы набор инструментов. "Это обязательные три гитары, ударные, саксофон и клавиши", - поясняет Корреспонденту Дуткивский техническую сторону вопроса.
ВИА Смерічка под его энергичным руководством разучивал песни из репертуара тех самых The Beatles, The Rolling Stones и даже американского джазового гения Луи Армстронга. Западные мелодии, рассказывает Дуткивский, он разбавлял собственными сочинениями.
Оригинальные тексты песен были простыми, чаще всего - о невинной любви, реже - о светлых патриотических чувствах, мелодии запоминались легко. В целом творчество ВИА представляло собой удачную адаптацию западной рок-традиции в дозволенных партией рамках.
В 1968 году в Смерічку пришел студент училища прикладного искусства Зинкевич. Тогда же судьба свела Дуткивского с талантливым голубоглазым юношей Ивасюком. Тот, будучи студентом мединститута, все свободное от учебы время посвящал музыке. Годом позже к компании будущих любимцев публики присоединился Яремчук. Причем его появление и вовсе оказалось чистой случайностью - выходец из села в окрестностях Выжницы, он ездил в городок на водительские курсы.
Ивасюк пришел в Смерічку в качестве вокалиста, однако,быстро сдружившись с Дуткивским, стал показывать ему свои песни. Весной 1970-го молодой сочинитель впервые принес на суд товарищей по ансамблю песни Водограй и Червона рута
Ивасюк пришел в Смерічку в качестве вокалиста, однако, быстро сдружившись с Дуткивским, стал показывать ему свои песни. Весной 1970-го молодой сочинитель впервые принес на суд товарищей по ансамблю песни Водограй и Червона рута. Над последней, по воспоминаниям родственников Ивасюка, композитор работал особенно долго, около трех лет. Но коллеги судьбу хита единогласно прочили Водограю.
Летом того же года буковинский бэнд стал записывать Червону руту. Первая студийная версия родилась в тесном сотрудничестве Ивасюка с черновицким звукорежиссером Василием Стриховичем, уже работавшим со Смерічкою. Позже Стрихович работал не только с детищем Дуткивского, но и помогал Ротару, Иво Бобулу, Муслиму Магомаеву, Иосифу Кобзону.
13 сентября 1970 года спетая Ивасюком и его знакомой, преподавательницей музучилища Еленой Кузнецовой, песня о возвышенной любви с именем таинственного карпатского цветка в заглавии прозвучала в эфире Черновицкого телевидения, вещавшего на всю УССР. Спустя месяц песню исполнил уже ВИА Смерічка в полном составе, причем трансляция велась и на Москву.
Червону руту моментально полюбили все - от рядовых советских граждан до высшего партийного руководства
Червону руту моментально полюбили все - от рядовых советских граждан до высшего партийного руководства, о чем свидетельствовали сотни писем благодарных телезрителей с одной стороны и поощрение концертной деятельности коллектива с другой.
Индикатором всесоюзного признания стал выпуск мини-пластинки с композициями Смерічки советским лейблом-монополистом - фирмой Мелодия. Это была первая в Украине и вторая в СССР пластинка ВИА.
Клип размером с кино
Следующим этапом успеха стал выход музыкального фильма Червона рута. Идея его создания посетила головы Дуткивского и Ивасюка. Они планировали всю картину посвятить Смерічці, составив сценарий исключительно из песен, входящих в репертуар ВИА.
Но пока друзья по жизни и творчеству сочиняли песни и выступали с концертами, аналогичная идея пришла в голову другому творческому тандему - львовскому режиссеру Роману Олексиву и его земляку, сценаристу Мирославу Скочилясу.
На роль шахтера с Донеччины по общему согласию сразу утвердили Зинкевича. А вот с актрисой на главную роль определиться долго не могли. Дуткивский вспоминает, что кто-то из съемочной группы предложил позвать Ротару.
Они придумали незамысловатую историю о любви, вспыхнувшей между молодым шахтером Борисом и карпатской красавицей Оксаной, случайно встретившимися в поезде Донецк - Верховина. К слову, такого поезда никогда не существовало, по железной дороге из Донецка можно добраться лишь до станции Ворохта, откуда до поселка Верховина 31 км пути.
Прибыв на место, влюбленные теряют друг друга, однако вскоре вновь встречаются в горах. После чего друзья приглашают их поучаствовать в самодеятельном концерте для отдыхающих на местной турбазе.
На этом сюжетные перипетии исчерпываются. По законам жанра большую часть экранного времени занимают песни, исполненные солистами Смерічки и других, менее известных ВИА (таких как Карпаты, Эврика и Росинка).
На роль шахтера с Донеччины по общему согласию сразу утвердили Зинкевича. А вот с актрисой на главную роль определиться долго не могли. Дуткивский вспоминает, что кто-то из съемочной группы предложил позвать Ротару. Она, мол, идеально подходила как по внешним, так и по вокальным данным.
Тогда будущая звезда, в отличие от вокалистов Смерічки, еще не успела стать популярной и работала учительницей в Черновицком культпросветучилище, хотя в ее послужном списке уже значилась победа на международном песенном конкурсе в Болгарии. Дуткивский решил попробовать начинающую певицу.
Сама Ротару в фильме спела всего три песни - В Карпатах ходить осінь Дуткивского, Намалюй мені ніч Мирослава Скорика, а также Сизокрилий птах
Запись фонограмм к будущему фильму началась раньше, чем к съемочной группе присоединилась Ротару. Одна из солисток Смерічки, Мария Исак, успела записать Водограй в дуэте с Яремчуком. Впоследствии в кадре эту песню исполняют Ротару и Зинкевич, однако голоса на фонограмме принадлежат не им.
Сама Ротару в фильме спела всего три песни - В Карпатах ходить осінь Дуткивского, Намалюй мені ніч Мирослава Скорика, а также Сизокрилий птах - написанную специально для фильма песню поэта Романа Кудлика на музыку популярной тогда итальянской композиции L’immensitа.
Из стройного ряда мелодичных украинских песен картины немного выбивается русскоязычная Бежит река, спетая Раисой Кольцей. Ее появление в сценарии объясняется чистой идеологией: без хотя бы одной русской песни фильм просто не выпустили бы на показ.
Червону руту снимали в течение августа 1971-го в Яремче. Работа была насыщенной, однако ни о каких трудностях или конфликтах ее участники припомнить не могут. Главной фигурой на площадке, пускай и негласно, был Ивасюк, ведь именно ему принадлежало авторство заглавной песни. Но причина крылась не только в этом.
И не только в фильме,но и в жизни Владимир Ивасюк помог найти свой голос и запеть по-настоящему Софии Ротару, Василию Зинкевичу, мне, многим другим исполнителям
"Он [Ивасюк] исполнял в фильме роль директора вымышленной концертной программы. С напутственными словами: "Держись, дружище!" он выводил певцов на сцену. И не только в фильме, но и в жизни Владимир Ивасюк помог найти свой голос и запеть по-настоящему Софии Ротару, Василию Зинкевичу, мне, многим другим исполнителям", - вспоминает процесс съемок на страницах газеты Чернівці Яремчук.
Немаловажным атрибутом картины стали костюмы героев, сочетавшие в себе народные мотивы и современность. Костюмов для Смерічки, выдержанные в бело-красных тонах, как и наряд Ротару, придумала жена Дуткивского Алла.
Теперь, годы спустя, Дуткивский честно признает, что фильм получился далеко не идеальным. Хотя, мол, удачно подобранный актерский состав, мелодичные песни и живописные виды украинских Карпат перевесили недостатки картины.
Но тогда, в ноябре 1971-го, когда фильм появился на телеэкранах, он стал хитом. Все песни из него почти мгновенно попали в разряд шлягеров.
Раздвоение одной истории
После телепоказа Пинкус Фалик, замдиректора Черновицкой филармонии, предложил Дуткивскому перейти на профессиональную сцену. Это означало, что ВИА закреплялся за филармонией, которая отныне занималась бы организацией концертов, следила за репертуаром, а заодно и за всей жизнью музыкантов.
Тогда Дуткивский отказал Фалику. Как вспоминает он сегодня, участники Смерічки не имели особых амбиций, в планах многих из них музыкальная карьера так и вовсе не значилась.
"Так что я сказал тогда Евдокименко [Анатолий Евдокименко - муж Ротару и музыкант, также принимавший участие в съемках Червоной руты]: бери парней, назовитесь, как фильм, Червона рута и идите работать", - говорит Дуткивский о судьбоносном решении, подарившем СССР певицу Ротару.
Участники Смерічки не имели особых амбиций, в планах многих из них музыкальная карьера так и вовсе не значилась
Евдокименко от предложения не отказался, быстро собрал "под Ротару" ансамбль, и еще до конца 1971-го ВИА Червона рута поступил на работу в Черновицкую филармонию. Основу репертуара составили песни Смерічки. Ни Дуткивский, ни Ивасюк ничего против этого не имели.
У нового коллектива началась активная концертная деятельность. Хотя на первых порах были случаи, когда кто-то из публики, придя послушать песню Червона рута, возмущался, не увидев на сцене Яремчука и Зинкевича. И все же исполнительский талант Ротару вскоре убедил всех: на небосклон советской эстрады действительно взошла новая звезда.
В тот момент и дела Смерічки шли отлично. "В начале 1970-х годов Смерічка была самым популярным ансамблем в Советском Союзе, а Ивасюк - любимым композитором молодежи", - так вспоминал о тех годах известный телеведущий Александр Масляков, "папа" КВН.
На первом всесоюзном фестивале Песня года - 1971, в котором лучшие песни выбирали зрители, солисты Смерічки Яремчук, Зинкевич и Ивасюк прогремели с Червоною рутою на всю страну. Год спустя ансамбль вновь пригласили спеть для главного хит-парада СССР. На этот раз буковинцы исполнили Водограй.
ВИА Червона рута поступил на работу в Черновицкую филармонию. Основу репертуара составили песни Смерічки. Ни Дуткивский, ни Ивасюк ничего против этого не имели.
Лишь в 1973 году Дуткивский решил пойти на профессиональную сцену. В жизни коллектива появились регулярные худсоветы, в ходе которых местное партруководство зачастую навязывало ансамблю несвойственный ему репертуар. Уйма времени уходила на гастрольные поездки: концерты приходилось давать ежедневно, по два-три раза в день. Да и их география, говорит Дуткивский, была всесоюзной.
Особенно Смерічку любили в Москве. Дуткивский вспоминает, что если различные региональные партфункционеры, бывало, заставляли ВИА петь чужие, более патриотичные песни, то в столице СССР от ансамбля ждали исключительно карпатских хитов.
В 1975-м Мелодия выпустила первую полноформатную пластинку группы.
Однако к этому моменту золотой период Смерічки подошел к концу. Солисты не выдержали испытание славой и партийными кознями, поэтому с середины 1970-х коллектив то распадался, то собирался в различных составах. Повторить успех Червоної рути им было уже не суждено.
***
Этот материал опубликован в №3 журнала Корреспондент от 27 января 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.