Би-би-си: Виза для Кобзона, или Спички с телефоном Япончика
Известный российский певец Иосиф Кобзон уже 18 лет не может посетить США, чьи власти постоянно отказывают ему во въездной визе. В Америке организуют сбор подписей в его защиту, пишет Владимир Козловский, Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк.
Манхэттенский ресторан Онегин открылся чуть больше месяца назад, но в языке местных таксистов уже утвердилось свое произношение этого заморского имени: One Gin, Один джин.
В среду в уютном Онегине, чьи белые стены исписаны факсимильными пушкинскими строками, состоялась пресс-конференция, ознаменовавшая начало кампании за выдачу въездной визы в США эстрадному певцу Иосифу Кобзону.
Как отмечает застрельщица этой кампании нью-йоркская корпорация Russian American Consulting, в мае пригласившая певца на гастроли и уже договорившаяся, по ее словам, об аренде залов в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, в последний раз Кобзон совершил турне по Америке в 1994 году. На следующий год ему без объяснений закрыли многократную американскую визу, и все последующие попытки певца получить ее вновь заканчивались неудачей.
С тех пор Кобзону удалось въехать в США лишь однажды, в составе делегации членов Госдумы. Нью-йоркский бизнесмен Леонард Лев, встречавший его в аэропорту, не помнит точной даты, но говорит, что это было где-то в конце 1990-х.
Лев неоднократно пытался сделать Кобзону визу, но неизменно натыкался на отказ. По словам бизнесмена, однажды американский дипломат в Москве пожалел его представительницу, хлопотавшую о визе для Кобзона, и сказал ей: "Да бросьте вы тратить деньги! Никогда он ее не получит!"
Недавние сообщения о том, что певцу либо уже дали американскую визу, либо вот-вот ее дадут, не соответствуют действительности.
Американская иммиграционная служба удовлетворила ходатайство Russian American Consulting (RAC) о том, чтобы Кобзону и его аккомпаниатору Алексею Евсюкову разрешили работать в США по ее приглашению. Но в соответствующем документе подчеркивается: "Эта форма не является визой и не может использоваться в качестве визы".
Вопрос о выдаче визы решают консульские работники, иммиграционной службе не подчиняющиеся.
Удовлетворение указанного ходатайства не означает, что они решат его положительно. 15 марта Кобзон вызван на собеседование в посольство США в Москве. Сам факт, что его назначили, возможно, означает, что лед тронулся. Возможно, и нет.
RAC, которой руководит бывший российский дипломат Андрей Шуранов, решила подтолкнуть госдепартамент и организует в русской Америке сбор подписей под обращением к госсекретарю Хиллари Клинтон.
В начале пресс-конференции в Онегине к русскоязычным жителям США обратился с экрана сам певец, заявивший: "После многолетнего перерыва, связанного с нежеланием властей США выдать мне и моей жене Нелли визы в Америку, я вновь пытаюсь добиться справедливости в решении моего вопроса. Это - моя последняя попытка. К сожалению, возраст не позволяет мне ждать положительного ответа до бесконечности... Прошу вас поддержать усилия организаторов поездки для того, чтобы запланированные концерты и наша долгожданная встреча состоялась".
"Я никогда не нарушал никаких законов", - сказал певец и объяснил свои визовые затруднения "интригами администрации Ельцина".
Директор концертного отдела RAC продюсер Лев Трахтенберг заметил, что если бы ему предложили на выбор пригласить модную американскую певицу Леди Гага или Кобзона, то он выбрал бы Кобзона.
Сидевший в президиуме раввин, бывший ленинградец Марк Зарх назвал Кобзона "огромной личностью" и заявил, что тот "вошел в еврейскую историю. Он ее фигурант, он часть нашей истории. Он остался Иосифом Давыдовичем, он не стал Ивановым, он поет еврейские песни, он помогает еврейским детям, помогает страждущим".
"Это великий певец!" - сказал председатель правления Американской ассоциации ветеранов и инвалидов войны из Советского Союза Федор Добронравов, заметивший, что если Кобзону откажут в визе, это будет "пощечиной России".
Решения об отказе в визах пересматриваются крайне редко, но в своем выступлении Шуранов привел, по крайней мере, четыре таких случая.
Известный в русском Нью-Йорке адвокат, полиглот и переводчик Пушкина Джулиан Лоуэнфельд, подававший ходатайство по поводу Кобзона в иммиграционное ведомство, подтвердил, что опротестовать отказ в визе через суд в принципе возможно и иногда продуктивно.
Госдепартамент не обязан объяснять отказы в выдаче виз, и не имеет права разглашать содержание иммиграционного досье просителя. В случае Кобзона о мотивах отказа можно было догадываться по косвенным источникам.
Среди них была статья Билла Герца в газете Washington Times, где Кобзон характеризовался со ссылкой на ЦРУ как "король" (в оригинале "царь") русской оргпреступности. Кроме того, в уголовном деле Вячеслава Иванкова по кличке Япончик имелся так называемый "меморандум Макналти" - датированное 31 марта 1995 года ходатайство ФБР о выдаче ордера на прослушивание сотового телефона, вышедшее из-под пера следователя Лестера Макналти.
Меморандум до сих пор не обнародован, но в 1996 году мне предоставил его Чарльз Роуз, адвокат одного из подельников Япончика.
Макналти кратко излагал в нем компромат, имевшийся у его ведомства на Кобзона и основанный в основном на показаниях анонимных агентов, иногда подкрепленных оперативными данными. Этот документ носил чисто рабочий, оперативный характер и не являлся официальным обвинительным документом. Ни Кобзона, ни также упоминавшегося там московского бизнесмена и будущего кандидата в президенты России Анзора Кикалишвили (Аксентьева) к суду в США никогда не привлекали.
Оба категорически отвергли в интервью с автором этих строк все содержащиеся там утверждения.
Следователь ФБР, среди прочего, утверждал, что в начале января 1995 года в Сан-Хуане на острове Пуэрто-Рико состоялся своего рода "мафиозный саммит" с участием Кобзона. 12 января 1995 года сотрудники ФБР порылись в мусорной корзине, оставленной перед номером Кобзона, и нашли там бумажку и книжечку спичек с телефонным номером Иванкова. Телефонная компания сообщила, что он дважды звонил Япончику из Сан-Хуана.
Вооруженный меморандумом Макналти, я посетил Кобзона в декабре 1997 года в его тогдашнем офисе на макушке Интернационаля, где певец подробно прокомментировал мне содержащиеся в этом документе утверждения.
Большинство он отрицал, а часть подтвердил. По его словам, он действительно летал в Сан-Хуан, но не на мафиозный саммит, а на отдых с друзьями, в число которых входил будущий министр спорта хоккеист Вячеслав Фетисов.
"Спички с телефоном нашли у вас в мусоре?" - спросил я.
"Да какие спички?! - возмутился певец. - Я первый коллекционер зажигалок в Советском Союзе вместе с отцом Высоцкого Володи! Я спичками никогда не пользовался!".
"Так был у вас телефон Япончика?" - спросил я.
"Конечно, - охотно подтвердил мой собеседник. - Я с ним общался. Я с ним познакомился в Америке в ресторане "Арбат".
"И как он вам?".
"Мне он показался человеком крайне интересным. Потом любопытно, потому что имя очень звонкое. Вы знаете, я человек вообще любопытный. И более того: меня интересуют вообще все те люди, которые являются яркими, вне зависимости от того, что они представляют из себя. Космонавт ли, герой Афганистана... Мне интересно узнать, что это такое. Потрогать руками то, чего я не могу".
Я процитировал Шуранову то место из меморандума Макналти, где в криминальном контексте упоминается компания Russian American, и спросил, является ли она однофамилицей или предтечей его RAC.
Шуранов ответил, что это совершенно разные фирмы.