Как 60 лет назад принцесса Елизавета стала королевой
Ровно 60 лет назад во время поездки в Кению принцесса Елизавета стала королевой. Как это произошло, и была ли 25-летняя принцесса готова к королевскому венцу?
В начале февраля 1952 года принцесса Елизавета с супругом принцем Филиппом, за которого она вышла замуж за пять лет до этого, отправилась в короткий отпуск в Кению.
Они заменяли короля Георга VI в ходе давно запланированного мирового турне, которое должно было продолжиться в Австралии и Новой Зеландии. Сам 56-летний монарх находился в это время в поместье Сандрингхэм в графстве Норфолк на востоке Англии. Он был слишком болен, чтоб путешествовать.
Принцесса с мужем отдыхали в известном ныне отеле Treetops, расположенном в Национальном парке Абердаре в 165 км от Найроби. "Гостиничные номера" были устроены на деревьях, в домиках, связанных из жердей.
Весь день 5 февраля Елизавета снимала на кинопленку слонов, приходивших на водопой к близлежащему роднику. Вечером они с герцогом Эдинбургским поднялись в свой "гостиничный номер" на дереве.
Новоиспеченная королева
Именно там принцесса стала королевой, так как в ночь на 6 февраля Георг VI скончался во сне.
Британский охотник Джим Корбетт, остановившийся в отеле Treetops в то же время, сделал ставшую позже знаменитой запись в журнале учета посетителей: "Впервые в мировой истории девушка поднялась на дерево принцессой и, по ее словам, получив самые яркие впечатления, слезла с дерева на следующий день королевой".
В то время, однако, Елизавете ничего не было известно о случившемся в Англии.
Так как место, где они находились, было достаточно далеко, потребовалось некоторое время, чтобы известие о смерти монарха добралось до королевской четы. Сначала об этом узнал старший придворный, который передал новость личному секретарю Елизаветы Мартину Чартерису. Тот позвонил помощнику принца Филиппа.
Елизавета вернулась на ферму Сагана, полученную ею на свадьбу в дар от кенийского правительства. И там Филипп сообщил ей о смерти отца.
25-летняя новоиспеченная королева, поборов горе, села писать письма, извиняясь за отмену турне. Правительством были приняты меры для ее немедленного возвращения домой.
Корреспондент Би-би-си в Найроби Фрэнк Гиллард написал тогда: "Как трагично думать, что даже сегодня утром, когда она сидела за завтраком, говоря о своем отце, с гордостью описывая, как мужественно он борется с болезнью, как хорошо он восстанавливается, как сидит в своей желтой рубашке и коричневых брюках, – что в этот момент ее отец был уже мертв, а она унаследовала его огромную ответственность".
"Плакала, но в одиночестве"
Автор краткой биографии королевы Роберт Лейси писал, что она была бы готова к такому известию, даже если бы смерть отца от коронарного тромбоза оказалась абсолютно неожиданной.
"Ее личный секретарь возил с собой запечатанные конверты с проектом Декларации о наследовании. Она была готова, но это было тайной, известной всего нескольким людям", – писал историк.
Елизавета отреагировала на известие стоически, никак не показав свое горе.
"Она сидела прямо, полностью принимая свою судьбу", – Лейси цитирует в своей книге Мартина Чартериса. Никто не видел ее слез.
Но королевский историк и биограф Сара Брэдфорд уверена, что Елизавета плакала позже, оставшись в одиночестве.
"Хотя она и не показывала это на людях, она просто обожала [отца]. Они были очень близки. Он воспитывал ее как будущего монарха. Она читала государственные бумаги, когда еще была принцессой. Она встречалась с главами государств в неформальной обстановке", – говорит Брэдфорд.
31 января Георг VI попрощался с дочерью и ее мужем в лондонском аэропорту. У него был рак, он пережил ряд операций, здоровье его резко ухудшилось.
Принцесса Елизавета должна была постепенно брать на себя всё больше монарших обязанностей: например, встречаться с высокими иностранными гостями. Она даже принимала конный парад по случаю официального дня рождения британского монарха 7 июня 1951 года, когда Георг VI из-за слабого здоровья не смог этого сделать.
Газеты в черной рамке
В тот сырой и холодный февральский день на улицах Лондона продавались окаймленные черной рамкой специальные выпуски газет, посвященные смерти 56-летнего Георга VI.
Информация о смерти короля была под полным контролем, говорит историк Уго Викерс, выступавший в качестве консультанта фильма "Король говорит!"
"В Сандрингхэме был код – "Hyde Park Corner". Личный секретарь в Сандрингхэме позвонил в Букингемский дворец и позвал к телефону находившегося там секретаря. Удостоверившись, что тот слушает, он сказал: "Hyde Park Corner". Это значило, что король умер", – говорит историк.
"После этого секретарь должен был пойти к королеве Марии, а затем к Черчиллю, чтобы проинформировать их. Они должны были узнать о смерти короля до того, как об этом могло быть официально объявлено", – сообщает Уго Викерс.
"Он был очень уважаемым монархом, но время правления его было ужасным. Он пришел на престол неподготовленным, прошел через войну, а затем его здоровье пошатнулось. Его смерть была значительно менее сенсационной, чем это могло быть сегодня, но настроение было более уважительным", – уверен Викерс.
Валери Лоу из графства Херефордшир было 12 лет, когда Георг VI умер. "Мы были в классе для рисования в школе, когда увидели, что британский флаг поднят лишь до половины флагштока, – вспоминает Лоу. – Мы стали интересоваться: кто умер? Один из детей предположил, что, наверно, принцессу Елизавету во время сафари съели львы".
"Нас собрали в актовом зале школы и сообщили печальную новость. Мы все чувствовали себя очень торжественно, но в то же время были взволнованы тем, что красивая молодая принцесса Елизавета становится нашей королевой", – рассказал Валери Лоу.
8 февраля в Сент-Джеймcском дворце принцесса Елизавета официально объявила себя королевой, главой Британского Содружества и защитником веры.
Свидетелями акта престолонаследия стали 150 лордов Совета, представители стран Содружества, представители лондонского Сити и другие высокопоставленные лица.
"Из-за внезапной смерти моего дорогого отца я призвана взять на себя обязанности и ответственность суверена", – прочитала официальную прокламацию королева Елизавета II.
"Мое сердце слишком переполнено, чтобы сказать больше, чем то, что я буду всегда работать, как работал мой отец на протяжении всего своего правления, во имя счастья и процветания моих народов, рассеянных по всему миру", – заявила 25-летняя королева.
Телевидение считалось "вульгарным"
Когда Георг VI скончался, в стране было всего лишь около 1,5 млн телевизоров. Очень многие услышали о смерти короля по радио – либо в новостях Би-би-си, либо в популярном тогда выпуске Light Programme.
"Освещение событий, связанных с королевской семьей, полностью изменилось. Похороны отца [Елизаветы] тогда были для нее семейным событием", – говорит Сара Брэдфорд.
Тело Георга VI в течение трех дней находилось в Вестминстерском зале. Около 300 тысяч человек прошли мимо гроба, засвидетельствовав свое почтение умершему монарху. Он был похоронен 15 февраля в Виндзоре, в часовне Святого Георгия.
Его похороны показывали по телевидению. После этого в Британии начали массово покупать телевизоры.
Но отпевание было передано лишь по радио. В то время истеблишмент считал телевидение довольно вульгарным средством массовой информации, поэтому присутствие камер при отпевании считалось бы вторжением в частную жизнь семьи. Архиепископ Кентерберийский тогда назвал телевидение "потенциально одной из величайших опасностей в мире".
Коронация королевы состоялась 2 июня 1953 года. По оценкам метеорологов, в этот день с наибольшей вероятностью должно было быть солнечно, – хотя, конечно, пошел дождь. Это стало первым подобным мероприятием, показанным по телевидению, и первым, которое видели многие люди.