Би-би-си: Личная жизнь эпохи Культурной революции в интерьере вещей
В лондонском художественном комплексе Барбикан открылась выставка-инсталляция китайского художника-концептуалиста Сун Дуна под названием Не-утиль, на которой представлены вещи, за долгие годы накопленные его матерью.
Она расположилась в необычном помещении Барбикана, которое называется Дуга (The Curve)
"Каждый раз, когда мы заказываем какую-либо выставку или инсталляцию для этого пространства, то первое, о чем мы обычно думаем: как это будет здесь выглядеть. Именно из-за необычности этого пространства, которое тянется за гигантской закругленной в дугу стеной так, что выставка открывается взору постепенно, по мере прохода вдоль этой стены", - поясняет старший куратор БарбиканаДжейн Аллисон.
По словам Джейн, каждый новый художник по своему работает с этим пространством, каждый открывает его по-новому, и именно поэтому галерея решила, что здесь - идеальное место для экспозиции Сун Дуна.
Сун Дун открыл это пространство необычайным образом: он разместил там все вещи, которые за долгие годы накапливала его мать, а она, надо сказать, совершенно ничего не выбрасывала.
Тазы разных фасонов и размеров, старенькие ободранные коврики, пластиковые бутылки, крышечки из-под них, мотки проволоки и пряжи, старые зонтики в количестве 10 штук, некоторые без ручек, гвозди, деревянные планки, стулья и табуретки, коробочки из-под всего, что может в коробочке продаваться и не только это.
Причем, сразу видно, что накопительство это от нищеты, а не от достатка, и его можно понять, поскольку во времена Культурной революции в Китае только таким образом и можно было выжить - экономя, ничего не выбрасывая, используя вещи не по назначению.
На стене в качестве сопроводительного материала - подробный рассказ матери художника Чжао Сян-Юань о том, как она стирала, экономя мыло - существовала целая сложная процедура переливания использованной воды из одного таза в другой, сохранения всех обмылков, которые сложены в зале монументальной горкой.
Как написала мать художника, "некоторые куски мыла, выставленные здесь, старше самого художника".
"Эта выставка очень многое рассказывает нам о китайской культуре, а также о личной драме, о семье. Люди, когда ее видят, часто бывают тронуты до слез", - говорит Джейн Аллисон.
Мы с ней стоим у архитектурно оформленной на старой кровати целой горы коробок из-под лекарств, которые принимал отец Сун Дуна, скончавшийся в 2002 году, после чего коллекционирование его жены Чжао Сян-Юань стало еще более яростным, будто именно в этом занятии мать художника нашла своего рода утешение, что, в частности, и демонстрируют эти пустые коробки из-под лекарств - ведь это своего рода память тех минут, проведенных вместе, пусть с больным, но любимым человеком.
Впервые подобная инсталляция появилась в 2005 году в Пекине, и тогда обустраивать ее Сун Дуну помогала его мать.
Однако в 2009 она трагически погибла, и с тех пор каждый раз, когда Сун Дун заново выставляет эту экспозицию, ему помогают его сестра и жена, и семья таким образом снова собирается.
"Эта экспозиция заставляет тебя оценить прелесть жизни, когда все-все вокруг ценится, - поделилась своими впечатлениями одна посетительница. - Я понимаю, что это могло быть тяжело для окружающих - такое собирательство - но взглянуть на это занятие новыми глазами, переосмыслить прошлое и сгруппировать вещи так, что они рассказывают удивительную историю жизни - это потрясающе!"
Сун Дун будто создал некий овеществленный ландшафт жизни своей матери: тут тазики с крупными розовыми розами и бессчетное количество мыла, которым стирались детские вещички; там гвоздики и мотки, из которых собрана их первая семейная лачуга; чуть дальше, на горе из пустых картонных коробок, сидят игрушки ее детей, как дикие звери, взирая на происходящее внизу, а в долине под ними - сопки детской одежды, озера бутылок из-под газировки, бурелом из фломастеров.
"Я испытываю ностальгию, глядя на все это, - призналась молодая китаянка, бродившая с подружкой по выставке, - но все равно мне очень нравится, потому что таким образом можно обрести что-то затерявшееся в памяти из своего собственного прошлого. Что-то далекое из детства вдруг вспоминается..."
Особенно грустно было смотреть на старые новые вещи, то есть никогда так и не побывавшие в употреблении - такие тоже там есть: например, коробки с нераспакованными сервизами или продовольственные наборы, неоткрытые, несъеденные...
Было понятно это желание Чжао Сян-юань, с одной стороны, приберечь это до лучших времен, и грустно оттого, что эти времена так и не наступили, или, если и наступили, то эта вещь уже не потребовалась.
"У посетителей эта выставка рождает диаметрально противоположные чувства, - сказала служительница зала, молодая девушка из Польши Жюстина. - Некоторые - из тех, кто тоже все хранит, ничего не выбрасывает - начинают лучше себя чувствовать, потому что понимают, что им до такого еще далеко. Некоторым она активно не нравится, они говорят, что у этих вещей отрицательная энергия, поскольку вещи эти собирала мать художника в сложные времена, а с 2002 года у нее была тяжелая депрессия после смерти ее мужа. А есть и такие, которым все это совершенно непонятно. Они говорят: если у тебя уже есть одна бутылка, зачем тебе еще десять таких же".
Сейчас мы привыкли к быстрой смене вещей, ко всему одноразовому, когда нет совершенно никакой нужды хранить крышки от банок, а уж тем более старый утюг в количестве пяти штук - все выбрасывается, заменяется новой, доработанной версией старого, и на этом фоне особенно удивительно увидеть, что кто-то все это сохранял, думая, что эти вещи его охраняют, дают уверенность в завтрашнем дне, сохраняют рассудок.
Иронично и то, что именно Китай сейчас производит основную массу ненужного барахла, от которого ломятся прилавки и лотки, а также наши собственные шкафы и тумбочки.
Но еще более удивительно то, что художник не уговорил свою мать выбросить все накопленное за годы и не избавился от этой "коллекции" сам после ее смерти, а художественным образом весь этот утиль осмыслил, буквально разложив перед нами чужую материальную жизнь, и сделал это с огромной любовью и почтением.