Кнут и пряник: белорусы узнают в Путине знакомые черты
В победе Путина на российских президентских выборах белорусы не сомневаются. Более того: подмечают, что российский лидер за годы постсоветского интеграционного строительства подхватил-таки ряд примечательных черт у своего заклятого союзника.
И когда в предвыборную зиму дзюдоист Путин вдруг надел любимую Лукашенко хоккейную экипировку, белорусская независимая пресса не преминула заметить: "Путин надел хоккейный шлем. И разгонит Площадь?"Независимые социологи констатируют: затяжные белорусские финансово-экономические проблемы увеличили симпатии белорусов к восточной соседке.
Причина проста: белорусы оценили российские - космические по местным меркам - заработки, ставшие доступными практически каждому с развитием Таможенного союза и Единого экономического пространства. Белорусские власти бьют тревогу: нарастает отток квалифицированных кадров, в Россию уезжают не только белорусские строители, но и учителя, водители трамваев, заводские рабочие.
Островок российского благополучия несколько месяцев назад появился и на белорусской территории: в приобретенном "Белтрансгазе" российское руководство пообещало и увеличило заработки до таких, о которых открыто говорить запрещено - дабы не дискредитировать собственное Отечество.
"Это, по сути, - покупка лояльности белорусских работяг и "синих воротничков". И в будущих разговорах о едином рубле, российских экономических и управленческих моделях белорусское общественное мнение окажется неспособным противостоять "тихой" инкорпорации Белоруссии Россией", - полагает политолог Александр Класковский.
Движение в сторону от демократии
Об угрозе белорусской государственности со стороны России лидеры правой белорусской оппозиции говорят постоянно. Но, по мнению руководителя партии БНФ (Белорусский народный фронт) Алексея Янукевича, приход Путина к власти только обострит ситуацию.
"Система, лидером которой является Путин, фактически опирается на силовой блок. Для них критично важно иметь Белоруссию в как можно большей зависимости, прежде всего для использования в качестве военного плацдарма, а также для реализации идеологического тезиса о могучем влиянии России на постсоветском пространстве", - уверен Янукевич.
Борцам за независимость и белорусской демократической оппозиции, по мнению лидера БНФ, не приходится обольщаться.
"Россия не является демократической страной, Путин не является демократическим лидером, - замечает Алексей Янукевич. - Совершенно очевидно, что российские интересы даже в малой степени не преследуют строительства в Белоруссии более демократичной политической системы, демократизации белорусского общества".
Возвращение Путина в Кремль не сулит белорусам избавления от авторитаризма, уверен и аналитик Роман Яковлевский.
Назад в СССР?
Тень СССР с приходом Путина к власти реально нависнет над провозгласившими независимость от Москвы и за 20 лет не ушедшими от этой зависимости государствами, уверен Станислав Шушкевич, один из авторов Беловежских соглашений, зафиксировавших распад Советского Союза.
"Идея великой России, которой следует Путин, это фактически новый Советский Союз, как бы он ни назывался. Великая Россия подразумевает поглощение Белоруссии. Эта идея к тому же грозит возвратом к великому противостоянию миров. Боюсь, нас ждет новая холодная война", - замечает Станислав Шушкевич.
Аналитики отмечают, что в международных структурах официальный Минск давно используется Москвой в качестве лишнего голоса "за", как когда-то использовалась Белорусская ССР.
С другой стороны, есть и мнение, которое выражает Сергей Костян, председатель белорусского (и международного) Славянского комитета: "Для нас благо то, что благо для России. Путин искренне стремится вывести Россию на передовую позицию в мире, и мы должны его в этом поддержать, нам нужна сильная, стабильная Россия. А об угрозе белорусскому суверенитету при этом говорят только провокаторы".
Экс-парламентарий и ярый критик Запада советует претенденту на российский президентский пост, одержав победу, создать триумвират Путин-Зюганов-Медведев.
"Если бы они нашли нечто среднее между собой и договорились быть вместе, это было бы выгодно для России, Белоруссии, всех славян мира и стремящихся к интеграции с Россией стран", - полагает Сергей Костян.
Рука кормчего
"Россия, в отличие от иных колонизаторов, никогда не грабила зависимые от нее территории. Кормили, кормят и будут кормить, независимо от того, кто будет у кормила. Вот на это и рассчитываем - и белорусский обыватель, и белорусское руководство", - улыбается экс-министр труда и заработной платы Александр Соснов, исследователь белорусского социума.
Белорусские телеканалы, еще недавно ежевечерне обсуждавшие российские неурядицы в противовес местной стабильности, поубавили пропагандистские обороты. И потому, что белорусского обывателя, уже знакомого с заработком соседа, опасно дразнить. И потому, что от кошелька Москвы белорусское благополучие зависит фатально.
Не оскудеет рука дающего и при "новом" Путине, уверен политолог Александр Класковский.
"Хотя Лукашенко будет демонстрировать попытки мягкого выскальзывания из имперских объятий России", - полагает эксперт.
Западня для Батьки
Отношения с Путиным Александр Лукашенко счел было испорченными раз и навсегда после ставшей знаменитой фразы Владимира Владимировича о мухах и котлетах. Белорусский президент не удержался, чтобы не уколоть обидчика, публично подчеркнув разницу в рангах, когда позже принимал Путина в Минске в качестве премьера.
Но в многочисленных информационных, торговых, нефтегазовых и прочих "войнах", периодически разгоравшихся между Минском и Москвой, Лукашенко старался не критиковать лично Путина, хотя всячески клеймил за небратские отношения подчиненных Путину министров и прочих кремлевских недоброжелателей.
Любопытно, что для легитимизации своего младшего внебрачного сына белорусский президент прибег к авторитету Путина: на одной из встреч с зарубежными журналистами рассказал, что именно с Владимиром Владимировичем поделился проблемами своего отцовства и услышал от Путина, что "дети - от Бога".
Впрочем, маленький Коля Лукашенко в качестве миротворца не был замечен в кремлевских палатах, хотя часто сидел у папы на руках во время визитов Лукашенко в иные страны. Президент Медведев, при посещении белорусского военного полигона подаривший Коле золотистый пистолет, по общему мнению белорусских наблюдателей, демонстрировал большую, чем Путин, благосклонность к Батьке.
Аналитики в Минске уверены, что наладить отношения с Путиным Лукашенко не удалось, ряд экспертов прогнозируют возврат к накалу обличительных страстей между руководителями России и Белоруссии через месяц-другой после прихода Путина к власти.
Но политолог Александр Класковский уверен: грандиозных словесных баталий не будет.
"Не потому, что Путин откажется от демонстрации свойственного ему прагматизма, просто не понадобятся слова, - считает Класковский. - . Лукашенко был вынужден подписать соглашение о евразийской интеграции, и в новых интеграционных моделях, инспирированных Россией, достаточно увяз. Постепенное втягивание Белоруссии в экономическую орбиту России, вероятный переход на российский рубль, ряд обязательств по продаже белорусских активов - вот что напрягает белорусского лидера".
У Лукашенко, впрочем, остается испытанный маневр: обозначить интерес к Западу. Официальный Минск уже начал демонстрировать в начале февраля, что потепление на западном направлении возможно.