Корреспондент: Французская революция. Мэтры Голливуда констатируют начало конца американского кино
Оскаровский триумф французского фильма Артист совершил масштабный переворот - впервые пять главных статуэток едут в Париж, а мэтры Голливуда констатируют начало конца великого американского кино, - пишет Ирина Илюшина в № 8 журнала Корреспондент от 2 марта 2012 года
На одну ночь Kodak Theatre, роскошный лос-анджелесский театр, где традиционно вручают главную кинопремию США, превратился в Вавилон. Кажется, еще никогда атмосфера церемонии вручения Оскаров не была такой подчеркнуто интернациональной: среди тех, кто дефилировал по красной дорожке, было как никогда мало граждан США.
Дальше - больше: Оскара в категории Лучший иностранный фильм впервые получила иранская лента, семейная драма Развод Надера и Симин. А пакистанский фильм Спасая лица стал лучшей короткометражкой Оскара.
И, наконец, пять золотых статуэток, в том числе три главные - за лучший фильм, за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль - достались французскому фильму Артист, черно-белой ленте о закате немого кино.
При бюджете $ 15 млн Артист собрал в международном прокате $ 77 млн, и в данный момент его можно посмотреть в украинских кинотеатрах. Как и еще одну отмеченную Оскаром ленту, Железную леди, собравшую $ 61 млн, - у Мерил Стрип, которая сыграла в ней британского экс-премьера Маргарет Тэтчер, статуэтка за лучшую женскую роль.
Пока Франция ликует, американские критики размышляют над нестандартным, хотя и ожидаемым выбором киноакадемиков: увлекшийся коммерчески успешными блокбастерами Голливуд задыхается без свежих идей, убеждены они.
Такова точка зрения и Джеймса Кэмерона, автора кассовых хитов, в том числе Аватара. Он уверен: бесконечные продолжения, которые сейчас штампует киноиндустрия США, - это начало конца. “Это абсолютная деградация кинематографа”, - суров к своим коллегам режиссер.
Да и другие мэтры американского кино не скрывают своих симпатий к соперникам из-за океана. В частности, Вуди Аллен не раз заявлял, что американцам есть чему поучиться у Старого Света.
Артисты и поклонники
Когда знаменитый американский актер Том Круз, объявлявший победителя в категории Лучший фильм, с максимально нейтральным выражением лица произнес заветную фразу “И Оскар уходит… Артисту”, аплодисменты были скорее вежливыми, чем теплыми.
Впрочем, французов это не смутило - они явно ощущали себя героями вечера. “Сейчас я чувствую себя самым счастливым режиссером в мире”, - заявил 44-летний автор Артиста Мишель Хазанавичус.
У режиссера с еврейско-литовскими корнями и французским паспортом есть повод для гордости: в оскаровской гонке он обошел таких маститых американ цев, как Мартин Скорсезе, Аллен, Терренс Малик и Александр Пэйн.
Снять немой фильм было давней мечтой Хазанавичуса. Историю о закате карьеры звезды немого кино, которого возрождает к жизни любовь, он придумал несколько лет назад
Свое детище Хазанавичус может считать семейным триумфом - в главной роли он снял свою жену, француженку с аргентинскими корнями Беренис Бежо. 34-летняя актриса так убедительно сыграла старлетку, что заработала номинацию на Оскар как лучшая актриса второго плана. А также порадовала мужа пополнением в семействе - за два месяца до релиза Артиста родила их второго ребенка.
Снять немой фильм было давней мечтой Хазанавичуса. Историю о закате карьеры звезды немого кино, которого возрождает к жизни любовь, он придумал несколько лет назад. Но тогда никто не хотел давать денег под проект малоизвестного режиссера, и лишь после выхода нескольких его фильмов, в частности успешных шпионских комедий об агенте 117, на Хазанавичуса обратили внимание продюсеры.
Режиссер настаивал на съемках в Голливуде, где, собственно, и происходит действие фильма. А чтобы уложиться в бюджет, команде пришлось работать на износ - съемки заняли всего полтора месяца.
Чтобы уложиться в бюджет, команде пришлось работать на износ - съемки заняли всего полтора месяца
Экономия и жесткий график объясняются просто: продюсеры побаивались, что Артист окажется слишком артхаусным произведением, которое привлечет внимание разве что киноманов и кинопенсионеров, ностальгирующих по временам, когда они начинали свою карьеру. В результате получилось трогательное и невероятно позитивное кино, ярко выделившееся на фоне стандартной кинопродукции.
Артист уже пять раз отбил свой бюджет в прокате и собрал громадное количество разнообразных наград. В частности, ленту отметили как лучшую британская BAFTA, французский Сезар, испанская Гойя, Ассоциация кинокритиков Нью-Йорка, Гильдия кинорежиссеров США и жюри Золотого глобуса.
У Дюжардена кроме Оскара также есть Золотой глобус и награда Каннского фестиваля - после показа на этом престижном международном кинофоруме публика десять минут стоя аплодировала фильму.
Куда уходит Оскар
“Самый большой сюрприз и самое большое удовольствие 2011 года”, - не скупится на комплименты ностальгическому детищу современного французского кинематографа влиятельный американский критик Том Лонг. А британец Питер Брэдшоу признается, что во время финальных титров не удержался от аплодисментов.
Лента о старых добрых временах не могла не растрогать и академиков, замечают критики. “Академия по большей части живет в прошлом. Это, кроме всего прочего, еще и выражение ностальгии”, - намекает на возраст оскаровских судей, которые, по его мнению, вполне могли застать эпоху немого кино, Хэнк Стьювер, обозреватель американской газеты The Washington Post.
Академия по большей части живет в прошлом. Это, кроме всего прочего, еще и выражение ностальгии
В результате то, чего больше всего опасались, - старомодный формат фильма - оказалось его козырем.
“Немой фильм по определению не имеет границ, он понятен всем без исключения”, - объясняет международный успех Артиста Дюжарден и добавляет: для него и для всей команды эта работа стала настоящим прорывом - до сих пор их знали в основном во Франции, а теперь им рукоплещет весь мир.
Критики прогнозируют, что после десяти номинаций на Оскар и пяти выигранных статуэток на актеров, сыгравших в фильме, посыплется град предложений, от которых невозможно отказаться, в том числе и с фабрики грез. Европейские артисты, как и отметившиеся яркими работами режиссеры и актеры из других стран, часто продолжают свою карьеру в США. Например, испанец Антонио Бандерас, британец Хью Лори, мексиканка Сальма Хайек и десятки других.
Пока же кинокритики обсуждают решение академиков, и Тим Моллой, нью-йоркский кино- и телеобозреватель, признает, что в этом году выбор был особенно трудным. Это вечная оскаровская дилемма - киноакадемики вынуждены искать золотую середину между громкими кассовыми лентами и “добротным” кино. В этот раз академия решила отдать главные награды просто хорошему фильму - в пику блокбастерам.
“Поймите, это не критика Артиста. Наоборот, печально, но это факт: множество людей просто не пойдут смотреть черно-белое немое французское кино. Во всяком случае не за те же деньги, что и Миссия невыполнима”, - сетует на вкусы публики Моллой.
Премия Оскар 2012. Лауреаты
Лучший фильм: Артист
Лучший режиссер: Мишель Хазанавичус, Артист
Анимационный фильм: Ранго
Документальный фильм: Непобедимые
Иностранный фильм: Развод Надира и Симин (Иран)
Короткометражный фильм: Спасай лица
Короткометражный анимационный фильм: Фантастические летающие книги Морриса Лессмора
Оригинальный сценарий: Вуди Ален, Полночь в Париже
Лучший актер: Жан Дюжарден, Артист
Лучшая актриса: Марил Стрип, Железная леди
Актер второго плана: Кристофер Пламмер, Начинающие
Актриса второго плана: Октавия Спенсер, Прислуга
Фильм Артист получил пять Оскров, в том числе в категории Лучший дизайн костюма и Лучшая музыка
Данные: oscar.go.com
***
Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 2 марта 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.