Корреспондент: Губернатор парламента. Интервью с лидером пропрезидентского большинства в Верховной Раде

13 марта 2012, 09:17
💬 0
👁 17

Александр Ефремов, лидер пропрезидентского большинства в Верховной Раде и глава фракции ПР, - о влиянии соцвыплат на избирателей, подкупе депутатов, поблажках для чиновников и тех, кто голосует под взмах руки, - в интервью Ирине Соломко в № 9 журнала Корреспондент от 8 марта 2012 года.

В прошлом этот человек с волевым лицом управлял сотнями тысяч людей, отвечая как губернатор за Луганскую область.

Теперь в его подчинении людей куда меньше - примерно 250 человек, парламентская фракция Партии регионов (ПР) и союзные с ней депутаты. Зато ответственность, лежащая на Александре Ефремове сегодня, не в пример более значительна.

Теперь он не просто руководит фракцией, но и курирует работу большинства - основы властной вертикали, выстроенной Президентом Украины. Именно послушная главе государства Верховная Рада позволяет Виктору Януковичу проводить собственную внешнюю и внутреннюю политику без оглядки на кого бы то ни было.

Теперь он не просто руководит фракцией, но и курирует работу большинства - основы властной вертикали, выстроенной Президентом Украины

Такая серьезная позиция делает Ефремова ревностным хранителем интересов партии власти. Да и место, где он давал интервью Корреспонденту о выборах, перспективах ПР на них, деятельности Президента и парламентских скандалах, ко многому обязывало главу регионалов: он сидел в том же кресле и в том же кабинете Рады, которые три года назад занимал сам Янукович, будучи главой фракции ПР. Под давлением всех этих обстоятельств Ефремов был собран, защищал начальство и подчиненных, то и дело негодуя по поводу предвзятости вопросов. В итоге вышло, что: партия власти не группа послушных исполнителей, а собрание дисциплинированных индивидуалистов; депутаты обеими руками за борьбу с коррупцией, но начинать ее с себя немного не готовы; подкуп нардепов - это внутриоппозиционные разборки; перспективы партии власти на выборах весьма радужные. Насколько убедительно все это прозвучало, Корреспондент дает возможность оценить самим читателям.

- Осенью этого года выборы. Какими достижениями вы, ПР, можете похвастать?

- Мы обещали людям определенные вещи, частично они достигнуты. Если сравнить, что мы имеем сейчас, с тем, что было в 2009 году, то результат налицо. В 2009-м было падение ВВП на 15 %, разбалансирована система управления. Все решения единолично принимались премьером [Юлией Тимошенко], который не разговаривал с Президентом [Виктором Ющенко]. Это та точка, с которой мы начали свое движение. В итоге мы остановили падение производства. В 2010-м и 2011-м у нас 5 %-й рост ВВП. Это говорит о том, что была проделана определенная работа.

- Но она была проделана не столько ПР в парламенте, сколько Президентом и его Администрацией (АП)?

- Я не отделяю в данном случае Президента от той политсилы, с которой он шел на выборы.

- Вы сказали, что в 2009-м все решения принимались единолично в Кабмине. А сейчас разве они не принимаются единолично на Банковой?

- Вы, наверное, недостаточно информированы. Раньше все решения относительно исполнительной власти принимались только премьером. Сегодня те решения, которые касаются Кабмина, принимаются коллегиально в Кабмине, Президента - в АП, фракции ПР - в Раде. Часто бывает, что мы дорабатываем те вещи, которые инициирует Кабмин, а когда мы принимаем на основе этого решения, Президент не соглашается с ними.

- В ПР идет дискуссия о том, с чем идти к избирателям. На одном из закрытых партзаседаний вы даже говорили Ирине Акимовой, первому замглавы АП, что надо либо выборы проводить, либо реформы.

- У нас нет конфликтов. У нас есть - и часто бывают - дискуссии. Наша задача озвучить перед теми партийцами, которые занимают высокие должности, те проблемы, что есть в обществе, и обозначить пути их решения.

- С чем же все-таки пойдете к избирателям?

- Мы все прекрасно понимаем, что людям надо поднимать минимальные пенсии. Также у нас стоит задача перейти на расчет пенсионных выплат исходя из стажа. Мы видим, что в результате неповышения зарплат бюджетникам у нас зарплаты по этой отрасли отстают от средних. Это надо решать. Мы видим и те проблемы, которые есть в коммунальном хозяйстве: не решаются вопросы ремонта тротуаров во дворах, крыш и подвалов, систем отопления. Уже даны поручения аккумулировать средства для этого. Также будут решаться и вопросы по выплатам детям войны и вкладам Сбербанка СССР.

- Все это похоже на типичную постсоветскую предвыборную риторику, которая очень далека от того, о чем говорят и что делают политики в Европе. Оценивая риски нового кризиса, там сокращают расходы, в том числе и в бюджетном секторе. Вы же снова говорите об увеличении соцвыплат и прочих расходов.

- Вы слишком молоды, чтобы так говорить. В процветающей Европе с ее зарплатами может стоять вопрос об их сокращении. У нас, когда люди получают мизер, сокращать невозможно.

- Но речь идет об экономии, о том, что Европа оптимизирует траты. У нас же расходы только растут, в том числе и на госаппарат.

- Мы сократили госаппарат почти на 30 %. Это и увеличило расходы: нам нужно было выплачивать выходное пособие. Но в этом году ситуация изменится. А если и дальше будет увеличение финансирования по отдельным органам, то связано это с тем, что в ходе реформы им передаются дополнительные функции других структур. А так, чтобы у кого-то появилось желание просто взять и дать больше денег, такого в государстве нет.

- Чиновники все равно не экономят на себе.

- Я бы вас в этом поддержал, но не переводил бы в систему. Если посмотреть глобально, то на местах даже по так называемым защищенным статьям финансирования не хватает. И это проблема, поскольку они вынуждены искать дополнительные средства, а это влечет за собой коррупционные риски.

Если есть факты, о которых вы говорите, то непорядочные люди встречались и будут встречаться всегда, во всех странах. Для этого и существует пресса. Если вы будете лучше работать, то таких вещей будет все меньше.

- Прокуратура не реагирует на публикации в СМИ.

- Зато бизнесмены и госструктуры жалуются на слишком большую активность прокуратуры и других проверяющих органов. Все потому, что началась борьба с коррупцией, о которой заявил Президент, и люди начали нести ответственность.

- Недавно вступил в силу пакет антикоррупционных законов, по которому чиновник считается преступником, если у него есть корпоративные права - акции, доли в предприятиях. У нас едва ли не все чиновники Кабмина должны в таком случае быть привлечены к ответственности. Но протокол о коррупции составляют избирательно, на неугодных, к примеру, на Юрия Бова, мэра Тростянца, не члена ПР.

- У меня есть иная информация. Например, в Луганской области против нескольких руководителей районов возбуждены аналогичные дела.

Но я хотел бы прояснить этот вопрос. Депутаты [представители ПР] уже направили запрос в Конституционный суд (КС) относительно двух норм нового антикоррупционного пакета. Первая норма касается корпоративных прав. Проблема в том, что у нас в свое время много людей стали собственниками каких-то прав. Многие являются акционерами таких компаний, где, например, нельзя созвать органы управления и вывести их из числа акционеров. В законе же о коррупции теперь написано, что человек не имеет права находиться в высших органах управления. И тут ошибка законодателя. Когда мы прописывали эту норму, то забыли, что высший орган управления - это собрание акционеров. В результате все акционеры автоматом попали под эту коррупционную статью.

- И как должна звучать норма?

- Госчиновник не должен занимать должности в руководящих органах, например в советах директоров, управлять компанией. Этот вопрос волнует тысячи людей, закрывать на него глаза нельзя. Подача обращения в КС даст ответ на этот вопрос. Мы надеемся, что он в ближайшее время примет решение.

- А вы собственник корпоративных прав?

- У меня они были, но когда я стал губернатором, я их передал.

- Это справедливо?

- Нет. Я занимался бизнесом, а потом в силу определенных причин меня пригласили работать в администрацию. В результате я оказался в ситуации, когда должен был что-то делать со своими корпоративными правами. И это неправильно. Я считаю, что если человек не управляет компанией, а просто получает дивиденды, которые декларирует, показывая, на что он живет, это справедливо. А получается, у нас люди показывают, что у них вообще нет доходов, а сами ездят на Mercedes последних моделей, живут как миллионеры.

- Вторая норма, по которой КС должен высказаться, - декларирование расходов-доходов чиновниками и их родней?

- Да, но хотел бы четко прояснить, в чем тут дело. Закон начал действовать с 1 июля 2011 года, а в нем написано, что декларации надо подавать с 1 января 2012-го. И те, кто составляет декларации, задают вопрос: “Как мы можем показать расходы за 2011-й, если мы полгода на это не обращали внимания и не вели учет?”.

- Странный аргумент. Речь же идет не о том, сколько рулонов туалетной бумаги купил депутат или его семья, - декларировать нужно крупные покупки.

- А теперь представьте себе, если человек забыл что-то задекларировать, потому что полгода не следил за этим. Он понесет серьезную ответственность. Это не шутки. Поэтому КС и попросили пояснить, должны ли мы заполнять декларацию за 2011-й или, учитывая тот факт, что закон вступил в силу со второй половины 2011-го, нужно декларировать расходы за полгода, например.

- Если вернуться к теме выборов, за последний год рейтинг ПР сильно упал. По данным некоторых опросов вы находитесь на втором месте после БЮТ, а значит, можете не сформировать в будущем парламенте пропрезидентское большинство.

- Вы опять ошибаетесь. Согласно последним опросам, которыми я располагаю, мы с 15,9% на первом месте. За нами БЮТ с 13,5%, Фронт змін - 8,1%, УДАР - 5,3%, КПУ - 4,1 %, Свобода - 4 %. Конечно, я бы хотел для своей партии наивысшего результата. Но будет то, что будет, - объективная оценка нашей деятельности за 2,5 года. Я надеюсь, люди видят, что мы заложили фундамент, на котором строим здание, где всем будет комфортнее жить. Поэтому рассчитываю, что мы наберем не меньше голосов, чем в 2007-м.

- Это без депутатов по округам?

- Да. Мажоритарщики - это отдельный разговор. Если нам удастся выдвинуть наиболее рейтинговых и люди им поверят, то результат может быть и выше.

- Кого вы видите своими союзниками?

- Те политсилы, которые сейчас входят в большинство. Но они есть и вне Рады, Сильная Украина [партия вице-премьера Сергея Тигипко], например.

- Имидж ВР в обществе негативный, чему виной и сами нардепы. Недавно разгорелся скандал вокруг попытки подкупа Романа Забзалюка, депутата БЮТ, Игорем Рыбаковым, лидером группы внефракционных депутатов и экс-членом БЮТ. Рыбаков якобы отдал Забзалюку за переход почти $ 0,5 млн.

- Когда наши коллеги из БЮТ погрязают в скандалах, меня это не радует. Просто гротескно выглядело, когда они обратились к нам с предложением создать следственную комиссию по этому факту. Но мы подключимся к ее работе.

- Группу Рыбакова связывают с ПР. Возможно, поэтому вы не будете слишком активны?

- Если бы его группа была создана при нашей поддержке, эти люди просто вошли бы в нашу фракцию. У нас разные политические платформы, ее депутаты часто голосуют неконсолидированно с нами.

Согласен, общество должно получить ответ на вопрос, что произошло, от Рады. Пока же Генпрокуратура видит там только межличностные отношения между депутатами.

- Позиция ГПУ выглядит как укрывательство, порождая недоверие и к парламенту, и к власти.

- Недоверие порождают действия отдельных депутатов. Но сама Рада - это площадка, где проходит выяснение отношений, которые есть в обществе. Посмотрите на парламенты других стран - мы не исключение. Но я хотел бы отметить одну вещь: насколько мы уважаем себя, настолько уважаем и госорганы. По-другому быть не может.

В целом такие ситуации возвращают нас к вопросу о неприкосновенности народного депутата. Действительно, закон должен быть один для всех. И в ближайшее время мы обсудим этот вопрос у себя во фракции.

- Депутатов-регионалов трудно заподозрить в самоуважении, они даже голосуют исключительно под взмахи рук Михаила Чечетова, замглавы фракции.

- Чтобы Михаил Чечетов махнул рукой, этому предшествует огромная работа различных специалистов и экспертов. Работа нашей фракции слаженная и эффективная. Это надо ставить нам в заслугу, а не иронизировать над этим. Попробуйте наладить такую же работу в других фракциях.

- Какой эффективности можно ждать от статистов?

- Они не статисты! Каждый имеет право забрать карточку и голосовать так, как он считает нужным. Отдельные депутаты так и делают.

***

Этот материал опубликован в №9 журнала Корреспондент от 8 марта 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Выборы Партия регионов журнал Корреспондент парламент интервью Александр Ефремов