Минск: живы ли приговоренные к смерти? - Би-би-си
Адвокату осужденного на смерть Владислава Ковалева сообщили в четверг, что его подзащитного уже нет в СИЗО КГБ, где содержались двое обвиненных во взрыве минского метро. Ряд аналитиков в Минске полагают, что приговор приведен в исполнение.
Ряд аналитиков в Минске полагают, что приговор приведен в исполнение.
Адвокат Станислав Абразей пытался также отыскать Владислава Ковалева в СИЗО №1 на улице Володарского - "Володарка" с советских времен знаменита тем, что именно здесь приводятся в исполнение расстрельные приговоры. Любовь Ковалева, мать приговоренного к расстрелу, утверждает, что Абразею сообщили: на "Володарке" Владислава Ковалева нет.
"Жду адвоката, повезем письменный запрос в СИЗО КГБ - по месту последнего пребывания Влада. Пусть скажут, - с трудом говорит женщина. - Буду еще надеяться, что ничего не сделано. Буду бороться".
"Если еще есть, за кого бороться", - добавляет мать.
Сообщение о том, что президент Лукашенко отказал в помиловании приговоренным к смерти Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву, прозвучало поздно вечером в среду в итоговой новостной программе белорусского телевидения.
Двое молодых рабочих из северо-белорусского областного центра Витебска Верховным судом Белоруссии были признаны виновными в терактах в минском метро 11 апреля 2011 года, в День независимости 3 июля 2008 года в Минске и в Витебске в 2005 году. В результате взрыва в минском метро 11 человек погибли на месте, еще четверо умерли в больницах, пострадали более 300 человек.
Дмитрий Коновалов признал в суде вину в терактах 2008 и 2011 годов, отказался от выступлений в суде и последнего слова и, по утверждению надзиравших за делом прокуроров, не просил о помиловании.
Владислав Ковалев своей вины не признал, активно доказывал в суде свою невиновность и подал прошение о помиловании на имя Лукашенко.
Мать Владислава Любовь Ковалева заявила на пресс-конференции в Минске в четверг, что готова еще раз просить президента помиловать ее сына.
"Я трижды просила, готова просить еще раз", - сказала женщина. По словам Ковалевой, она записывалась на прием к Лукашенко в декабре прошлого года, но президент ее не принял.
Любовь Ковалева обращает внимание на то, что не завершена процедура подачи надзорной жалобы - ее сын и адвокат еще должны были согласовать текст.
Юрист и правозащитник Владимир Лобкович отмечает, однако, что формально процедуры не нарушены. "Так как приговор вынесен Верховным судом, объявлен окончательным и не подлежащим обжалованию, надзорная жалоба не является обязательным элементом процедуры, способным остановить расстрел", — поясняет Лобкович.
Комитет ООН по правам человека, куда Любовь Ковалева направила жалобу по делу своего сына, еще в минувшем декабре просил официальный Минск остановить исполнение смертного приговора до рассмотрения ситуации в Комитете.
Правозащитник Людмила Грязнова утверждает, однако, что, по ее исследованиям, даты приведения в исполнение смертных приговоров в Белоруссии на протяжении ряда лет совпадают с датами сессий Комитета ООН по правам человека.
"Нынешняя сессия Комитета началась 12 марта, как раз в этот день поступили сообщения, что комиссия по помилованию при президенте Белоруссии приняла какое-то неоглашаемое решение и отправила его Лукашенко. Через день Лукашенко отказал смертникам в помиловании. Совпадение вызывает подозрение, что кто-то провоцирует скандал между ООН и Минском", - заявляет Грязнова.
Редактор интернет-газеты "Ежедневник" Сергей Сацук полагает, однако, что апелляции Любови Ковалевой к мировой общественности - а мать приговоренного к смерти выступала в том числе и перед депутатами Европарламента - ускорили исполнение приговора.
"Шансы на помилование у нее все же были, если бы она не дала втянуть себя в политические игры и выбрала правильную стратегию", — пишет редактор "Ежедневника".
"Лукашенко не оставили возможности помиловать белорусских террористов. [...] Любые попытки приплести к этому делу политику и тем самым надавить на Александра Лукашенко воспринимаются им в штыки", — замечает Сергей Сацук.
"Они отомстили моему сыну за то, что он сказал правду в суде. Они отомстили мне за то, что я ездила в Страсбург и рассказала всем, как осудили парней", - заявила Любовь Ковалева сразу после сообщения о том, что президент Лукашенко отказался помиловать смертников.
По мнению ряда минских аналитиков, Лукашенко не зря запустил расстрельную процедуру в самый канун принятия Европарламентом опасной для него резолюции. На слушаниях Европарламента в среду, по сообщениям из Страсбурга, был подготовлен проект резолюции, в котором правительства европейских стран призывались к введению точечных экономических санкций в отношении официального Минска, а Международной Федерации хоккея предлагалось задуматься о целесообразности проведения в Белоруссии чемпионата мира в 2014 году.
"Здесь может быть и просто совпадение событий, и расчет со стороны официального Минска, - полагает политаналитик Александр Класковский. - Официальный Минск в пору кризиса отношений с Западом стремится навязать Европе пакетное соглашение. Лукашенко не согласен пойти на односторонние, по его мнению, уступки - скажем, выпустить политзаключенных или ввести мораторий на смертную казнь. Он хочет продать "пакет", да так, чтобы не идти на реальные демократические изменения, а по сути, устроить то, что называют торгом заложниками".
Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд осудил решение Александра Лукашенко отказать в помиловании осужденным в совершении теракта в минском метро.
Представители Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) обратились к белорусским властям с просьбой не казнить Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева.
"Мы чрезвычайно озабочены тем, что после объявления о решении президента Лукашенко отказать в помиловании двум молодым людям, чудовищный акт может быть приведен в исполнение в любое время. В свете нашего принципиального непринятия смертной казни и множества вопросов относительно честности прошедшего процесса, мы просим белорусские власти воздержаться от казни Коновалова и Ковалева", - говорится в заявлении, которое, по информации пресс-службы ПАСЕ, подписали председатель ассамблеи Жан-Клод Миньон, спецдокладчик по Беллруссии Андрес Херкель, депутаты ПАСЕ Марилуизе Бек (Германия) и Рената Вульвенд (Лихтенштейн).
Пересмотреть решение об отказе в помиловании Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева призвал Лукашенко Председатель Европарламента Мартин Шульц.
"Они были осуждены, несмотря на серьезные сомнения по поводу их роли в этом трагическом событии. Согласно отчетам правозащитных организаций, ведение их процесса не соответствовало международным стандартам", - цитирует главу Европарламента его официальный сайт.
"Я призываю Беларусь, последнюю страну в Европе, все еще применяющую смертную казнь, ввести мораторий", - заявил Мартин Шульц.
С призывом к мораторию и просьбой не приводить в исполнение смертный приговор к Александру Лукашенко обратился Уполномоченный федерального правительства Германии по правам человека Маркус Лёнинг.
Немедленного моратория на расстрел требуют выступившие с коллективным обращением белорусские правозащитники, а также ряд оппозиционных политиков, лидеров общественного мнения.
Всего лишь указ Лукашенко о моратории на смертную казнь - и жизнь 25-летним Ковалеву и Коновалову будет сохранена, подчеркивают многие.
Но правозащитник Олег Волчек замечает: "У меня есть очень маленький процент надежды на то, что они еще не расстреляны. Потому что приговор могут привести в исполнение с той самой минуты, когда становится известно, что прошение о помиловании отклонено. Дай Бог, чтобы власть еще оставила себе время на раздумья".