Мнения белорусов по поводу расширения санкций ЕС разделились
Оценка белорусами расширения санкций ЕС зависит от источников информации и способности самостоятельно оценивать ситуацию. Категорическое неприятие санкций и их одобрение соседствует с мнениями со множеством оговорок.
Наконец-то, ЕС продемонстрировал единство, так комментирует расширение санкций против режима президента Александра Лукашенко зампредседателя Объединенной гражданской партии Лев Марголин. Лидер движения "За свободу" Александр Милинкевич поддерживает расширение визовых санкций как "моральную оценку действий белорусских властей".
Приветствуют санкции и родственники политзаключенных. В той или иной степени их мнение разделяют политики и эксперты. Политэмигрант Дмитрий Щигельский согласен с соотечественниками, поддерживающими санкции, нацеленные на "белорусский олигархат, представляющий интересы семейного клана Лукашенко". Включение в список силовиков и судей, по его мнению, заставит задуматься исполнителей приказов о том, чтобы выбить из политзаключенных показания или ухудшить условия их содержания в тюрьмах.
Аргумент "За" экономические санкции сводится к логической цепочке: санкции, банкротство режима Лукашенко, недовольство граждан, которые найдут способ изменить ситуацию. Четкого ответа, каким образом - сторонники жестких санкций либо не дают, либо допускают силовой сценарий. По мнению большинства политологов и социологов, белорусское общество не готово к революционным потрясениям.
Расширение санкций укладывается в логику существующего конфликта
Санкции остаются фасадными, не затрагивают "болевых точек" в виде калийной и нефтехимической отраслей, так оценивает решение Совета ЕС политолог Евгений Прейгерман. ЕС не ждет, что санкции вынудят руководство Беларуси отказаться от репрессий, о чем, напоминает аналитик, сказал глава МИД Польши Радослав Сикорский. Сам факт расширения санкций против экономических субъектов в Беларуси создаст проблемы не только бизнесам из черного списка, но и многим другим, работающим через европейские банки, указывает Прейгерман.
Отсутствие четких критериев включения или исключения из черного списка "размывает" послание ЕС, что позволяет белорусским властям вольно трактовать события, полагает аналитик. Государственные СМИ объясняют расширение санкций "диктовкой "пятой колонны" и отказом от моратория на смертную казнь".
Расширение санкций - в логике существующего конфликта. Но оно же разжигает его еще больше. Репрессии в отношении оппозиции и гражданского общества в краткосрочной перспективе усилятся, прогнозирует Прейгерман.
Радость приветствующих санкции разделяют не все
Политолог Георгий Плащинский отказывается понимать радость поддерживающих расширение санкций. Его довод: практика показывает, что санкции крайне редко приводят к искомому результату. "Как гражданину Беларуси мне неприятно, что отношения с ЕС дошли до такой точки. Каким бы не был политический режим, его изменение - дело самих белорусов", - говорит он.
Углубляющийся конфликт, по мнению Плащинского, ухудшит условия деятельности тех, кто может влиять на изменение настроений в Беларуси. У ЕС нет таких рычагов влияния на ситуацию в Беларуси, как у России. Вместо того чтобы пытаться приобрести их, ЕС рвет существующие связи, позволяя белорусским властям игнорировать мнение ЕС, полагает аналитик.
Мнения рядовых белорусов разделились
Суждения рядовых белорусов по поводу санкций зависит от источников информации. Черпающие ее из государственных СМИ разделяет тиражируемое агитпропом мнение: "ЕС ввел санкции против белорусского народа". Основное опасение - угроза личному благосостоянию вследствие ухудшения экономической ситуации в стране.
Посты белорусов в социальных сетях так или иначе повторяют аргументы политологов, политиков и общественных активистов. При этом многие дискутирующие настаивают на своих аргументах, не особенно вникая в аргументы оппонентов.
Автор: Елена Данейко
Редактор: Геннадий Темненков