Корреспондент: Корпорации веры. В США набирают силу мегацеркви с бизнес-структурой и гигантскими доходами
В США набирают силу мегацеркви - религиозные организации с сотнями тысяч прихожан, бизнес-структурой и гигантскими доходами, - пишет Ирина Илюшина в №11 журнала Корреспондент от 23 марта 2012 года.
Огромное здание из стекла и металла с кафе, рестораном, кинотеатром, магазинами, окруженное спортивными площадками и парковкой на несколько тысяч мест. Это не развлекательный центр и не супермаркет, а расположенная неподалеку от Чикаго церковь общины Willow Creek, одной из самых популярных американских христианских организаций.
Это типичная американская мегацерковь, куда на воскресное богослужение сходятся не меньше 2 тыс. человек. Согласно данным Хартфордского института исследования религий, количество церквей такого масштаба в США за последние полстолетия выросло с 16 до 1.300.
Около 50 из них еженедельно посещают до 47 тыс. человек, так что их гигантские здания - скорее необходимость, чем роскошь. Как и другая инфраструктура вроде парковок, детских комнат (надо же куда-то сдавать детей, пока взрослые слушают проповедь), магазинов, в которых кроме всего прочего продается религиозная литература, и кафе - после длинной проповеди неплохо перекусить.
Современные протестантские церкви Америки, самые большие среди которых - Южная баптистская конвенция (16,2 млн прихожан), Объединенная методистская церковь (7,9 млн), Евангелическая лютеранская церковь (3,5 млн), превращаются в крупные безнес-корпорации
В США около 76 % верующих исповедуют христианство. Причем значительную их часть, около 68 %, составляют протестанты. Именно современные протестантские церкви Америки, самые большие среди которых - Южная баптистская конвенция (16,2 млн прихожан), Объединенная методистская церковь (7,9 млн), Евангелическая лютеранская церковь (3,5 млн), превращаются в крупные безнес-корпорации, и обороту средств в них могут позавидовать солидные компании, убеждены эксперты.
Судите сами: почти 21 млн граждан США ежемесячно отдают церкви 10 % своих доходов. А доходы американских церквей налогами не облагаются.
При этом Willow Creek имеет официально сформулированную цель - “превращение нерелигиозных людей в преданных последователей Иисуса Христа” - и четко расписанную стратегию ее достижения. Над этим работает команда профессиональных менеджеров, и некоторые из них имеют дипломы MBA - это также атрибуты современной церковной организации.
Главы крупных церквей США не скрывают, что религиозный лидер современности - это в первую очередь хороший предприниматель. Так, Джон Джексон, бывший пастор, а ныне - президент христианского Университета Уильяма Джессопа, в своей книге Пасторпренер делится секретами создания процветающей религиозной структуры, вполне применимыми к коммерческой фирме.
“Мегацеркви представляют веру в развлекательно-диснеевском плане, - иначе видит положение вещей Дрю Гудменсон, бывший пастор, сегодня - президент совета Центра церковных коммуникаций, расположенной в Лос-Анджелесе организации. - Забудьте о религиозном откровении или экстазе, посещение такой церкви не более драматично, чем поход в шопинг-молл”.
Христианство по-американски
Наигрывая на губной гармошке популярный соул-блюз, мужчина в темных очках и надетой задом наперед кепке-бейсболке въезжает верхом на Harley-Davidson во двор христианского колледжа Новая Надежда в городе Юджине, штат Орегон. Этот человек - американская легенда и любимец местных жителей, 59-летний пастор Уэйн Кордейро.
Правда, сейчас он отошел от активной деятельности - большую часть времени Кордейро посвящает тренировке скаковых лошадей на собственной ферме в окрестностях Юджина. А также сотрудничает с колледжем - встречается с молодыми людьми, помогает в организации мероприятий и встреч со знаменитостями, от рок-звезд до духовных лидеров.
Извечную религиозную дилемму - как сохранить церковные традиции и в то же время привлечь свободомыслящую молодежь - Кордейро, бывший наркоман и рокер, решил в пользу модернизации
Начинал пастор Кордейро на Гавайях. Затем проповедник-протестант объездил весь мир - он создал более 120 церквей в разных странах и привлек более 30 тыс. прихожан. Его менеджерские таланты отметили и в Willow Creek, пригласив на должность исполнительного директора. Но Кордейро отказался: его больше привлекало миссионерство, разъезды по всему миру и обращение неверующих.
Извечную религиозную дилемму - как сохранить церковные традиции и в то же время привлечь свободомыслящую молодежь - Кордейро, бывший наркоман и рокер, решил в пользу модернизации. Сейчас он пишет книги о том, как церкви должны меняться в эпоху высоких технологий, спонсирует классы хипхопа в колледже и студенческий бэнд под названием iPad Orchestra.
Кордейро верит, что именно в развлечении будущее религии. “Да, я использую приемы искусства - музыку, танцы, свет, - признает он. - Потому что если посмотреть на современные молодежные стандарты, то это не навевающее скуку чтение псалмов под звуки органа”.
Хотя образ жизни и увлечения Кордейро раздражают некоторых обычных американцев и кое-кого из его коллег, его популярность сравнима с идолами поп-музыки. Эксперты также предполагают, что и заработки пасторов такого уровня достигают солидных сумм. Судя по роскошным автомобилям и домам некоторых проповедников, далеко не все из подаяний верующих идет на благотворительность, считают обозреватели.
Судя по роскошным автомобилям и домам некоторых проповедников, далеко не все из подаяний верующих идет на благотворительность
Так, согласно оценкам американских экспертов, крупные религиозные организации зарабатывают не менее $ 7 млн в год каждая, а есть и такие, чей доход исчисляется более чем $ 10 млн в год. Но отследить, куда и как расходуются средства, не представляется возможным: церкви в США, как и во многих других странах мира, не платят налоги и не обязаны декларировать свои доходы.
При этом около 63 млн американцев посещают службу каждую неделю, из них треть регулярно отдают как минимум 10 % своих доходов церкви. Некоторые для удобства даже предоставляют свои банковские реквизиты, чтобы отчисления производились автоматически и вовремя.
“И это ни в коем случае не принудительно - это всегда личный выбор верующего”, - рассказывает Диана Эллиот из Орегона.
Кроме благотворительных взносов церкви получают доход от продажи DVD, книг, продуктов питания и напитков в своих кафе и ресторанах, предоставляют образовательные и другие платные услуги. Сколько это в долларах, точно не знает никто.
В идеале эти деньги должны идти на социальные проекты - так и происходит, во всяком случае частично. Как рассказывает Эллиот, многие церкви помогают беднякам, причем всем подряд, без оглядки на их религию. “Даже неверующие признают, что в этом смысле церкви полезны, - говорит она. - И мегацеркви тоже, хотя меня раздражает их самолюбование и самовосхваление”.
Охота за головами
Службы, нередко сопровождающиеся концертами звезд и другими яркими мероприятиями, привлекают множество неофитов, особенно молодежи.
А ради увеличения паствы церкви идут на многое - даже отмечают праздники “конкурентов”. Например, в Willow Creek недавно отметили День святого Патрика, католического святого и покровителя Ирландии. Правда, на свой манер - пригласив ирландского проповедника-баптиста.
Успех Willow Creek уже стал учебным примером в Гарвардской школе бизнеса. А сама церковь принимает у себя ежегодный Международный лидерский саммит, куда приезжают обмениваться опытом сотни менеджеров высшего и среднего звена со всего мира, а также бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр и экспрезиденты США Джимми Картер и Билл Клинтон.
Успех Willow Creek уже стал учебным примером в Гарвардской школе бизнеса. А сама церковь принимает у себя ежегодный Международный лидерский саммит, куда приезжают обмениваться опытом сотни менеджеров высшего и среднего звена со всего мира
Однако не эти мероприятия становятся поводом для критики в адрес мегацерквей, а прозелитизм, в частности переманивание верующих из других конфессий.
“Некоторые [религиозные организации] серьезно усматривают в этом [развлекательном христианстве] посягательство на членов своих общин”, - говорит Мэри Адамски, американский религиозный обозреватель с 20-летним стажем.
“Это черта, которую нельзя переходить, - уверен пастор небольшой церкви из Хьюстона Билл Стрегер. - Наша служба уже состоит не в том, чтобы славить господа и спрашивать себя, что могло бы порадовать его, а в том, чтобы спрашивать себя: что могло бы порадовать невоцерковленных людей?”
У церквей, особенно мега, хватает противников и среди светских людей. Например, немало таких, кто видит их миссию прежде всего в обогащении, - среди них дизайнер Тони Уэгн и фотограф и оператор Джастин Уилсон.
“Есть ведь более достойные благотворительные организации, которые не скрывают свои цели под маской святости и не манипулируют чувством раскаяния для того, чтобы набивать карманы”, - возмущены американцы.
Антикрестовый поход
Доказательство того, что слуги божьи не прочь поживиться из ящика для милостыни, - атрибуты роскошной жизни многих пасторов, которые они сами, впрочем, называют не иначе как “божьим благословением” и “производственной необходимостью”.
В частности, как сообщает влиятельное американское бизнес-издание The Economist, небеса “благословили” пастора одной из церквей штата Джорджия с красноречивым именем Крефло Доллар машиной Rolls-Royce и личным самолетом, а его коллегу Джойса Мейера - домом за $ 2 млн и также самолетом стоимостью $ 10 млн.
“Бог награждает своих верных служителей, - парирует нападки критиков Мейер. - Молитесь, и вам также воздастся”.
Многих американцев, как верующих, так и атеистов, это раздражает: они уверены, что церковным деятелям не к лицу роскошь, тем более во время кризиса. “Если бы церковь облагалась налогом, то вообще никакой рецессии не было бы!” - не сдерживает эмоций американец Гордон, не пожелавший, тем не менее, назвать свою фамилию.
Небеса “благословили” пастора одной из церквей штата Джорджия с красноречивым именем Крефло Доллар машиной Rolls-Royce и личным самолетом
Писательница Кэтрин Спирс Захариас идет дальше: она предлагает вынести эту тему на суд общественности. Также она считает, что правительству пора задаться вопросом о налогообложении церкви. Более того, если религиозные деятели на самом деле, как они уверяют, пекутся о благе своих прихожан, они сами должны голосовать за это.
“Если церковь и правда хочет служить обществу, они будут настаивать на том, чтобы платить свою часть, - уверена Захариас. - Мы переживаем трудные экономические времена. И путем налогообложения церкви можно было бы изыскать такие необходимые обществу средства”.
Впрочем, выступающие с инициативой налогообложения церкви сами понимают, насколько эта идея утопична. Как показывают социологические опросы, около половины американцев, 48%, верят в то, что федеральное правительство должно защищать христианские ценности. А значит, церковь остается неприкасаемой.
Тем временем растет число тех, кто рассчитывает на другие методы. Так, Уэнг и Уилсон даже объединились в креативный дуэт, чтобы донести свою позицию до миллионов верующих во всем мире: они создали ролик под названием The New Tithe (Новая десятина), в котором призывают людей давать деньги не на абстрактную церковную благотворительность, а на конкретные проекты, которые лично филантроп считает важными.
А служители более скромных церквей призывают вспомнить о своем предназначении - службе богу и людям.
“Тогда в канун Рождества они не будут выходить из своего дома стоимостью $ 3 млн, прыгать в свой вертолет за $ 15 млн и [вместо службы в церкви] отправляться на рождественский шопинг”, - грустно шутит пастор Стрегер.
Небедные слуги божьи
Самые богатые религиозные организации США*
С Богом по жизни
Топ-5 наиболее многочисленных религиозных направлений в США
Евангельский протестантизм (Evangelical Protestant Churches)
% взрослого населения: 26,3
Возраст верующих:17% - 18-29 лет
39% - 30-49 лет
26% - 50-64 года
19% - 65+
Распределение верующих по регионам:50% - Юг
23% - Средний Запад
17% - Запад
10% - Северо-восток
Пол верующих: 53% - женщины
47% - мужчины
Уровень дохода прихожан:34% - менее $ 30 тыс.
24% - $ 30-50 тыс.
18% - $ 50-75 тыс.
11% - $ 75-100 тыс.
13% - более $100 тыс.
Частота посещений церковных служб:30% - несколько раз в неделю
28% - раз в неделю
14% - один или два раза в месяц
24% - реже
4% - никогда
Описание: Делает акцент на личном возрождении каждого верующего, крещение проводится только в зрелом возрасте и рассматривается как акт осмысленного выбора; предполагает наличие суровой морально-этической позиции и активной миссионерской деятельности
Католицизм
% взрослого населения: 23,9
Возраст верующих: 18% - 18-29 лет
41% - 30-49 лет
24% - 50-64 года
16% - 65+
Распределение верующих по регионам:29% - Северо-восток
24% - Средний Запад
24% - Юг
23% - Запад
Пол верующих:54% - женщины
46% - мужчины
Уровень дохода прихожан:31% - менее $ 30 тыс.
20% - $ 30-50 тыс.
16% - $ 50-75 тыс.
14% - $ 75-100 тыс.
19% - более $ 100 тыс.
Частота посещений церковных служб:9% - несколько раз в неделю
33% - раз в неделю
19% - один-два раза в месяц
33% - реже
6% - никогда
Описание: Католицизм пришел в Америку в XVI веке благодаря испанским миссионерам, позже ряды католиков пополнялись за счет эмигрантов из Италии, Ирландии, Германии и Южной Америки. Сейчас это наиболее многочисленная церковная организация США
Протестантские церкви мейнстрима (Mainline Protestant Churches)
% взрослого населения: 18,1
Возраст верующих:14% - 18-29 лет
36% - 30-49 лет
28% - 50-64 лет
23% - 65+
Распределение верующих по регионам:34% - Юг
29% - Средний Запад
19% - Северо-восток
18% - Запад
Пол верующих:54% - женщины
46% - мужчины
Уровень дохода прихожан: 25% - менее $ 30 тыс.
21% - $ 30-50 тыс.
18% -$ 50-75 тыс.
15% - $ 75-100 тыс.
21% - более $ 100 тыс.
Частота посещений церковных служб:8% - несколько раз в неделю
26% - раз в неделю
19% - один-два раза в месяц
40% - реже
7% - никогда
Описание: До начала ХХ века церкви этой группы были самыми популярными среди белого населения Америки. Наибольшего влияния достигли к середине ХХ ст., с тех пор начали сдавать позиции в пользу евангельского протестантизма, о чем говорит отток прихожан
Традиционно афроамериканские церкви (Historically Black Churches)
% взрослого населения: 6,9
Возраст верующих: 24% - 18-29 лет
36% - 30-49 лет
24% - 50-64 года
15% - 65+
60% - Юг
Распределение верующих по регионам:19% - Средний Запад
13% - Северо-восток
8% - Запад
Пол верующих:
60% - женщины
40% - мужчины
Уровень дохода прихожан:47% - менее $ 30 тыс.
26% - $ 30-50 тыс.
12% - $ 50-75 тыс.
7% - $ 75-100 тыс.
8% - более $100 тыс.
Частота посещений церковных служб: 30% - несколько раз в неделю
29% - раз в неделю
16% - один-два раза в месяц
22% - реже
Описание: Большинство церквей этого направления организованы до 1800 года представителями черного населения США. Вокруг религиозных организаций традиционно образовывались крепкие общины, которые брали на себя ответственность как за обучение и материальную помощь членам общин, так и за борьбу за их права в обществе
Мормонизм
% взрослого населения: 1,7
Возраст верующих:
24% - 18-29 лет
42% - 30-49 лет
19% - 50-64 года
15% - 65+
Распределение верующих по регионам:76% - Запад
12% - Юг
7% - Средний Запад
4% - Северо-восток
Пол верующих:56% - женщины
44% - мужчины
Уровень дохода прихожан:26% - менее $ 30 тыс.
21% - $ 30-50 тыс.
22% -$ 50-75 тыс.
16%- $ 75-100 тыс.
16% более $ 100 тыс.
Частота посещений церковных служб:31% - несколько раз в неделю
44% - раз в неделю
9% - один-два раза в месяц
13% - реже
3% - никогда
Описание: К отличительным чертам мормонов относятся активность в строительстве храмов, умеренность в еде, воздержание от чая, кофе, табака и спиртных напитков. Практикуемое ранее многоженство официально отменили еще в конце ХІХ века, но нередко на него закрывают глаза
National Council of the Churches of Christ In the U.S.A., Pew Forum
*Информацию о финансах предоставляют лишь 64 церковные организации страны
***
Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 23 марта 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.