ФСБ провела обыск у главы Исламского комитета России
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль сообщает, что во вторник утром в его квартире следователи ФСБ провели обыск в поисках запрещенной экстремистской литературы.
"В семь утра ко мне стали ломиться пять следователей ФСБ. Я им не открыл, вызвал адвокатов. Они приехали, проверили их ордер. Ордер был реальный, выданный судом. Тогда я их пустил, и они сказали, что собираются искать экстремистскую литературу. Я предложил назвать, какую конкретно, но они ответили, что на память не помнят и собираются посмотреть все, что есть", - рассказал Джемаль Интерфаксу.
По его словам, при осмотре квартиры следователи "вели себя корректно".
"Они ничего не изъяли, они брали и ставили на место, посмотрели несколько дисков на моем компьютере и ничего не обнаружили. По-моему, они даже не знали отчетливо, что имеют в виду", - полагает Джемаль.
Обыск в его квартире Джемаль расценивает как попытку психологического давления на него, связанного с его политической оппозиционной деятельностью.
О том, как развивались события, в интервью bbcrussian.com рассказал журналист Максим Шевченко, живущий по соседству с Джемалем и участвовавший в обыске в качестве понятого.
"В семь утра мне позвонил Гейдар Джахидович, сказал, что пять человек ломятся к нему в дверь. Я живу неподалеку, быстро собрался и побежал к нему. Прибежал, а там стоят пять мужиков", - рассказывает журналист.
По его словам, пришедшие представились сотрудниками ФСБ, объяснив, что пытаются попасть в квартиру с целью проведения обыска. Войти внутрь им удалось после того, как прибыли двое адвокатов Джемаля.
"Они перебирали книги в библиотеке. Натолкнувшись на портрет Дзержинского, они спрашивают: "Это Дзержинский?" Им говорят: "Нет, это Усама бин Ладен. Неужели сами не видите? - Ничего себе, - удивились они, - у вас Дзержинский!"
Как говорит Максим Шевченко, сотрудники ФСБ показали постановление, в котором упоминалась статья "Женщина в джихаде", опубликованная несколько лет назад на сайте Исламского комитета и которую они считают экстремистской.
"Но статья приписывается даже не Джемалю, а какой-то девушке, которая была ими где-то задержана. Джемалю пытаются вменить в вину, что он принудил эту девушку к написанию этой статьи. Хоть стой, хоть падай", - недоумевает журналист.
"На мой взгляд, это была абсурдная операция, хотя сотрудники вели себя очень корректно и деликатно. Очень интеллигентные и вежливые молодые офицеры, которые сами чувствовали неудобство и неловкость в этой ситуации", - резюмирует Шевченко.
Философские и политические взгляды Гейдара Джемаля отличаются огромным разнообразием.
Гейдар Джемаль неоднократно называл себя сторонником исламизма, выражал симпатии западным антиглобалистам, выдвигал тезис о возможности стратегического союза ислама и православия в рамках антизападного проекта.
В своих публичных выступлениях глава Исламского комитета яростно клеймил КГБ и сионистов, предрекал скорый конец еврейского и армянского государств, а Кавказ называл "колыбелью исламской революции в России".
Джемаль активно сотрудничает с российской оппозицией. Являясь членом координационного совета "Левого фронта", он не раз на митингах требовал отмены уголовной статьи об экстремизме и освобождения всех российских политзаключенных независимо от их политических взглядов.
В 2010 году Джемаль подписался под воззванием российской оппозиции "Путин должен уйти", а в одном из своих недавних интервью интернет-изданию Neva24 заявил буквально следующее: "Есть много тревожных симптомов того, что суверенитет России сейчас является более чем на 50 процентов фикцией. Спасти страну может, конечно, только революция".
В 2009 году депутат Госдумы Максим Мищенко потребовал признать Исламский комитет экстремистской организацией, а самого Джемаля привлечь к уголовной ответственности за его публикации.