Би-би-си: Афганцы без сыновей переодевают в мальчиков дочерей
В силу множества социально-экономических причин многие афганцы хотят, чтобы у них родился мальчик. Те, у кого сыновей нет, порой прибегают к давней традиции – одевают мальчиками дочерей.
Когда бывший депутат афганского парламента Азита Рафхат собирает своих дочерей в школу, одну из девочек она одевает не так, как остальных.
Три ее дочки ходят в школу в белой одежде, а голову покрывают белым платком. А вот четвертая девочка, Мернуш, надевает брюки, пиджак и галстук. Покинув порог родительского дома, Мернуш перестает быть девочкой и становится мальчиком – все ее называют мужским именем Мехран.
Сына у Азиты Рафхат нет, и чтобы люди над ней не насмехались, она пошла на радикальный шаг – коротко постригла одну из дочерей и одела ее как мальчика.
Без сына успех неполный
В Афганистане есть целая традиция "бача пош" – в переводе с языка дари "переодетая мальчиком".
"Когда вы богаты и занимаете высокое положение в афганском обществе, люди смотрят на вас иначе, - говорит Рафхат. – Они говорят, что ваша жизнь только тогда станет полной, когда у вас появится сын".
В силу различных экономических и социальных причин предпочтение мальчиков девочкам существовало в Афганистане всегда.
Муж Азиты Рафхат, Эзатулла Рафхат, объясняет, что сын приносит семье престиж и почет.
"Кто бы ни пришел в наш дом, они всегда говорили: "Как жаль, что у вас нет сына". И мы подумали, что имеет смысл переодеть одну из наших дочерей, тем более что она и сама этого хотела", - рассказывает Рафхат.
Работать как мальчик, потом замуж
Семья Рафхат отнюдь не уникальна. Подобное происходит и в афганских семьях с куда более скромным достатком.
Девочек, одетых как мальчики, нередко можно встретить на афганских рынках. Родители или опекуны переодевают их, чтобы девочки могли выходить на улицы, работать и кормить семью.
Такие дети, которым на вид от пяти до 12 лет, продают на улицах воду или жвачку. Никто из них не пожелал разговаривать со мной о своей жизни в образе мальчиков.
В 17-18 лет девочки, воспитанные как мальчики, переходят к традиционному образу жизни афганских женщин. Но перестроиться часто не так уж просто.
Элаха живет в городе Мазари-Шариф на севере Афганистана. До 20 лет она росла как мальчик, потому что сына в ее семье не было.
Только два года назад, когда она поступила в университет, Элаха начала носить женскую одежду и прическу.
Однако женщиной, по ее словам, она в полной мере себя не ощущает. Привычки у нее скорее мужские, замуж не хочет.
"В детстве мои родители переодели меня в мальчика, потому что брата у меня не было. И до самого последнего времени я могла выходить на улицу, играть с мальчишками, у меня было больше свободы", - вспоминает она, давая понять, насколько нежеланным стало для нее обращение к традиционной гендерной роли.
"Если мои родители заставят меня выйти замуж, я отомщу за все горести афганских женщин и стану бить мужа так, что ему придется каждый день таскать меня в суд", - угрожает Элаха.
Переодеться и преуспеть
Атикулла Ансари, имам знаменитой Голубой мечети в Мазари-Шарифе, говорит, что традиция переодевания девочек в мальчиков связана с обращением к Аллаху - некоторые семьи верят, что это принесет рождение сына.
Матери, не имеющие сыновей, приходят в святыню Хазрат-Али и молятся о том, чтобы у них родился мальчик.
Достигнув совершеннолетия, девочки, до того воспитывавшиеся как мальчики, согласно предписаниям ислама, обязаны покрывать голову, добавляет священнослужитель.
В Афганистане практически у каждого есть родственницы или знакомые, которых в детстве одевали как мальчиков.
Руководитель департамента прав женщин провинции Балх на севере страны, Фариба Маджид, в детстве была известна под мужским именем Вахид.
"Я была третьей дочерью в семье, и когда я родилась, родители решили переодеть меня в мальчика, - рассказывает она. - Я работала в лавке моего отца и даже ездила за товаром в Кабул".
"Открою вам секрет: ребенком я жила как мальчик и работала с отцом. Так я познакомилась с миром и мужчин, и женщин, и это помогло мне ставить более амбициозные цели в моей карьере", - рассказывает экс-депутат Азита Рафхат.
Маджид считает, что этот опыт придал ей уверенности и помог достичь ее нынешнего положения.
Вероятно, неудивительно, что и Азита Рафхат, мать Мехрана/Мернуш, сама в детстве росла как мальчик.
"Открою вам секрет: ребенком я жила как мальчик и работала с отцом. Так я познакомилась с миром и мужчин, и женщин, и это помогло мне ставить более амбициозные цели в моей карьере", - делится экс-депутат.
Корни неравенства
Традиция, однако, уходит корнями вглубь веков, когда афганские женщины не помышляли о политической карьере.
Кабульский социолог Дауд Равиш полагает, что изначально жительницы Афганистана начали переодеваться в мужчин, чтобы наравне с ними отражать многочисленные вторжения иноземных захватчиков.
Однако подобная практика являет собой нарушение прав человека, говорит глава комиссии по правам человека провинции Балх, Кази Сайед Мохаммад Сами.
"Нельзя поменять пол человека на время. Нельзя на короткий период времени переделать девочку в мальчика. Это антигуманно", - подчеркивает он.
Переодевание в мальчика наносит вред психике некоторых девочек: они пропускают необходимые этапы развития и утрачивают чувство идентичности.
В то же время, некоторые афганские женщины говорят, что, благодаря переодеванию, они пользовались такой степенью свободы, о какой не могли и мечтать в качестве девочек.
Если бы афганские девочки имели такую же свободу и авторитет в обществе, как мальчики, вероятно, большинству из них не пришлось бы играть в игры с переодеванием; но когда это произойдет, неизвестно.
Источник: Русская служба Би-би-си