DW: Метаморфозы Лиги арабских государств

29 марта 2012, 16:40
💬 0
👁 51

Долгое время Лига арабских государств была незаметным и мало влиятельным региональным объединением. Но события "арабской весны" резко изменили ее роль: "клуб диктаторов", как говорят эксперты, оказался нужен Западу.

Раньше на Западе Лигу арабских государств (ЛАГ) за глаза было принято называть "клубом диктаторов" - особенно в годы, когда на ее саммитах можно было встретить бывшего ливийского лидера Муамара Каддафи, тунисского Бен Али или египетского Хосни Мубарака. Организация, созданная в 1945 году и призванная способствовать развитию связей между арабскими странами, была долгое время малозаметным и не очень влиятельным региональным объединением. Встречи и решения лидеров ЛАГ, как правило, имели значение только для 22 стран-членов организации. Но начавшиеся в 2010-2011 годах массовые акции протеста и гражданские конфликты в странах Северной Африки и Ближнего Востока достаточно сильно изменили роль Лиги арабских государств.

2011-й - переломный год для Лиги

Все началось с того момента, когда ЛАГ неожиданно для многих приостановила членство Ливии в лиге в ответ на жесткое подавление ливийскими властями протестов оппозиции. Тем самым лига поддержала санкции ООН в отношении режима Каддафи. Но самым заметным шагом стало то, что в ноябре 2011 года ЛАГ приостановила участие Сирии в работе организации и ввела санкции против этой страны. Ничего подобного раньше в истории арабского содружества не было.

Официально свои решения ЛАГ объясняет интересами распространения демократии и защиты прав человека. Но эксперты в эти слова верят мало: куда важнее геополитические интересы, говорит Хамади Эль-Ауни (HamadiEl-Aouni), доцент Берлинского университета и специалист по Ближнему Востоку. "Это же не демократические страны и правам человека там уделяется небольшое внимание", - говорит Эль-Ауни. Лига, по его словам, всегда отражала интересы доминирующих в регионе государств. А сегодня ведущую роль в ЛАГ играют страны Персидского залива, имеющие огромные запасы энергоресурсов, а также исламистские силы, пришедшие к власти в Ливии, Тунисе и Египте. Наибольшим влиянием в лиге обладают сейчас Саудовская Аравия и Катар. Катарская авиация даже помогала своими самолетами осуществлять принятый ООН запрет на полеты над территорией Ливии.

Сунниты против шиитов

Когда на востоке Саудовской Аравии на акции протеста выходят живущие там арабы-шииты, рассказывает политолог Эльхам Манеа из университета Цюриха, то саудовские силы правопорядка жестко подавляют демонстрации шиитов, регулярно нарушая права человека. Не менее показательны и беспорядки в соседнем Бахрейне. Когда там на улицы выходили шииты, то власти Саудовской Аравии отправили в регион свои войска для подавления протестов. Так что говорить об общем стремлении к демократии в странах ЛАГ не приходится, заключил он.

Речь идет, прежде всего, о региональных "политических играх", точнее о стремлении государств, где преобладает суннитское толкование ислама, ослабить позиции мусульман-шиитов. "Суннитские государства стремятся закрепить свои позиции и распространить в арабском мире свое видение ислама", - уверен работающий в Цюрихе эксперт. При этом своим главным региональным оппонентом суннитские государства считают Иран и его союзников.

Вместе против Ирана, не вместе - против Сирии

Важнейшим союзником Ирана в регионе остается Сирия. В случае, если режим Асада падет, то Тегеран потеряет важное звено в цепи своих союзников - организацией "Хезболла" в Ливане и ХАМАС в Палестинской автономии. Ослабление Ирана и усиление других государств Персидского залива отвечает интересам Запада. В Катаре, Бахрейне и Саудовской Аравии расположились крупные военные базы США. "Запад поддерживает их всеми возможными политическими и военными средствами. Лига арабских государств становится инструментом проведения западных интересов", - считает Ауни.

Но не все государства, входящие в состав ЛАГ, поддерживают новую политику объединения. Алжир и Судан, к примеру, выступают против столь резкой изоляции Сирии. Да и глава правительства Ирака шиит Нури аль-Малики, который принимает проходящий до 29 марта саммит ЛАГ в Багдаде, дал понять, что не заинтересован в смене режима в Сирии. Если к власти в Дамаске придет суннитская оппозиция, то это усилит позиции суннитского меньшинства в Ираке и будет напрямую угрожать власти Малики. Поэтому иракское правительство с начала гражданского противостояния в Сирии предоставляет финансовую помощь режиму Асада.

Автор: Даниэль Шешкевиц / Михаил Бушуев
Редактор: Ольга Сосницкая

Как вы оцениваете изменения роли Лиги арабских государств? Наш адрес: feedback.russian@dw.de

ТЕГИ: Ближний Восток арабская весна