DW: Москва предлагает Центральной Азии Корпорацию развития
Россия предлагает странам Центральной Азии новую концепцию борьбы с наркотрафиком. Эксперты называют шаг Москвы ответом на недавнюю инициативу США, отмечая, что в регионе пока сдержанно отнеслись к обоим проектам.
США и Россия предложили свои концепции по борьбе с распространением наркотиков в Центральной Азии. Вашингтон надеется перекрыть наркотрафик из Афганистана в страны региона преимущественно силовыми методами, Москва - с помощью инвестиций. В самих государствах региона эксперты и политики пока обсуждают цели американского плана и оценивают перспективы создания в России корпорации по сотрудничеству со странами Центральной Азии.
Еще одна структура
Новые российские предложения по борьбе с наркотиками в Центральной Азии были сделаны главой Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН) Виктором Ивановым. Смысл их в том, что Москва хочет не только пресекать наркотрафик, но и предупреждать его с помощью экономических мер.
Россия предлагает государствам региона реализацию совместных проектов - восстановление единой системы энергоснабжения, обеспечение продовольственной безопасности, строительство новых промышленных предприятий и решение вопроса подготовки кадров. Для выполнения данной программы Виктор Иванов предложил создать "Корпорацию развития".
"Я не понимаю, зачем нужна еще одна структура", - признается таджикский экономист Бехруз Химо. По его словам, Россия могла бы использовать опыт США, с помощью плана Маршалла содействовавших восстановлению Европы после Второй мировой войны, или Китая, реализующего сейчас проекты по всему миру без создания дополнительных организаций. "Но в целом радует, что Москва пришла к пониманию того, что сотрудничество со странами Центральной Азии не стоит ограничивать только военной сферой", - отмечает Химо.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев приветствует новые экономические инициативы Москвы, но идею "Корпорации развития" называет нереальной. "Создание такого рода структур - лишь новая форма вывода бюджетных средств в пользу тех, кто займется данными проектами", - замечает Князев. По его выражению, России для начала нужно выработать системную политику в отношении региона. "А новые проекты могли бы выполнять уже действующие организации", - полагает ученый.
Согласятся ли страны?
По мнению экспертов, России будет не просто договориться с национальными элитами центральноазиатских государств. К примеру, восстановление единой системы энергоснабжения может столкнуться с серьезными проблемами.
"Проект предполагает покупку Россией контрольного пакета акций Камбаратинской ГЭС в Киргизии и Рогунской ГЭС в Таджикистане. Трудно предугадать, как сложится диалог по Карамбате, где Россия хочет получить 75 процентов акций, но в Душанбе едва ли согласятся потерять контроль над Рогуном", - предупреждает таджикский политолог Вафо Ниятбеков. По его словам, в Душанбе опасаются повторения печального опыта с Сангтудинской ГЭС-1, почти три четверти акций которой принадлежит российским компаниям.
Еще один вопрос, которым задаются эксперты, - удастся ли России урегулировать водно-энергетические споры между соседними государствами. "Проекты строительства новых ГЭС останутся на бумаге до тех пор, пока в них кроме Киргизии и Таджикистана не будут заинтересованы Узбекистан, Казахстан и Туркмения. Нужно искать консенсус на двустороннем уровне, только он может стать платформой для региональных процессов", - подчеркивает Александр Князев.
Сопротивление игроков
При этом аналитики называют предложение по созданию "Корпорации развития" ответом на "Центральноазиатскую антинаркотическую инициативу" (CACI), представленную США в октябре 2011 года. В ее основе - создание в пяти странах региона целевых групп по силовому противодействию наркотрафику. Предполагается, что обучение и подготовку этих сил будет осуществлять Управление по борьбе с наркотиками США.
Сами оперативные группы будут сотрудничать с афганскими и российскими коллегами при проведении совместных операций по перехвату наркотрафика и сбору улик против наркоторговцев. США хотели добиться присоединения стран Центральной Азии к своему плану в феврале, но пока этого не произошло.
Помощник госсекретаря США по вопросам Центральной и Южной Азии Роберт Блейк 27 марта ушел от прямого ответа на вопрос DWо том, как в Вашингтоне оценивают российскую инициативу. Блейк заявил, что "США хотят теснее взаимодействовать с Москвой", отметив, что в последнее время "виден прогресс в диалоге с Россией по проблемам борьбы с наркотиками".
Кому поверить?
Американские предложения местные аналитики воспринимают пока критически. "США ничто не мешает бороться с наркотиками в Афганистане. Однако они заявляют, что не хотят уничтожать посевы опия там, опасаясь бунта. Американцам не трудно также перекрыть ввоз в Афганистан химикатов для нарколабораторий, но и этого мы не видим", - говорит Бехруз Химо.
По мнению Вафо Ниятбекова, американцы сегодня действуют в Центральной Азии так, как 20 лет назад вела себя Россия - делая упор на военное сотрудничество. Россия же сегодня пытается перейти от взаимодействия в военной сфере к реальному присутствию в экономике региона.
Эксперты говорят, что и Вашингтону, и Москве придется немало потрудиться, чтобы убедить страны региона в реалистичности новых проектов по борьбе с наркотиками. "К последним российским предложениям местные элиты пока относятся осторожно, пытаясь понять, насколько они осуществимы. Кредит доверия к России здесь по-прежнему высок, но уже не безусловен", - резюмирует Александр Князев.
Как решить проблему наркотрафика в Центральной Азии? Наш адрес: feedback.russian@dw.de