За посттравматический синдром могут отвечать гены
Подверженность посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) или посттравматическому синдрому может объясняться в некоторой степени генными изменениями, утверждается в отчете исследователей из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Они изучили ДНК 200 человек из 12 семей, переживших крупное землетрясение 1988 года в Армении.
Результаты показали, что у людей с двумя вариантами гена, отвечающего за производство в организме серотонина – вещества, влияющего на настроение и поведение человека, симптомы посттравматического синдрома проявляются чаще.
Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Affective Disorders.
ПТСР может возникнуть после любого события, способного вызвать травму, - будь то война, стихийное бедствие, сексуальное насилие или жестокое обращение в детском возрасте.
Страдающие этим расстройством жалуются на повторяющиеся навязчивые воспроизведения в сознании травмирующего переживания, эмоциональную невосприимчивость, постоянную бдительность и паническое ожидание угрозы, а также стремление избегать ситуаций, которые могут напоминать о перенесенной травме.
По оценкам, до 3% населения в мире может в какой-то момент испытывать симптомы ПТСР.
Землетрясение на севере Армении магнитудой 7,1 произошло 7 декабря 1988 года. В результате стихийного бедствия погибли не менее 25 тысяч человек.
90% участников исследования видели тела погибших, а 92% - встречали людей, которые получили серьезные травмы.
Испытуемые заполнили анкеты, позволяющие оценить, были ли у них симптомы психологического расстройства, и если да, то какие именно.
Проанализировав их ДНК, американские исследователи выяснили, что у людей с самым большим числом симптомов чаще других встречаются варианты одного гена - TPH1 и TPH2.
Автор проекта, профессор психиатрии Армен Гоенджян рассказал, что эти начальные данные позволяют расширить рамки исследования.
"Мы думаем, что эти варианты гена производят меньше серотонина, чем требуется, и поэтому члены этих семей больше предрасположены к ПТСР, - отметил он. – На следующем этапе мы хотим проверить эти данные на большем числе людей из разных групп населения".
Если исследование в большем масштабе подтвердит первоначальные выводы, то, по словам ученого, можно будет разработать новые способы проверки людей на риск подверженности ПТСР, а также создать специальные препараты для профилактики и лечения этого синдрома.
"Диагностическая схема на основе проверки наличия TPH1 и TPH2 позволит военным командирам определять, у каких солдат риск развития ПТСР выше, и соответственно с этим распределять боевые обязанности", - сказал профессор Гоенджян.
"Наши данные также помогут ученым разработать альтернативные методы лечения этого психологического расстройства, такие как генотерапия, и создать новые лекарства, которые будут регулировать химический дисбаланс в организме, вызывающий ПТСР", - добавил он.
Психолог Дженнифер Уайльд, которая специализируется на ПТСР, указывает на важность полученных данных, однако, по ее мнению, не следует их переоценивать.
"Ученые установили связь между вариантами гена и ПТСР, что очень важно в плане выбора направления будущих исследований и, возможно, приведет к разработке профилактического генетического теста для выявления предрасположенности к этому расстройству, – сказала она. – Однако обнаруженный в ходе данного исследования ген ответственен лишь за очень небольшую часть симптомов ПТСР. Психологические факторы, такие как пережитые в прошлом травмы, или же невроз, позволяют предсказывать предрасположенность к нему гораздо точнее и с меньшими затратами".
Как указывает Дженнифер Уайльд, весьма проблематичен и тот факт, что испытуемых просили проанализировать события из своего прошлого, а не изучали их воздействие именно в тот момент, когда эти люди подвергались стрессу.
Обычно используемые в медицине антидепрессанты улучшают настроение человека путем увеличения длительности воздействия серотонина на мозг, путем замедления его поглощения мозговыми клетками.
Однако, как рассказала доктор Уайльд, в Великобритании для лечения ПТСР антидепрессанты обычно не применяются, а используется психотерапия.
Источник: Русская служба Би-би-си