Срок за блог: как блогеры в России получают судимости
Критика власти не должна считаться разжиганием социальной розни, заявила член Совета при Президенте России по правам человека Мара Полякова, комментируя недавние приговоры, вынесенные в отношении блогеров.
Дмитрий Шипилов, нецензурно обругавший в своем Живом Журнале губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, во вторник был приговорен к 11 месяцам исправительных работ. Днем ранее был обнародован приговор в отношении блогера из Ленинградской области, который получил один год лишения свободы условно за публикацию в социальной сети "Вконтакте" высказываний, "побуждающих к действиям, направленным на унижение достоинства Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла".
"Безусловно, с каждым делом нужно разбираться в отдельности. Но в любом случае критика властей любого уровня не должна восприниматься как разжигание социальной розни. На мой взгляд это абсолютно не соответствует праву. В демократическом государстве такая практика недопустима", - отметила Полякова в интервью Русской службе Би-би-си.
Ирек Муртазин, блогер отбывший 14 месяцев в колонии-поселении за публикацию в Живом Журнале, считает, что приговор Шипилову носит политическую окраску.
"Я считаю, что Шипилов получил наказание в виде исправительных работ только благодаря шумихе, поднятой в интернете, а затем и в СМИ. Если бы не возмущение общественности, приговор мог бы быть гораздо строже. Власть нашла удобный способ сведения счета с людьми, чьи высказывания ей очень не нравятся. Впрочем, успокаиваться нельзя и сейчас. Резонанс утихнет, и условное наказание могут легко превратить в реальное. Пару штрафов за мелкие провинности - а организовать их в нашем государстве дело техники - и Шипилов легко может оказаться за решеткой", - сказал Би-би-си блогер.
Осенью 2011 года Дмитрий Шипилов опубликовал два поста, которые содержали нецензурные высказывания в адрес губернатора Кемеровской области Амана Тулеева и начальника департамента культуры и национальной политики Кемеровской области Ларисы Зауэрвайн.
"Я давал оценочные суждения новостным поводам, положенным в основу записей, прибегая к той лексике, которую в своем личном журнале считаю уместной. Для меня было бы неприемлемо вести анонимный блог в ЖЖ […] Я лучше получу судимость, но останусь при своем мнении", - заявил Шипилов, произнося последнее слово на суде.
Блогера признали виновным в "публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением" и приговорили к 11 месяцам исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства. Шипилов намерен обжаловать приговор и готов дойти до Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
"Ни отечественное, ни европейское законодательство о правах человека не дает гражданам права оскорблять представителей власти с использованием нецензурной брани. Довод Шипилова о том, что его неприличные высказывания являются мнением и находятся в рамках допустимой критики, необоснован, а сами высказывания, из-за которых и было возбуждено дело, не соответствуют принятым в обществе нормам коммуникации", - отметил представитель кемеровского губернатора Алексей Синицын в интервью РИА Новости.
Это уже не первый случай, когда кемеровский губернатор судится с интернет-активистами.
В прошлом году Аман Тулеев обвинил в клевете другого блогера - Александра Сорокина. В августе 2010 года он разместил в своем Живом Журнале пост, в котором утверждал о причастности Тулеева к рейдерским захватам крупной собственности на территории Кузбасса. Глава региона посчитал эту информацию заведомо ложной.
В понедельник по 282 статье УК РФ был осужден блогер Лебедев. Он получил год лишения свободы условно с испытательным сроком на год за размещение на своей странице в социальной сети "Вконтакте" высказываний, "побуждающих к действиям, направленным на унижение достоинства Патриарха РПЦ Кирилла (Гундяева), а также аналогичные высказывания к группам лиц по признакам отношения к религии".
В 2009 году большой резонанс вызвало дело бывшего пресс-секретаря президента Татарстана Ирека Муртазина. Он был осужден на 1 год и 9 месяцев колонии-поселения по обвинению в клевете и возбуждении ненависти. По данным следствия, в сентябре 2008 года Муртазин разместил в своем блоге заведомо ложные сведения о смерти главы республики – Минтимера Шаймиева. Согласно материалам дела, Муртазин также изложил ложные факты и события в своей книге "Минтимер Шаймиев: Последний президент Татарстана".
Чаще всего дела в отношении блогеров возбуждаются по 282 статье УК РФ - "Возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации". В 2011 году региональные суды России вынесли 193 приговора по делам о разжигании и пропаганде ненависти, сообщила газета "Коммерсант" со ссылкой на правозащитный центр "Сова".
"Ежедневно в блогах появляются тысячи постов, высказываний и лишь единицы подвергаются уголовному преследованию. По-моему, очевидно, что под удар попадают только авторы наиболее резонансных публикаций, - заявил Би-би-си блогер Ирек Муртазин. - Ловить настоящих бандитов и преступников сложно. А вот расправиться с теми, кто открыто заявляет власти о ее ошибках, просто и быстро".
Правозащитники считают формулировки 282 статьи "слишком расплывчатыми".
"Мы не раз выступали с инициативой изъять из 282 статьи формулировку "социальная группа". Это понятие там упоминается, но не четко не описывается. В итоге подвести под это понятие можно кого угодно - хоть полицейского, хоть главу парламента. Нередко возбуждаемые дела становятся инструментом давления на тех, чье мнение идет в разрез с мнением власти", - говорит член Совета при Президенте России по правам человека Мара Полякова.
"Независимо от конкретных случаев и уголовных дел, я убеждена, что у нас нет независимости в судах. Судьи - особенно в регионах - не решаются выступать против власти", - добавляет она.
В конце марта глава МВД Рашид Нургалиев заявил об усилении контроля за содержанием сайтов в российском сегменте интернета. Он объявил
Источник: Русская служба Би-би-си