Корреспондент: Красиво есть не запретишь. Кулинарные предпочтения украинских власть имущих
Украинские политики в вопросах кулинарных пристрастий делятся не на власть и оппозицию, а на консерваторов, предпочитающих борщ и вареники, и либералов, знающих почти все о высокой кухне, - пишет Ксения Карпенко в №13 журнала Корреспондент от 6 апреля 2012 года.
Пельмени, сало и уха - так аскетично выглядит собирательный образ кулинарных предпочтений высших украинских чиновников.
По крайней мере именно такие блюда назвали любимыми в беседе с Корреспондентом премьер-министр Николай Азаров (пельмени), секретарь Совбеза Андрей Клюев (сало) и вице-премьер Сергей Тигипко (уха).
Хотя, как убедили издание рестораторы и эксперты, делать на основании этих признаний вывод о вкусах отечественных власть имущих не стоит. На самом деле многие госчиновники и нардепы едят не просто много и вкусно, но еще и дорого.
Многие госчиновники и нардепы едят не просто много и вкусно, но еще и дорого.
“Черная икра и камчатский краб - самые любимые блюда наших высокопоставленных клиентов”, - рассказывает Николай Тищенко, столичный ресторатор, владелец заведения Велюр - одной из ключевых и самых дорогих точек киевского “необщепита”.
Минимальная цена 20 г черной икры в его владениях - $ 100, а котлеты из камчатского краба подают за $ 70.
Впрочем, о своих вкусах представители первых эшелонов украинской власти и политики не любят распространяться. И даже места для удовлетворения своих аппетитов выбирают закрытые от посторонних взглядов.
“Вы же никогда не читали, что [экс-премьер Юлия] Тимошенко ела там-то и то-то. Но это не значит, что она ела дома или не ела вообще. В этом и ценность vip-ресторана - он позволяет публичным людям избегать публичности”, - рассказывает Владимир Кмыр, консультант ресторанного бизнеса.
Эксперт уточняет, что наличие приватных комнат и конфиденциальность - одни из основных критериев для высокопоставленных политиков при выборе места питания.
Тем не менее Корреспондент заглянул в тарелки власть имущих и убедился, что они являются одними из самых привередливых и требовательных клиентов отечественных рестораторов.
Клуб этноскромников
Прежде чем удариться во все тяжкие, то есть начать собирать информацию о вкусовых предпочтениях политэлиты в среде рестораторов, Корреспондент обратился к высшим чиновникам с просьбой рассказать, какие блюда они любят и какие заведения питания посещают.
Полученные ответы удивили аскетизмом и народностью вкусов главных топ-менеджеров страны. Так, Клюев отрицал свою любовь к изысканным блюдам. Рестораны он из-за загруженности посещает крайне редко, ужинает в кругу семьи, а в командировках предпочитает средиземноморскую кухню.
“С детства люблю сало и любительскую колбасу. Но в целом к еде отношусь спокойно. Мое правило: не переедать”, - сказал секретарь Совбеза.
Клюев отрицал свою любовь к изысканным блюдам. Рестораны он из-за загруженности посещает крайне редко, ужинает в кругу семьи, а в командировках предпочитает средиземноморскую кухню.
Похожее правило у Клюева существует и в отношении алкоголя: он не приемлет крепких напитков, и лишь в субботу за семейным ужином может позволить себе бокал молодого белого вина.
Так же скромны запросы Тигипко. Из слов его супруги Виктории можно сделать вывод, что в их семье царит культ здоровой еды. Мясо в доме употребляют редко, а основу рациона составляют свежие овощи и легкие салаты. В пятницу вся семья собирается на кухне ради одной традиции - приготовить и затем съесть блинчики с шоколадной пастой.
Как говорит Виктория Тигипко, ее супруг умеет готовить практически все, но особенно “быстро и вкусно” у чиновника получается рыба гриль. Впрочем, любимое блюдо вице-премьера другое - уха, тоже собственного производства.
“Муж не делает культа из застолья, в выходные может позволить себе бокал хорошего красного или белого вина, в зимнюю пору - выпить виски”, - добавляет Виктория Тигипко.
Виктор Янукович всем кухням мира предпочитает украинскую, а во время загранпоездок на протокольных обедах обязательно пробует местные национальные блюда
Похоже, кабминовские чиновники в своих вкусах ориентируются на шефа - премьер-министра. Азаров, ответивший на письменный запрос Корреспондента, оказался традиционалистом. Глава правительства рассказал, что из-за нехватки времени ест, как правило, дома или на работе. Причем его любимая кухня - украинская, а вот излюбленное блюдо относится скорее к кухне российской - это пельмени.
Однако ничто гурманское премьеру не чуждо. “В заграничных командировках всегда стараюсь попробовать местные блюда, - признался Азаров. - В Китае, к примеру, очень понравилась утка по-пекински”.
Примерно в том же направлении работает кулинарная мысль и у Президента Украины. Пресс-служба главы государства совершила краткий экскурс в историю вопроса, сообщив, что Виктор Янукович всем кухням мира предпочитает украинскую, а во время загранпоездок на протокольных обедах обязательно пробует местные национальные блюда.
Во властной тарелке
Вкусы “клуба правительственных скромников”, по словам экспертов, никоим образом не отражают истинного положения блюд в меню украинской элиты в целом. Правда, последняя старательно скрывает свои кулинарные предпочтения, а также излюбленные места обедов и ужинов. Более того, и рестораны политики выбирают с учетом того, насколько те готовы гарантировать им эту закрытость.
“Конфиденциальность, скорость обслуживания, вкусная еда и самое главное - удовольствие от результата”, - по таким критериям, рассказывает Тищенко, политики и чиновники отбирают для себя заведения питания. Некоторое представление о том, что употребляют власть имущие, неожиданно дает Вестник госзакупок. По данным, обнародованным сайтом Наші гроші, весной этого года госпредприятие Гарант-Сервис, обслуживающее официальные мероприятия, закупило для специализированных столовых по ул. Банковой, 11, и Шелковичной, 1, продуктов на 9,16 млн грн. Кроме прочего за эти деньги к столу посетителей - депутатов и госслужащих - приобрели живых лобстеров по цене 340 грн. за 1 кг, черную икру (по 900 грн. за 113-граммовую баночку) и живых устриц (480 грн. за 1 кг).
Из-за удобного расположения - в центре - среди любимых у партгосэлиты фьюжн-рестораны Феллини и Икра
Также госпредприятие закупило по цене 540 грн. за кило баранину и чуть более дешевую (465 грн. за 1 кг) утиную печень.
Но кушать все это, а также другие деликатесы в государственных столовых для представителей отечественной власти не комильфо. Спросом пользуются элитные рестораны, расположенные, как правило, или возле Верховной Рады, или неподалеку от партийных офисов.
Классический пример - ресторан Липский особняк, который находится как раз напротив центрального офиса Партии регионов на ул. Липской.
Ресторан позиционирует себя как заведение высокой украинской кухни. Интерьер двухэтажного заведения помпезен - хрустальные люстры, столы и стулья из натурального дерева, в углу рояль. Даже меню ресторана оформлено с пафосом - в виде книги в кожаном переплете. От посторонних глаз здесь можно спрятаться на втором этаже, где Корреспондент, например, приметил за обедом верхушку парламентской фракции Партии регионов Александра Ефремова и его зама Михаила Чечетова.
Цены в ресторане высокой нацкухни на том же уровне. Например, за 750 г стерляди, запеченной под сливочно-икорным соусом, клиенту придется выложить $ 162, за русские блинчики с черной икрой - $ 75, за икру осетровую с чухонским маслом - $ 73.
Из-за удобного расположения - в центре - среди любимых у партгосэлиты фьюжн-рестораны Феллини и Икра. Приезжают политики и в один из самых дорогих заведений Киева - Велюр. Помимо европейской кухни, власть имущие ценят знакомство с Тищенко, который в столичной тусовке слывет звездой.
Другими излюбленными местами этой категории клиентов стали ресторан Эгоист (принадлежит супруге Анатолия Голубченко, замглавы Киевской горгосадминистрации) и заведение итальянской кухни Пантагрюэль
Другими излюбленными местами этой категории клиентов стали ресторан Эгоист (принадлежит супруге Анатолия Голубченко, замглавы Киевской горгосадминистрации) и заведение итальянской кухни Пантагрюэль. Последнее славится лучшим соотношением цена / качество. Средний чек в этих заведениях, по словам рестораторов, - 300-400 грн.
"На имя" приходят и в ресторан узбекской кухни Караван, совладельцем которого является Михаил Табачник, брат министра образования Дмитрия Табачника.
Примерный маршрут столичного властного гурмана на собственном примере описал Василий Горбаль, депутат-регионал. В отличие от многих коллег, он был откровенен и рассказал, что, в зависимости от настроения, обедает в ресторане средиземноморской кухни Икра, ужинает в остерии Пантагрюэль. А в выходные его можно встретить в ресторане японской кухни Sumosan, который расположен в пятизвездочном отеле Premier Palace в центре Киева.
Также нардеп посещает заведение авторской средиземноморской кухни итальянца Стефано Антониелли - Stefano’s Fine Food Factory. Интерьер ресторана, где есть даже устричный бар, создан в стиле пиксельной классики, имеется встроенный аквариум с мозаичными кораллами. Средний чек здесь - 400 грн.
По разные стороны стола
Рестораторы делят своих властных клиентов на две категории - представителей старого поколения, традиционалистов, и молодых гурманов-новаторов.
“Консерваторы будут есть фуа-гра [паштет из гусиной печени], но все же им комфортнее, если речь пойдет о котлетах, - рассказывает Сергей Гусовский, владелец Пантагрюэля. - В то время как политики нового поколения, открыв для себя Европу, думают иначе, ведут себя иначе и, соответственно, едят иначе”.
Рестораторы делят своих властных клиентов на две категории - представителей старого поколения, традиционалистов, и молодых гурманов-новаторов.
Типичным представителем тех, кто ест иначе, является Горбаль. “Жареные мозги и паста тальятелле с черными трюфелями и костным мозгом”, - рассказал он о своих любимых блюдах.
По словам Виталия Шадчнева, маркетинг-директора сети ресторанов Мировая карта, куда входит, помимо Липского особняка, еще 20 заведений, последним писком моды у политиков новой волны стала паназиатская кухня - экзотические блюда стран Южной и Юго-Восточной Азии.
Водораздел между старым и новым поколениями политгурманов, по словам экспертов, в вопросе еды исчезает там, где появляется алкоголь. “То, как пили в 1990-х, и то, как [политики] пьют сейчас, - это два разных мира. Раньше чиновники водку и коньяк Арарат “три звезды” заказывали. Сейчас требуют то, что модно в Европе”, - говорит Кмыр.
Тищенко уточняет, что политики из алкоголя сегодня предпочитают самое дорогое и элитное. Среди вин, к примеру, фаворитом является Chateau Haut-Brion 1985 года, регион Бордо. Бутылка такого Chateau в Киеве стоит в среднем $ 1,2 тыс. Из виски, по словам владельца Велюра, элита часто заказывает 30-летний Macallan, выдержанный в хересных бочках. За пол-литровую бутылку крепкого напитка клиент должен будет выложить $ 287. Впрочем, водку власть имущие тоже пьют, но исключительно класса люкс.
Последним писком моды у политиков новой волны стала паназиатская кухня - экзотические блюда стран Южной и Юго-Восточной Азии.
К слову, алкоголь выдвигает дополнительные требования к элитным ресторанам. “Он [чиновник] в реальности - человек неплохой. Но когда напивается, надо искать тонкий подход”, - улыбается Кмыр, объясняя, почему официантов в лучшие заведения подбирают особенно тщательно, доводя до совершенства их навыки общения. И потому-то в Липском особняке, к примеру, все официанты, как это принято на Западе, - мужчины: у них, мол, нервы крепче.
Крепкость нервов нужна не только официантам, но и владельцам заведений, куда любят захаживать власть имущие. Ведь проблемы подстерегают на каждом шагу. Одна из них - это охрана важного лица.
“Есть телохранители, которые работают незаметно, а есть те, кто сидит и пялится на всех входящих из-подо лба, будто в заводской столовой, - замечает Гусовский. - Мы боремся с этим как можем”.
Например, он установил на входе в свои рестораны таблички с просьбой, обращенной к высокопоставленным клиентам: Оставляйте охрану за пределами заведения. Гусовский добавляет, что отечественные политики в основном мнят себя феодалами, предпочитая коленопреклоненное к себе отношение. К счастью для ресторатора, в его заведения такие не ходят.
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 6 апреля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.