Схеффер: Простой украинец должен сам решать, хочет ли он в НАТО

Корреспондент.net,  20 октября 2005, 15:37
💬 0
👁 71

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер во время чата на Корреспондент.net рассказал о том, что вступление Украины в организацию одинаково актуально, как для "оранжевого", так и для "голубого" лагеря. И только "простой человек должен сам решать, хочет ли он в НАТО". Схеффер также заявил, что что Альянс не собирается сталкивать Киев с Москвой.

Гость чата Корреспондент.net - генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер.

- НАТО приняла решение, которое не касалось бомбардировки жилых районов Белграда. Решение объяснялось тем, что ситуация угрожала массовым уничтожением албанцев в Косово. Именно по этой причине НАТО начало воздушную кампанию. Я думаю, вы согласитесь со мной, что за Милошевичем тянулся длинный шлейф нарушений прав человека. И НАТО не производило бомбардировки жилых районов.

- Я не могу сказать ни о процентном отношении, ни в отношении конкретных дат. Реформы, необходимые для вступления в НАТО, - это процесс. А когда речь идет о процессе, невозможно говорить о процентном отношении. Я увидел четкую нацеленность к НАТО во время своего визита в Киев, а НАТО предоставляет необходимую помощь, чтобы помочь Украине в проведении необходимых реформ.

-  Простой ответ на этот вопрос - я не могу и не буду комментировать этого, потому что внутриполитическая ситуация в Украине - это ситуация Украины а не НАТО.

- Простой человек в Украине должен сам для себя решить, хочет ли он вступления в НАТО. Я думаю, что это тот стратегический путь, по которому идет Украина для того, чтобы стать членом семьи из 26 государств, которые исповедуют демократические ценности. Я думаю, что это в равной степени актуально для тех, кто носил оранжевую символику во время революции в Украине и для тех, кто носил синюю. В конечном итоге только народ Украины должен решить, хочет ли он вступления своей страны в НАТО.

- Я - последний человек, который хочет сталкивать два братских народа. Могу сказать, что интеграционные стремления Украины по отношению как к Европейскому Союзу, так и НАТО не должны и не являются конкурирующими с дружескими отношениями между Украиной и Россией. А у нас с Россией тоже очень хорошие отношения. Хочу повторить еще раз: только народ Украины должен решить. Именно народ Украины и никто другой может принять это решение.

- Я не знаю. Думаю, что не стоит ставить вопрос таким образом - сколько будет это стоить Украине. Потому что эта семья демократических государств не имеет "цены". Я скорее рассматриваю это таким образом, что, как для НАТО, так и для Украины существуют определенные преимущества при вступлении Украины в НАТО.

- Когда у меня есть свободное время - а его немного, - то моим любимым занятием является бег и езда на горном велосипеде. Моя жена - учитель. В Брюсселе она преподает английский и французский языки. Одна из моих дочерей работает юристом по вопросам налогообложения в Брюсселе. Вторая - заканчивает юридический факультет одного из брюссельских университетов. Когда есть время, я люблю читать газеты "от корки до корки". Также я люблю читать книги на голландском, поскольку в работе мне приходится пользоваться английским и французским языками.

- Я не знаю. Но я не согласен с теми, кто утверждает, что если Украина присоединится к НАТО, оборонно-промышленный комплекс Украины будет разрушен. В этой конкретной области, в области военно-транспортной авиации, когда речь идет о крупных самолетах, Украина имеет блестящую репутацию и могу Вам сказать, что НАТО периодически использует самолеты "Антонов", использует их сейчас.

- НАТО рассматривает вопрос Черноморского флота на территории Украины, как двусторонний вопрос, который должны решать Россия и Украина. И если у сторон будет такое желание, они должны рассмотреть его на двусторонней основе соответствующим образом..

- Я не согласился бы с тем, кто задал этот вопрос, и с самой формулировкой вопроса. Хотя некоторые десерты бывают очень вкусными, Украина - это не десерт. Речь идет о стратегическом выборе Украины. Потому что евроатлантическая интеграция непосредственно связана с правами и свободами человека, она связана с повышением жизненного уровня, со свободой средств массовой информации, прессы, с демократическими и справедливыми выборами. И в этом контексте выборы 2006 года в Украине будут иметь огромное значение. Членство в НАТО связано с теми вещами, которые любой человек приветствует и хотел бы видеть у себя в стране. А для НАТО, безусловно, будут преимущества от членства Украины. Я считаю, что это членство принесет, так сказать, "добавленную стоимость", т.е. преимущество, и для Украины, и для НАТО.

- Я думаю, что это должно решать правительство Ирака. А правительство Ирака выразило свое желание, которое заключается в том, чтобы войска коалиции оставались в стране. НАТО как организация не имеет своего контингента в Ираке, но Альянс выполняет очень важную функцию по подготовке вооруженных сил этой страны.

- Я не знаю никаких намерений со стороны России о вступлении в Альянс. И хотя мне нравится виртуальный мир, я не хотел бы отвечать на вопрос, который является чисто гипотетическим. Поскольку у России нет планов по вступлению в НАТО.

- Я надеюсь на поимку Бин Ладена, поскольку он вдохновляет террористов, которые хотят разрушить наше общество. Мы должны самым жестким образом на это реагировать.

- Я не хотел бы обсуждать вопрос создания защитных поясов, к тому же Польша и Литва - это члены НАТО. Молдова - это страна, которая принимает участие в программе "Партнерство ради мира", хотя там остается нерешенным приднестровский вопрос. Грузия выражает желание к дальнейшему сближению с НАТО. И надо рассматривать эти партнерские связи как важные, потому я не хотел бы рассматривать этот вопрос как защитный пояс, поскольку следующим будет вопрос: "Защиты против кого?".

- Я не вижу огромных различий в менталитетах. Но я думаю, что старшее поколение, которое выросло в период "холодной войны" - так же как и я в Западной Европе, эти люди все еще имеют представление о старой организации НАТО и бывшей конфронтации. Я понимаю, почему у людей такие чувства. И я думаю, что они неправильны. НАТО должно объяснять, чем является Альянс и чем не является. Это объясняет, почему мы здесь. И опять-таки, ответ украинцы должны дать себе сами.

- НАТО никогда не имела официальной позиции относительно войны в Ираке, поскольку, как среди стран ООН, так и среди стран-членов Альянса были разногласия по этому вопросу. Некоторые страны поддерживали эту войну, некоторые - были против. Сейчас все союзники согласны, что в Ираке нет альтернативы демократическому процессу.

- И вы хотите, чтобы я коротко ответил на этот вопрос? Это многослойный вопрос. Есть люди, которые в своих целях используют исламскую религию, для того чтобы совершать ужасные акты терроризма, используя ислам в неправильных целях. Существуют и другие причины, когда люди для достижения своих целей прибегают к терроризму. Терроризм никогда не может быть оправдан.

- Чечня - это сложная ситуация. И, я здесь говорю от имени НАТО, в этой ситуации НАТО не играет непосредственной роли. Мы имеем хорошие, открытые отношения с Россией и можем обсуждать с ними различные вопросы. Но Совет НАТО-Россия, как правило, не обсуждает такие вопросы, которые имели бы такую подоплеку, как Чечня для России, или другие, которые имели бы подобную подоплеку для стран Альянса. Но я соглашаюсь с автором вопроса, что относительно Чечни существует множество взглядов. Но независимо от этого терроризм не может быть оправдан. Ярким примером тому могут служить события в Беслане.

- Я очень надеюсь на это. Но хочу сказать, что НАТО - это не та организация, которая занимается военными вопросами. НАТО занимается защитой базовых ценностей. Именно поэтому НАТО сейчас находится в Афганистане и предоставляет помощь Пакистану. И в Косово. И помогает Африканскому союзу в осуществлении операции в Дарфуре. Это - не ведение военных операций, это - защита ценностей.

- Когда Украина вступит в НАТО, тогда украинские военные будут иметь тот же статус и те же привилегии, что и военнослужащие других стран-членов Альянса. Этот будет означать, что как гражданские специалисты, так и военные смогут служить в войсках НАТО.

- Жаль, что это последний вопрос. И я не могу его прокомментировать. Потому что я не хочу вмешаться в то, что, по сути, является внутренними дебатами в Украине. Поэтому я не имею права это комментировать.

- Главная цель моей профессиональной жизни - в НАТО - состоит в том, чтобы обеспечить, чтоб 26 стран-членов организации, а в будущем - может и больше, могли достигать консенсуса по важным вопросам, касающимся деятельности Альянса сейчас и в будущем. Что касается личного контекста этого вопроса - обсужу этот вопрос сегодня вечером со своей женой за бокалом хорошего вина. Спасибо всем! Желаю удачи.