Корреспондент: Развлекай и властвуй. Украинские телеформаты раскупают Америка, Франция и Россия

17 апреля 2012, 14:45
💬 0
👁 105

Украинские телеканалы не только бросают миллионы долларов на покупку десятков новых иностранных форматов в год, но и продают за рубеж собственные. Среди покупателей отечественных шоу - Франция, США и Россия, - пишет Максим Бироваш в № 14 журнала Корреспондент от 13 апреля 2012 года.

В старейшем каннском устричном ресторане Coquillages Brun невиданный ажиотаж. У дверей культового заведения с самого утра стоит очередь из людей с одинаковыми бейджами на шее.

Это телепродюсеры, которые слетелись со всего мира на фестиваль телеформатов MIPFormats, проходящий в Канне с 1 по 4 апреля. И перед тем, как купить чужие идеи для своего телевидения или продать собственные чужому, все они считают нужным по-царски угоститься, хотя в знаменитом ресторане мест на всех не хватает.

За четыре дня им придется просмотреть до 1,5 тыс. телепроектов, которые на Южное побережье Франции привезли около 500 студий. Производство телепрограмм - выгодный бизнес, как для тех, кто создает продукт, так и для тех, кто его размещает в эфире, поэтому в воздухе весеннего Канна как никогда остро пахнет большими деньгами.

“Если ты смог удивить - ты смог заработать”, - такими словами встречает Корреспондент на пороге Palais des Festivals et des Congre’s (Дворца фестивалей и конгрессов), того самого, где ежегодно проходит знаменитый Каннский кинофестиваль, Кристиан Кендер из компании CMM Intelligence, специализирующейся на дистрибьюции телепродукции.

Буквально за несколько лет качество “картинки” на украинском ТВ стремительно выросло, как и количество купленных и адаптированных отечественными каналами зарубежных форматов

Кендер знает, о чем говорит: как дистрибьютор фильмов и шоу в Китае, его компания могла стать одним из крупнейших игроков мирового телерынка.

“Телешоу и научно-популярные фильмы - сейчас это устоявшаяся и универсальная валюта рынка”, - заключает Кендер.

Купить и продать новинки телеиндустрии на знаменитую набережную Круазетт съехались представители 200 телеканалов из более чем 50 стран мира. Общий бюджет торгов в 2012 году достиг колоссальной суммы - $ 250 млн. Это на треть превышает сумму средств, потраченную на закупку телеформатов за прошедшие два года.

“Фактически это крупнейшее событие для всех телевизионщиков: от удачной покупки шоу или сериалов здесь во многом зависит успех канала на родине”, - объясняет Корреспонденту важность события гендиректор украинской Студии 1+1 Александр Ткаченко. Он, как и десятки других украинских телеменеджеров, также гость каннской распродажи.

“Как минимум форматов 20, а то и больше с этого [Каннского фестиваля] украинские каналы увезут”, - прогнозирует Ткаченко.

Приобретение чужих идей, а также продажа собственных способствуют развитию украинского телевидения и создают огромный оборот денег в этой динамично развивающейся индустрии.

“Буквально за несколько лет качество “картинки” на украинском ТВ стремительно выросло, как и количество купленных и адаптированных отечественными каналами зарубежных форматов”, - констатирует Татьяна Харченко, главный редактор отраслевого интернет-издания МедиаБизнес.

Игра на публику

На сцену Дворца фестивалей выходит Саймон Стефанс, разработчик форматов из финской компании MediaCity. “Я хотел бы готовить завтрак вместе с [ведущим популярной программы Кулинарное шоу в Великобритании] Джейми Оливером, советуясь с ним в прямом эфире, - говорит Стефанс, - а осваивать секреты дайвинга вместе с кем-то из команды National Geographic, чтобы кто-то мне провел мастер-класс прямо перед погружением”.

Слова финна отражают главный тренд рынка телеформатов - полная и безоговорочная победа реалитии талант-шоу. А значит, в ближайшее время на отечественных и зарубежных экранах будут выбирать невест, преодолевать депрессию, общаться со знаменитостями или просто смотреть на жизнь своих соседей без купюр.

Главный тренд рынка телеформатов -полная и безоговорочная победа реалитии талант-шоу.

Такого рода набор развлечений обеспечивает максимальную интерактивность телешоу, полную вовлеченность зрителя в игру. В итоге, как говорит Артем Вакалюк, руководитель издательских проектов украинской компании Media Resources Management (MRM), проект получает высокий рейтинг, что и ценится потенциальными рекламодателями.

Когда в Европе заговорили о кризисе и крупнейшие компании начали сворачивать свои маркетинговые бюджеты, а государство - сокращать социальные программы, реклама на главных шоу Великобритании, The X Factor и Voice, продолжала расти, констатирует Ричард Стилл, британский колумнист французского издания JOL Presse. Стилл специализируется на телевидении, поэтому и приехал на большую каннскую телераспродажу.

Что касается Украины, то она следует мировым трендам: именно всевозможные шоу на отечественном ТВ обеспечивают высокие рейтинги и соответствующие рекламные бюджеты. “Сейчас телеканалы для украинцев поют, танцуют и шутят, - говорит Харченко. - Плюс учат готовить и находить женихов. Другими словами, развлекают. Судя по высоким рейтингам таких проектов, еще несколько сезонов телекомпании будут продолжать в этом же духе”.

Пока же об увлечении украинского телевидения всевозможными шоу свидетельствуют данные MRM: только в течение 2011 года так называемая большая шестерка крупнейших украинских каналов - Интера, Украины, СТБ, 1+1, ICTV и Нового - запустила в эфир 92 новых шоу, из которых более 60 - адаптации зарубежных телеформатов Великобритании, США, Голландии и Израиля.

Евгения Продаева, заместитель главного редактора отраслевого издания Телекритика, называет Корреспонденту лидеров гонки за зарубежными форматами. Это СТБ и 1+1, приобретающие до 20 лицензий в год. Интер, ICTV и Украина делают ставку на сериалы, так что у этих каналов количество адаптаций международных форматов скромнее - около пяти в год.

Сейчас телеканалы для украинцев поют, танцуют и шутят, - говорит Харченко. - Плюс учат готовить и находить женихов. Другими словами,развлекают

В нынешнем сезоне эксперты рынка прогнозируют рост деловой активности на ТВ. “Конкуренция у нас серьезная, и поэтому количество форматов, которое зайдет на украинский рынок, будет немаленьким, - замечает Ткаченко. - Мы уже посмотрели достаточное количество проектов, которое хотели бы ближайшие год-два адаптировать для украинского зрителя”.

Жесткая конкуренция побуждает продюсеров к самым отчаянным шагам, вплоть до лишних трат. Например, некоторые форматы каналы покупают про запас, чтобы конкуренту не досталось, рассказывает Харченко. “К слову, конкуренция между украинскими каналами выше, чем между российскими”, - считает эксперт.

Впрочем, покупка продукта для того, чтобы потом его тут же положить на полку, не требует больших затрат. Стоимость опциона достаточно скромная - от $ 100 за эпизод. В случае же выхода локальной адаптации шоу в телеэфир объем лицензионных отчислений компании - правообладателю формата существенно возрастает. В масштабных талантшоу эта сумма достигает $ 50 тыс. за эпизод. Также на окончательную цену влияет рейтинговость продукта. Борьба за рейтинг стоит свеч. Валерий Вареница, генеральный директор украинского подразделения международного рекламного агентства MindShare, говорит, что стоимость 30-секундного ролика на СТБ, входящем в тройку лидеров отечественных голубых экранов, - от 11,4 тыс. до 42,4 тыс. грн.

По подсчетам медиадиректора медийного агентства полного цикла AITI Юлии Карпушиной, в 2011 году только одно шоу Фактор (СТБ) собрало до 40 млн грн.

“Некоторые проекты параллельно развиваются в самостоятельные интернет-ресурсы и, в отдельных случаях, печатные издания”, - рассказывает эксперт.

Креатив на экспорт

Тем временем украинцы уже сами готовы производить телевалюту. Отечественные телевизионщики в нынешнем году впервые массово заключали сделки о продаже своих собственных форматов шоу за границу. По данным Харченко, в 2012 году компании - производители телепродукта Star Media, Студия Квартал 95 и канал Интер заключили сделку о продаже формата Go Dance (украинская версия Майdаn’s, выходила Интере) в США и во Францию.

Причем Франция, по словам председателя совета директоров группы StarMedia Влада Ряшина, никогда раньше не покупала ни российские, ни украинские форматы. Кроме того, сегодня адаптацией Go Dance! для своих зрителей также заинтересован Китай, а в России аналогичное шоу может появиться уже в этом году.

Цену вопроса в StarMedia не разглашают, но признают, что экспортировать отечественные телешоу выгодно из-за разницы в стоимости. Если в пределах бывшего Советского Союза плата за эпизод шоу достигает $ 15 тыс., то, например, в Италии или Франции - $ 20 тыс., а в США - еще больше.

Отечественные телевизионщики в нынешнем году впервые массово заключали сделки о продаже своих собственных форматов шоу за границу

Также Студия Квартал 95 продала в Россию два формата - Рассмеши комика и Вечерний квартал. Телеканал Тет тоже старается не отставать от лидеров: в этом году он продал российскому Рен-ТВ права на показ первого сезона передач мистических историй Дневники Темного.

Сериалы - еще одна статья доходов телевизионщиков. Например, канал Украина реализовал права на трансляцию сериала Маруся собственного производства в страны Балтии и СНГ. И опять же в Россию Film.ua Studio продала восьмисерийную художественную военную сагу - Баллада о Бомбере.

Радуясь первым успехам, отечественные телеканалы стремятся расширить список государств - покупателей своего продукта за счет традиционных потребителей сериалов, в первую очередь - стран Латинской Америки.

В StarLightMedia, объединяющей каналы ICTV, CTБ, Новый, а также музыкальные каналы М1, М2 и спутниковый QTV, ставят выпуск рентабельного продукта на поток. Еще в конце 2009 года Елена Пинчук, совладелица StarLightMedia, в интервью Корреспонденту называла документалистику украинского производства хорошим экспортным продуктом, интересным как странам СНГ, так и США и Израилю. На пике кризиса на продаже телепрограмм холдинг смог заработать более $ 1 млн.

Пока же отечественные продюсеры озабочены тем, чтобы создать максимально удобные условия для расширения собственного производства. “Насколько мне известно, Владимир Бородянский, недавно возглавивший эту группу [StarLightMedia], планирует создать в Киеве целый медиагород - с павильонами для съемок телепроектов, специализированными школами и административной частью – и так активно развивать направление продаж”, - резюмирует Харченко.

Шоу массового поражения

Топ-10 телевизионных шоу, завоевавших наибольшую долю украинских телезрителей

Данные StarLight Brand Content

***

Этот материал опубликован в №14 журнала Корреспондент от 13 апреля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: телевидение журнал Корреспондент реклама телеканалы телешоу реалити шоу [-