Корреспондент: Цена счастья. Что мешает украинцам наслаждаться жизнью

16 мая 2012, 08:49
💬 0
👁 72

Высокий уровень материальных притязаний и крушение идеалов мешают украинцам наслаждаться жизнью, - пишет Екатерина Иванова в № 18 журнала Корреспондент от 11 мая 2012 года.

Наталья Могильная, менеджер по работе с персоналом столичной ITкомпании, делает наброски для будущей акварели в киевской артстудии Счастье. Здесь на уроках живописи, которые она посещает всего месяц, Могильная поняла, что творчество делает ее счастливой.

“То, что людям мешает быть счастливым, - это мозги”, - теперь уверена она. Могильная считает, что прекрасное чувство посещает человека, когда он отключает рациональное мышление, свой внутренний диалог и забывает обо всем вокруг. Причем рисование лишь дополняет ощущение гармонии, которое дают Могильной сложившаяся личная жизнь и ребенок.

Таких счастливых людей, как Могильная, среди украинцев, по данным опроса, проведенного WIN-Gallup International в 58 странах мира в 2011 году, насчитывается 43 %, а несчастных - 14 %. Перевес первых над вторыми, так называемое нетто счастья - величина характеризующая его уровень в стране, составляет 29 %. По этому показателю Украине досталось 41-е место из 58.

Лидерами списка самых счастливых оказались государства третьего мира - Фиджи (85 %), Нигерия (84%) и Колумбия (71%).

Среди европейцев немногим менее довольны жизнью чехи (нетто счастья - 28 %), итальянцы (25 %) и литовцы (9%). В большинстве стран благополучной Европы уровень счастья несравнимо выше: в Нидерландах он достигает 77%, в Швейцарии - 76%, в Финляндии - 70%, в Германии - 68%, в Исландии - 66% и в Дании - 64%. Однако лидерами списка самых счастливых оказались государства третьего мира - Фиджи (85 %), Нигерия (84%) и Колумбия (71%).

При этом ни в самых богатых, ни в самых бедных государствах уровень счастья не зависит напрямую от уровня материального благосостояния, утверждают эксперты. В зажиточных странах доходы населения давно покрыли его основные потребности, и деньги уже не играют существенной роли для ощущения гармонии. У жителей же бедных стран нет высоких экономических притязаний. Украина среди них стоит особняком.

“В Украине чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень счастья, - констатирует Владимир Паниотто, директор Киевского международного института социологии. - Я думаю, это связано с тем, что мы еще не достигли того уровня, за которым начинается нелинейная зависимость”.

В Украине чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень счастья

Это подтверждают данные исследований социологов института: среди бедных (тех, кому не хватает денег даже на еду) счастливы лишь 10%, а среди людей с доходом выше среднего - 34%.

Кроме того, и само понимание полного счастья у народов различное, обусловленное их историей и ментальностью, добавляют психологи. Украинцы долгое время не имели государственности, до сих пор испытывают затруднения с национальной идентификацией, прибавьте сюда крушение идеалов после распада СССР и нынешнюю социальную неустроенность, называет предпосылки украинской тоски Светлана Уварова, ректор Международного института глубинной психологии.

“[В Украине] быть несчастным принято, даже лучше быть несчастным, чем счастливым, - резюмирует эксперт. - Это культурный феномен”.

Женщины и пиво

26-летнему Василию Пилату, монтажнику-строителю компании ТММ, для полного счастья нужно 6 тыс. грн. в месяц. Сейчас он зарабатывает 4 тыс. грн. и ежедневно встает в четыре утра, чтобы добраться на работу в Киев из родного Яготина, что в Киевской области. Тем не менее он не теряет бодрости духа.

“Сегодня плохо - завтра хорошо, - делится Пилат своими принципами. - Всегда нужно надеяться на лучшее”. Больше всего радости ему доставляет семья, у него двое детей.

Личная жизнь и отношения в семье для украинцев - немаловажные факторы счастья, утверждает Паниотто, но не менее весомо и материальное благополучие, а также и связанное с ним ощущение уверенности в завтрашнем дне - последнее пока незнакомо большинству соотечественников.

Личная жизнь и отношения в семье для украинцев - немаловажные факторы счастья, утверждает Паниотто, но не менее весомо и материальное благополучие,а также и связанное с ним ощущение уверенности в завтрашнем дне

Киевлянка Инна Колесниченко, менеджер отдела кадров крупной аутсорсинговой компании, признается, что ей мешают быть счастливой собственные страхи. “Страх по поводу того, что я не смогу воспитать своего ребенка счастливым и достойным, страх за здоровье близких, за то, что будет с ними, если завтра я потеряю работу”, - признается Колесниченко, которая одна воспитывает восьмилетнего сына.

Большинству жителей Западной Европы такие опасения неведомы. К примеру, 32-летний датчанин Лукас Ларсон, учитель младших классов в Копенгагене, как и большинство его соотечественников, в своей стране чувствует себя комфортно.

“Мы знаем: что бы ни произошло, большой беды не случится, - говорит он. - Государство позаботится”. Прежде всего Ларсон имеет в виду бесплатную медицинскую страховку и социальные гарантии - от выплат по безработице до пособий по уходу за детьми.

Неудивительно, что Дания входит в десятку самых благополучных стран по версии WINGallup International - 73 % ее граждан считают себя счастливыми, а несчастными - лишь 8 %.

При этом Ларсон подчеркивает, что для ощущения полной удовлетворенности ему не обязательно нужен высокий доход. Гораздо важнее для него проводить много времени с семьей. В то же время датчане лишены непомерных амбиций, добавляет он. “Просто если чего-то [из материальных благ] нет или что-то не получается, мы не считаем это разочарованием нашей жизни”, - говорит Ларсон.

Впрочем, у датчан есть причины для оптимизма: ВВП на душу населения в этой скандинавской стране составляет $40 тыс. в год. Для сравнения: в Бразилии данный показатель ниже в четыре раза, а в Украине - в десять раз. Причем датчане и бразильцы счастливы одинаково - нетто счастья там соответственно 63% и 64 %.

Бразильцы по жизни вечные оптимисты и вечно счастливы, - рассказывает Самолюк. - Причем без каких-либо видимых причин

25-летняя украинка Марина Самолюк, работающая в Германии, успела пожить в Рио-де-Жанейро и Шанхае. Самой счастливой из трех стран ей показалась Бразилия.

“Бразильцы по жизни вечные оптимисты и вечно счастливы, - рассказывает Самолюк. - Причем без каких-либо видимых причин, а просто так. Они предпочитают не напрягать себя решением денежных и рабочих проблем”.

Если местные жители не могут справиться с какой-либо задачей, они пускают процесс на самотек - рано или поздно она решится сама по себе, говорит украинка. Бразильские мужчины вполне счастливы, “когда у них есть минимум одна женщина или бутылочка пива”.

Уровень состоятельности граждан страны, часто исчисляемый в ВВП на душу населения, вовсе не является основным показателем счастья для граждан многих государств, делают вывод эксперты. В развитых странах уровень жизни населения намного выше прожиточного минимума, а в самых бедных для людей куда важнее отношения в обществе и состояние здоровья, констатирует Джеффри Сакс, директор Института Земли Колумбийского университета (CША), в первом Докладе о мировом счастье ООН.

Специалисты по развитию человека и образованию берлинского Института Макса Планка в течение 25 лет наблюдали за жизнью 150 тыс. взрослых жителей Германии. По окончании исследования они пришли к выводу, что деньги не приносят немцам счастья, они лишь делают их более удовлетворенными жизнью. А счастье им дает возможность заниматься интересной работой и общение с семьей и друзьями.

Конечно, в Германии есть стандарт - иметь машину, квартиру или уютный дом, поехать в отпуск, но отношения между людьми все равно на первом плане

В Германии уровень счастья составляет 68 %, и это одна из немногих европейских стран, вошедших в первую десятку мирового рейтинга.

“Конечно, в Германии есть стандарт - иметь машину, квартиру или уютный дом, поехать в отпуск, но отношения между людьми все равно на первом плане”, - констатирует Самолюк.

Также важно, чтобы окружающие были примерно того же социального уровня, - это значительно повышает уровень счастья, утверждают эксперты, а неравенство его, напротив, снижает.

По словам Паниотто, в странах, где велико социальное расслоение, например в Украине, люди чувствуют себя неудовлетворенными, потому что постоянно сравнивают свой уровень жизни с богатыми, которых видят вокруг. Это во многом роднит украинцев с китайцами, среди которых 41 % полностью довольных жизнью, а нетто счастья составляет лишь 25%.

Жизнь как чудо

В Мьянме, Индии и Лаосе люди живут значительно хуже, чем в Украине, рассказывает киевлянин Антон Гураков, восемь месяцев путешествовавший по Юго-Восточной Азии. Многие их них существуют просто в ужасных условиях. Тем не менее количество счастливых людей там намного выше, показывают результаты исследования. И выглядят они тоже абсолютно счастливыми, добавляет Гураков. У азиатов совершенно другое отношение к жизни и материальным ценностям.

“Люди радуются каждому прожитому дню, каждому мгновению. Жизнь сама по себе подарок”, - отмечает киевлянин.

Правда, им не приходится сталкиваться со многими трудностями, с которыми сталкиваются украинцы, уточняет Гураков. Еду - обычно это овощи и рис - можно вырастить самому, хижину легко построить сообща за несколько дней. В этих странах не бывает морозов, людям не нужна обувь, зимняя одежда и теплый дом. Равнодушны большинство жителей Юго-Восточной Азии и к автомобилям и предметам роскоши.

Люди радуются каждому прожитому дню, каждому мгновению.Жизнь сама по себе подарок

Паниотто объясняет столь высокий уровень счастья в странах третьего мира низким уровнем притязаний: люди удовлетворены минимумом, который имеют. По словам ученого, эта планка резко возрастает, стоит только человеку выехать из родного аула и начать сравнивать.

В подобную ситуацию попали бывшие советские граждане, получив возможность сравнить свою жизнь с жизнью граждан других государств. По данным исследований отечественных социологов, уровень счастья в Киеве в 1985 году находился на отметке +33 по шкале от -100 и до +100, а в 1989-м, после падения железного занавеса, резко опустился до +3.

Украинцы начали значительно чаще бывать за границей, а телевидение и газеты стали показывать жизнь на Западе без прежних идеологических шор. “Уровень притязаний [украинцев] сразу вырос, поэтому уровень счастья упал”, - объясняет Паниотто.

Сегодня украинцам мешают не столько притязания, рассуждает Гураков, сколько “страсть к роскоши, зависть, тщеславие, желание не быть, а казаться”.

“10-15 лет карьеры уходит на ожесточенную борьбу за материальные ценности, после чего выясняется, что мебельный гарнитур, Toyota Camry и подвесные потолки с подсветкой не являются гарантированными заменителями счастья”, - иронизирует он.

Эту особенность украинской ментальности, порождающую неудовлетворенность, часто приходится корректировать у своих клиентов Ольге Адам, владелице студии Счастье. Приходят состоявшиеся люди с ощущением того, что им чего-то в жизни не хватает, рассказывает она. Затем на занятиях вдруг начинают понимать, что всю жизнь занимались совершенно не тем, чем хотели.

В богатых странах Запада из-за пресыщения люди в гораздо большей степени подвержены депрессии и склонны к самоубийствам

Адам и сама прошла этот путь - от опустошающей работы режиссером на телевидении до собственного бизнеса, принесшего не только удовольствие, но и гораздо больший доход, позволивший за три года приобрести квартиру на Подоле. Ощущение радости приносит занятие любимым делом, а деньги становятся следствием этого, доказывает Адам своим примером.

“Счастье еще и в том, чтобы быть в состоянии изменить все, что ты можешь, и смириться с тем, что ты не можешь изменить”, - философски дополняет Николай Толмачев, гендиректор ТММ.

Довольными жителей Юго-Восточной Азии делает лишь положительное отношение к происходящему вокруг и ориентация на духовные ценности.

Счастье, основой которого является уровень благосостояния, имеет обратную сторону медали. По наблюдениям ученых, в богатых странах Запада из-за пресыщения люди в гораздо большей степени подвержены депрессии и склонны к самоубийствам.

“Полное удовлетворение желаний приводит человека в состояние полусмерти”, - заключает Уварова.

Относительное благополучие

Уровень счастья в различных странах мира не всегда зависит от материального благополучия их граждан

Нетто счастья (для получения показателя от доли счастливого населения отнимают долю тех, кто признает себя несчастным. Полученная цифра показывает перевес счастливых граждан над несчастными) (2011) / Валовой национальный доход на душу населения, $

Австралия 38 / 36.910
Австрия 53 / 39.790
Азербайджан 54 / 9.270
Аргентина  61 / 15.570
Афганистан  35 / 1.060
Бельгия 46 / 38.290
Болгария 29 / 13.440
Босния и Герцеговина 36 / 8.910
Бразилия 63 / 11.000
Вьетнам   37 / 3.070
Армения  60 / 5.660
Гана 72 / 1.620
Гонконг 30 / 47.480
Грузия 0 / 4.990
Дания 64 / 41.100
Эквадор 57 / 7.880
Египет 0 / 6.060
Индия 37 / 3.400
Ирак 19 / 3.370
Ирландия 20 / 33.540
Исландия 66 / 28.270
Испания 55 / 31.800
Италия 25 / 31.810
Камерун 42 / 2.270
Канада 47 / 38.370
Кения 20 / 1.640
Китай 25 / 7.640
Колумбия 71 / 9.060
Литва 9 / 18.060
Ливан 24 / 14.090
Македония 39 / 10.920
Малайзия 62 / 14.220
Молдова 28 / 3.360
Нигерия 84 / 2.240
Нидерланды 77 / 41.810
Германия  68 / 38.100
Пакистан 31 / 2.790
Палестина 7 / 1.483
Перу 56 / 8.930
ЮАР 35 / 10.360
Южная Корея 44 / 29.110
Россия 31 / 19.240
Саудовская Аравия 60 / 22.750
Сербия 8 / 11.090
США 33 / 47.310
Тунис 47 / 9.060
Турция 26 / 15.530
Узбекистан 62 / 3.110
Украина 30 / 6.620
Фиджи 85 / 4.510
Финляндия 70 / 37.070
Франция 40 / 34.750
Чехия 28 / 22.910
Швейцария 76 / 49.960
Швеция 54 / 39.730
Япония 47 / 34.610

Данные WIN-Gallup International, Всемирного банка

***

Этот материал опубликован в №18 журнала Корреспондент от 11 мая 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: журнал Корреспондент деньги счастье доходы