Организаторы самого масштабного культурного проекта Украины рассказали, как боролись с бюрократией
Украина готовится к открытию самого масштабного в новейшей истории культурного проекта - первой киевской международной биеннале Arsenale-2012. Однако амбициозный проект натолкнулся на серьезную преграду - отсталые законы и советскую бюрократию.
Как признались украинскому еженедельному журналу Корреспонденту организаторы, обошлась биеннале дорого. Бюджет потянул на $ 4-5 млн (окончательную сумму еще считают), из них две трети выделило государство. Еще больше стоила борьба с бюрократией, несовершенным законодательством, техническими и кадровыми сложностями, с которыми столкнулись организаторы амбициозного проекта.
Директор Арсенала и комиссар биеннале Наталья Заболотная признает: в сегодняшних реалиях для Украины это скорее нереальный проект. Но если ждать, пока все сложится благоприятно, то в ближайшие 50 лет мероприятие не состоялось бы.
"Послевоенная Германия отважилась на организацию Документов в Касселе, так как искала эффективный путь преобразования своего имиджа после тоталитарного режима. Киевская биеннале важна для формирования в сознании мировой общественности образа Украины как культурной, цивилизованной и современной страны", - говорит Заболотная.
В мире существует больше двух сотен биеннале, и каждая имеет свой статус и особенности. Знаменитая Венецианская, например, - ярко выраженную национальную направленность с элементом соревнования: каждая страна представляет свой павильон, а в конце выбирают лучший. А Берлинская биеннале традиционно отдает предпочтение острым, критическим работам, посвященным политике или социальным проблемам.
Украинская же, по словам организаторов, будет более зрелищной - ее куратора Дэвида Эллиотта привлекает эстетика и визуальность. Также благодаря ему в мероприятии принимают участие немало художников из ближне- и дальневосточных стран, вроде Китая, Японии, Вьетнама, Камбоджи, - то, с чем украинцы знакомы очень мало.
Этот пир духа состоится во многом благодаря безупречной репутации Эллиотта и его личным знакомствам со многими зарубежными звездами. Но вопрос о том, согласился бы он еще раз стать куратором биеннале в Украине, вызывает на его лице неподдельный ужас. "Ни за что!" - восклицает британец.
Профессионал с огромным стажем организации выставок, биеннале и даже музейных экспозиций по всему миру признается, что его сломила украинская бюрократия. Настолько бесполезной и непробиваемой чиновничьей машины Эллиотт не видел нигде - ни на продвинутом демократичном Западе, ни на Востоке, более традиционном и склонном к авторитарности.
О подобных сложностях рассказывает и Заболотная, хотя облекает свою усталость от битвы с бюрократией в более дипломатичные фразы. Подготовка настолько масштабного культурного события обнажила комплекс проблем - от условий страхования и ввоза произведений искусства в страну до отсутствия элементарного технического оснащения.
"В разных сферах мы столкнулись с огромным количеством абсолютно бездеятельных людей, которые главной своей работой видят критику любой активной деятельности, а особенно всего нового и не укладывающегося в привычные рамки", - суммирует свои впечатления комиссар биеннале.
Объясняет она это консервативностью украинского общества и тем, что в стране превалируют устаревшие представления об искусстве, и надеется, что биеннале сможет пошатнуть общество в сторону более прогрессивных позиций.
"Ведь мир живет совершенно иными реалиями", - констатирует Заболотная.
Что нельзя сказать об отечественном зрителе. По мнению куратора Александра Соловьева, работа Мистецького арсенала, ПинчукАртЦентра, художественных галерей, которые специализируются на современном искусстве, начала приносить свои плоды - украинскую публику, особенно молодежь, он уже не считает неискушенной. Причем произошло это за считаные годы.
"Даже если зритель не совсем будет понимать содержательную сторону, он может почувствовать работу на эмоциональном уровне. Главное, чтобы он не был равнодушен", -уверен куратор.
Дэвид Эллиотт уверен, что среди фанатов найдется немало поклонников современного искусства, как и футбольных болельщиков - среди художников. И прогнозирует не менее 300 000 посетителей
"Понятно, что не может понравиться все, - говорит Эллиотт. - Также понятно, что нужно время, чтобы привыкнуть к чему-то новому, особенно если ты не знаток. Так что будет много вещей, которые покажутся публике странными. Но я уверен, что ей понравится".
.