НГ: Негосударственный уровень
На этой неделе Партия регионов в Верховной Раде намерена утвердить в первом чтении закон, повышающий статус русского языка, - пишет Татьяна Ивженко в российской Независимой газете.
Об этом НГ заявил депутат Михаил Чечетов. По его словам, соратникам президента предстоит сломить сопротивление оппозиции. Однако, как выяснилось, против закона в его нынешней редакции выступают также некоторые союзники регионалов.
Тезис о предоставлении русскому статуса второго государственного языка в Украине стал одним из основных в предвыборной кампании Виктора Януковича. Однако, придя к власти, новая президентская команда объявила, что не может реализовать этот пункт программы. Поскольку это требует внесения изменений в Конституцию, что предполагает проведение всеукраинского референдума и согласие двух третей депутатского корпуса. Пропрезидентские фракции не располагают конституционным большинством голосов в Верховной Раде, а поэтому попытались пойти другим путем.
В 2010 году был зарегистрирован законопроект О языках в Украине, предполагавший предоставление русскому статуса регионального языка в местах, где не менее 10% жителей составляют русскоязычные граждане. Но формулировки документа вызвали резкую критику Венецианской комиссии, пришедшей к выводу, что авторы, прикрываясь Европейской хартией о языках нацменьшинств, извратили ее суть. Смысл хартии в том, чтобы защитить региональные языки и языки нацменьшинств, а украинские депутаты попытались повысить официальный статус языка, которому в Украине не угрожает исчезновение, за счет сужения сфер применения государственного языка. Такими были в общих чертах выводы европейских экспертов.
Тезис о предоставлении русскому статуса второго государственного языка в Украине стал одним из основных в предвыборной кампании Виктора Януковича
Спустя два года члены правящей партии доработали старый законопроект и зарегистрировали его под новым названием – Об основах государственной языковой политики. Речь идет о том, что в местах, где русский называют родным языком более 10% населения, местные органы власти вправе уравнять его в правах с государственным украинским. Правда, возникла небольшая проблема: последняя перепись населения, предполагавшая ответ на вопрос о родном языке, в Украине проводилась в 2001 году, а следующая запланирована на 2013 год. Поэтому даже если депутаты примут закон, его реализацию, возможно, придется отложить на пару лет.
Есть и другие сложности. Депутат, входящий в состав пропрезидентского большинства, неофициально сказал НГ, что законопроект вообще невозможно реализовать. "В пояснительной записке сказано, что это не требует никаких дополнительных расходов госбюджета. А как без затрат перевести делопроизводство, судебную систему, образовательные программы, всю сферу административных услуг на как минимум два языка? Как минимум, потому что в законопроекте указано полтора десятка языков, которые, как и русский, получат статус региональных, – читаем: белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, крымско-татарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, словацкий, венгерский, русинский, караимский и крымчацкий. В некоторых областях будет по два-три региональных языка. И каждый госслужащий обязан будет владеть всеми. Много у нас найдется таких полиглотов? Или превратим систему государственного управления в языковые курсы? А во что превратится документооборот?".
В пояснительной записке сказано, что это не требует никаких дополнительных расходов госбюджета.А как без затрат перевести делопроизводство, судебную систему, образовательные программы, всю сферу административных услуг на как минимум два языка?
Председатель украинского парламента Владимир Литвин тоже осторожно относится к законопроекту. На днях он напомнил, что Венецианская комиссия требует от Украины защитить языки нацменьшинств: "Но в то же время они рекомендуют не делать это за счет украинского языка". Член парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Елена Бондаренко по этому поводу заявила, что в новом законопроекте "учтены практически 90% замечаний, высказанных представителями Венецианской комиссии", и добавила: "Когда говорят о защите украинского, почему-то забывают, что у русскоязычных украинцев тоже есть права и их тоже нужно защищать. Что касается защиты украинского языка, необходимо посмотреть, каким образом наши политические оппоненты, находясь у власти, пытались его "защитить": запретами, квотированием, ограничением, насильным переводом русскоязычных школ на украиноязычное обучение без права выбора".
Один из авторов законопроекта, депутат Вадим Колесниченко считает, что документ – это только шаг в выполнении международных обязательств Украины, взятых в момент присоединения к Европейской языковой хартии. Никто не отменял предвыборных обещаний Партии регионов о повышении статуса русского, но сейчас речь идет не об этом, поскольку у команды Януковича нет достаточного количества единомышленников в парламенте, чтобы реализовать обещания.
Политолог Владимир Фесенко сказал НГ, что вопрос повышения статуса русского уже много лет традиционно используется разными украинскими политиками как предвыборный козырь. "Но если раньше ставка делалась в основном на внешний фактор, на то, чтобы, если угодно, задобрить Россию, то сейчас отдельные члены Партии регионов ориентируются на внутреннего пользователя – ту часть своих избирателей в восточных и южных областях Украины, которые за два года правления Януковича разочаровались в своем прежнем выборе", – сказал он. Вместе с тем политолог отметил опасную для правящей партии ситуацию, которая будет создана в случае утверждения законопроекта: право принимать решение и нести ответственность за его выполнение переносится на местный уровень – то есть органы власти в каждом городе, районе, области должны будут проголосовать за введение второго, а кое-где третьего и четвертого региональных языков, а затем изыскать средства для того, чтобы обеспечить выполнение своего решения. "Перед местными органами власти остро встанет вопрос: то ли направлять средства, излишка которых не наблюдается, на выполнение новых социальных инициатив президента, то ли – на реализацию языковых идей правящей партии. Сложная дилемма, согласитесь".
Если раньше ставка делалась в основном на внешний фактор, на то, чтобы, если угодно, задобрить Россию, то сейчас отдельные члены Партии регионов ориентируются на внутреннего пользователя – ту часть своих избирателей в восточных и южных областях Украины,которые за два года правления Януковича разочаровались в своем прежнем выборе
Социологи утверждают, что большинство рядовых украинцев уже приняли для себя решение, что важнее: по данным соцопросов, в первую десятку важнейших проблем, решения которых граждане ожидают от власти, входят социальные и экономические вопросы – уровень жизни, рабочие места, цены, пенсионная реформа, доступность медицинских услуг и получения образования. Что касается проблемы статуса русского языка, то данные Института социологии НАН Украины, который уже 20 лет проводит специальный мониторинг общественного мнения, свидетельствуют о постепенной перемене настроений. Если в 1995 году 52% украинцев выступали за предоставление русскому языку официального статуса, то в 2011 году сторонников повышения статуса русского было 41,6%. Обнародованные на днях данные исследования, проведенного компанией Research&Branding Group, несколько отличаются: 47% украинцев считают, что в Украине должно быть два государственных языка – русский и украинский; а 46% выступают против второго государственного.
В такой ситуации попытка изменить статус-кво может обернуться новым расколом и очередным противостоянием в обществе. На днях в Киеве прошли акции протеста противников повышения статуса русского. На эту неделю готовятся акции тех, кто поддерживает инициативу Партии регионов.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов