Корреспондент: Здоровье - Дороже. Почему цены на лекарства в Украине бьют мировые рекорды
Цены на медпрепараты в Украине формируют не только производители и аптекари, но и врачи-дистрибьюторы, посредники и реклама. В результате стоимость лекарств бьет мировые рекорды - в Европе они вдвое-втрое дешевле, - пишет Каролина Тымкив в № 19 журнала Корреспондент от 18 мая 2012 года
Народный депутат Геннадий Москаль свои лекарства от гипертонии шестой год покупает в Румынии. Там, по его словам, Cоaprovel, французский препарат для снижения кровяного давления, обходится в пересчете на украинскую валюту в 40 грн. - в семь раз дешевле, чем продающийся в Украине его аналог Aprovel.
“Плюс в Румынии у меня есть гарантия, что куплю качественный препарат, а не подделку”, - добавляет Москаль.
Это средство от гипертонии - лишь один пункт из длинного списка препаратов, которые в Украине стоят в два-три раза дороже, чем в странах Евросоюза. Например, одна и та же упаковка антидепрессанта Rexetin в Польше в пересчете на гривни обойдется примерно в 59 грн., тогда как в Украине - в 160 грн. Болгарская цена сердечнососудистого препарата Tenox - 25 грн., а украинская - от 80 до 140 грн.
Виктор Чумак, экс-директор Государственного фармакологического центра, а теперь - советник министра здравоохранения, объясняет ощутимую разницу маркетинговой политикой фармкомпаний. В цену лекарств они закладывают расходы по продвижению препаратов - в том числе откаты врачам, выписывающим продукцию их бренда. В западных странах повсеместная система медицинского страхования, при которой строго следят за процессом назначения лекарств, этого не позволяет.
Продвижение одного препарата в целом, по оценке экспертов, увеличивает его цену на 50-70 %, тогда как в западноевропейских странах - максимум на 30 %.
Также существенно увеличивают стоимость медпрепаратов солидные рекламные бюджеты фармкомпаний, достигающие 1 млрд грн. в год. Продвижение одного препарата в целом, по оценке экспертов, увеличивает его цену на 50-70 %, тогда как в западноевропейских странах - максимум на 30 %.
Еще одна статья удорожания лекарств в Украине - накрутки посредников, через которых предпочитают работать многие иностранные фармкомпании: нередко из-за бюрократических рогаток фармацевты вынуждены обходиться без своих представительств. Да и услуги нужных людей, помогающих получить лицензию для заграничных препаратов на отечественном рынке, стоят дорого.
Премьер-министр Николай Азаров обещает в ближайшее время исправить ситуацию и уже этим летом ввести референтные, то есть соразмерные с европейскими, цены на ряд наиболее востребованных препаратов. Ожидается, что эти шаги удешевят лекарства минимум на 20-25 %.
Однако как сами фармкомпании, так и ряд экспертов опасаются, что, как только поставщикам лекарств начнут диктовать верхний ценовой предел, они покинут рынок. “В итоге это обеднит выбор лекарств, и пострадают пациенты”, - считает Елена Вагнер, руководитель отдела организации закупок Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ.
Игра без правил
32-летний москвич Дмитрий Аленушкин за годы жизни в Ванкувере привык, что в канадских аптеках без рецепта можно купить разве что витамины, аспирин и жаропонижающее. Это норма для стран, где почти повсеместно действует страховая медицина.
Страховщики не заинтересованы в дорогом и неэффективном лечении, поэтому контролируют все назначаемые врачами препараты, отпущенные аптекой лекарства также должны строго соответствовать рецепту.
В то время как в Украине провизор даже при наличии рецепта может навязать пациенту более дорогой аналог. К тому же большая часть препаратов здесь продаются без рецептов, тогда как в западных странах - всего лишь 20-30 %.
Большая часть препаратов здесь продаются без рецептов, тогда как в западных странах - всего лишь20-30 %.
“Если есть страховка, то при покупке оплачивается около 10-20 % от стоимости, без страховки надо платить полную стоимость лекарств”, - добавляет Аленушкин.
Этот же принцип действует в большинстве стран ЕС. Так, немецкие врачи назначают лекарства исключительно по утвержденным формулярам, рассказывает Юрий Лифшиц, медицинский директор частной клиники Борис, восемь лет проработавший в Германии. В Украине же медики практически свободны в своих рекомендациях.
Кроме того, немецкие органы здравоохранения напрямую закупают препараты у производителей и используют все законные пути для удешевления их стоимости. “Например, больницы объединяются в целые группы и, делая оптовую закупку, получают от фармкомпаний солидные скидки”, - рассказывает Лифшиц.
Украинская система здравоохранения представляет собой полную противоположность. Здесь во главу угла поставлен принцип: чем дороже, тем лучше. Государство закупает препараты через многочисленных посредников, увеличивающих стоимость лекарств в десятки раз, утверждают эксперты, причем к этому бизнесу имеют отношение, как правило, люди, близкие к государственным структурам.
Многие фармкомпании и рады бы открыть в Украине свои представительства, но это связано с бюрократическими препятствиями, преодолеть которые зачастую можно лишь с помощью коррупции. Поэтому им выгоднее действовать через посредников, порой накручивающих цену в десятки раз, резюмирует Вагнер.
Для последних, нередко зарегистрированных в офшорах, торговля медпрепаратами становится сверхприбыльным бизнесом, считает Сергей Шевчук, народный депутат и член комитета по вопросам здравоохранения.
Государство закупает препараты через многочисленных посредников,увеличивающих стоимость лекарств в десятки раз, утверждают эксперты, причем к этому бизнесу имеют отношение, как правило, люди, близкие к государственным структурам
Так, например, препарат для лечения инсульта Церегин, который стоит в белорусских аптеках в пересчете на отечественную валюту 10,9 грн. за упаковку, поставляется в Украину по цене 111 грн.
За противотуберкулезные препараты украинский Минздрав платит поставщикам в семь, а то и в 15 раз больше, чем Румыния, Россия, Молдова и даже Узбекистан, рассказывает Валерий Коновалюк, депутат от Партии регионов.
“В Украине фармрынок - кормушка для бизнесменов”, - резюмирует Шевчук.
У фармкомпаний, открывших в Украине представительства, есть свои резоны накручивать цены: им нужно возмещать издержки местного продвижения препаратов.
“Если фармкомпания вывозит огромную группу врачей на Багамы и там устраивает семинар, все в итоге оплачивает пациент”, - уверен Чумак.
Больному приходится “финансировать” и услуги фармпредставителей, в чьи обязанности входят регулярные визиты к медикам с целью рекламы своей продукции, добавляет Чумак. В процессе таких встреч они и договариваются о “вознаграждении” за назначение нужного препарата.
По оценкам экспертов, за каждую выписанную упаковку лекарства врач получает от 5 % до 30 % его стоимости. Кроме того, себестоимость одного визита представителя к медикам без учета откатов, по подсчетам Валерия Зукина, директора частной клиники Надія, выливается фармкомпании в $ 20-25.
Тем временем компании вкладывают немалые средства и в прямую рекламу лекарств, к слову, запрещенную во многих странах. По объему рекламы в украинских СМИ (почти 9 %) лекарства занимают четвертое место после косметики, парфюмерии и средств гигиены (32,3 %), автомобилей (12,2 %), а также развлечений и досуга (11,7 %).
Жесткие меры
В последние годы фармрынок в Украине рос как на дрожжах. С 2004-го по 2011-й число ежегодно продаваемых упаковок выросло с 890 млн до 1,2 млрд, или на 20 %, а объем продаж - почти в пять раз, с 4,1 млрд до 23,1 млрд грн.
Этот скачок Чумак объясняет стремительным поднятием цен и вымыванием сегмента дешевых лекарств. В Украине стало почти повсеместным правилом, что врачи в клиниках и провизоры в аптеках навязывают пациентам исключительно дорогие препараты, “забывая” о доступных по цене отечественных аналогах. К тому же чем дороже препарат, тем выше “гонорар” врача, добавляет эксперт.
Тем временем монополию на рынке все же удерживают украинские фармкомпании, заполняя его на 64,5 %. Оставшийся кусок пирога делят между собой в основном индийские (15,5 %), немецкие (8,7 %), болгарские (7,4 %) и французские (3,5 %) производители. Иностранные компании влияют и на стоимость отечественных лекарств, поставляя для них сырье.
В Украине стало почти повсеместным правилом,что врачи в клиниках и провизоры в аптеках навязывают пациентам исключительно дорогие препараты
Между тем по своему изобилию украинский фармрынок напоминает восточный базар. По данным Михаила Бродского, председателя Госкомпредпринимательства, здесь зарегистрировано 16 тыс. наименований препаратов, притом что во многих странах Евросоюза этот список ограничивается 5 тыс.
“У нас нет НДС на лекарства, тогда как, например, во Франции он составляет 2 % для социальных лекарств и 5 % для остальных”, - объясняет Бродский.
Благодаря выгодам, которые сулит отечественный рынок, его облюбовали множество иностранных фармкомпаний, малоизвестных в ЕС, отмечает Чумак. Поэтому около 2 тыс. наименований препаратов из Британского формуляра, который во всем мире врачи считают золотым стандартом, отсутствуют в Украине. И наоборот, большая часть лекарств, зарегистрированных в Украине, в Европе не используется.
Навести порядок в отечественных аптеках, по мнению Бродского, сможет введение цен, соизмеримых с другими странами Европы. По его словам, большинство государств, среди которых бывшие соседи Украины по соцлагерю - Литва, Латвия, Польша, Болгария и Словакия, давно пошли по этому пути.
Украинское правительство планирует ввести такие цены пока лишь на самые популярные средства от гипертонии - Лизиноприл, Бисопролол, Метопролол, Амлодипил и некоторые другие. Их приоритет очевиден: смертность соотечественников более чем в 60 % случаев связана с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Монополию на рынке все же удерживают украинские фармкомпании, заполняя его на 64,5 %. Оставшийся кусок пирога делят между собой в основном индийские (15,5 %), немецкие (8,7 %), болгарские (7,4 %) и французские (3,5 %) производители
И хотя в дальнейшем правительство планирует расширить список препаратов, но когда это произойдет, не берется прогнозировать ни один специалист. “Любые социальные инициативы бойкотируются, потому что никто не хочет расставаться со сверхприбылями, объясняет Чумак. - И уже мы ощущаем сумасшедшее давление [со стороны фармбизнеса]”.
Согласно правительственным планам, потолок цен на препараты будут устанавливать, исходя из их стоимости в Польше, Болгарии, Молдове, Чехии и Словакии. Фармкомпании либо будут обязаны выровнять по ним свои прайсы, либо уйдут с рынка.
В этом случае нужно действовать гибко, а не рубить с плеча, считает Зукин. “Все робкие попытки государственного регулирования стоимости медикаментов пока заканчивались одним - отсутствием жизненно необходимых лекарств”, - констатирует он.
Тем временем производители заняли выжидательную позицию. Ни одна из фармкомпаний, к которым обращался Корреспондент, - KRKA, Gedeon Richter, Фармак и Arterium - не согласилась комментировать эту тему.
Чумак знает цену такому молчанию. Он уверен, что для большей части из них вмешательство государства в бизнес смерти подобно. “Мы залезем в карман не рядовых людей, а миллионеров, которые содержат депутатов и чиновников [лоббирующих интересы фармкомпаний] и врачей, - резюмирует он. - Конечно же, мы столкнемся с колоссальным сопротивлением”.
Ценное средство
Разница в стоимости жизненно важных и популярных препаратов в Украине и соседних странах, $
Данные информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 18 мая 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.