Во французской полиции рассказали, в каких случаях применяют слезоточивый газ против толпы
Французская полиция разгоняет только те незаконные манифестации, которые мешают движению и чреваты погромами, а для разгона использует слезоточивый газ и каучуковые пули.
Об этом рассказал агентству РИА Новости национальный секретарь профсоюза офицеров полиции Мишель-Антуан Тьер.
Французские силы порядка часто имеют дело с многотысячными манифестациями, которые иногда заканчиваются беспорядками. Осенью 2010 года по всей стране несколько недель проходили демонстрации против пенсионной реформы, собирая только в Париже, по разным данным, от 60 тысяч до 330 тысяч человек. Префектуры дают разрешение на акции протеста достаточно быстро - от нескольких часов до двух-трех дней, и места проведения демонстраций организаторы, как правило, самопроизвольно не меняют.
"За смену маршрута или нарушение временного режима ответственность несут организаторы. Если время нарушено на 10 минут, ничего страшного. Но если изменяется путь, что мешает движению в квартале, мы можем оттеснить манифестантов к разрешенному пути", - сказал Тьер.
Действия в отношении запрещенной манифестации также зависят от обстоятельств.
"Если это небольшая манифестация, безопасная, которая не создает особых проблем, мы просто следим за ней и вычисляем организаторов, которые потом будут иметь дело с правосудием. Если же будет перекрыто движение, начнут громить витрины магазинов и ломать машины, то силы правопорядка разгоняют собрание", - сообщил собеседник агентства.
При этом задерживают, прежде всего, зачинщиков беспорядков, тех, кто повреждает имущество. Организаторы же несут ответственность только за проведение несанкционированной манифестации.
Полицейские имеют право применять силовые меры против манифестантов только по приказу начальства - комиссара или офицера полиции. Если безопасность обеспечивают одновременно полицейские и жандармы, то руководит операцией единое командование под руководством префекта.
Самым серьезным оружием, которое можно применять против манифестантов, является так называемый "флэш-болл" - ружье, стреляющее каучуковыми пулями. Им разрешается пользоваться только для самообороны.
"У нас есть подобное оружие более крупного калибра, которое стреляет гранатами со слезоточивым газом или же более мягкими каучуковыми пулями - их используют для разгона манифестаций. Они не должны ранить участников - гранаты со слезоточивым газом всегда выстреливаются вверх так, чтобы при падении не попасть в людей", - сказал полицейский.
Кроме того, стражи порядка периодически используют мобильные заграждения - перевозимые на микроавтобусах металлические решетки высотой 2 - 2,5 метра. Их устанавливают заранее во избежание столкновений с манифестантами, когда полиция узнает о настрое демонстрантов.
"Есть также грузовики с водяными пушками, которые мы практически никогда не используем - они нужны для подавления крайне серьезных многочисленных и неконтролируемых беспорядков. Даже не могу сказать, когда ими пользовались в последний раз - на саммите НАТО в Страсбурге в 2009 году они были в резерве, но не участвовали в подавлении беспорядков", - отметил Тьер.
Для предупреждения погромов полиция заранее наводит справки о возможном участии экстремистов в планируемой демонстрации.
"Если перед манифестацией мы получаем соответствующие сведения, мы направляем полицейских в штатском, обычно это сотрудники бригады по борьбе с преступностью. Они смешиваются с манифестантами и пытаются вычислить экстремистов или подстрекателей, лиц, которые пришли не ради самой демонстрации, а чтобы разбить витрины и жечь автомобили", - сказал полицейский.
Полицейские в штатском могут иметь при себе телескопические дубинки и баллончики со слезоточивым газом и должны задержать преступников во время совершения правонарушений.
Если акция протеста выходит за рамки закона, полиция сначала пытается вразумить организаторов, которые располагают своими силами безопасности.
"Когда организаторы подают запрос на разрешение манифестации, они должны указать, сколько человек будет заниматься безопасностью акции. Они могут разрешить небольшие трудности - мы связываемся с ними через организаторов. Но когда полиции приходится вмешиваться, мы не думаем о них и не пытаемся их задействовать", - отметил Тьер.
Французские полицейские находятся не только в подчинении МВД, но и под патронажем министерства юстиции, поскольку могут проводить следственные мероприятия. Однако те стражи порядка, которые задействованы в поддержании порядка во время манифестации, на это время лишаются функций следователей.
"Они сообщают то, что видели, другим полицейским, но не могут сами проводить расследование этих правонарушений", - сообщил полицейский.
Согласно французскому уголовному кодексу, организация уличных манифестаций без предварительного уведомления властей, организация запрещенных уличных манифестаций и представление ложных сведений о цели и содержании манифестаций карается штрафом в размере 7,5 тысячи евро и шести месяцами лишения свободы.
Участники манифестации, которые принесут с собой оружие, могут провести три года в тюрьме и заплатить штраф в размере 45 тысяч евро. Иностранцев, пойманных с оружием на манифестации, могут выслать из Франции и запретить возвращаться в течение 10 лет и более.
В свою очередь, те, кто угрозами помешает осуществлению права на свободу собраний и манифестаций, может получить год тюрьмы и заплатить 15 тысяч евро штрафа. Если же это право будет попрано "нанесением ударов, насилием, разрушением или причинением ущерба", то преступнику грозит три года тюрьмы и 45 тысяч евро штрафа.
Напомним, в марте основатель элитного спецподразделения французской жандармерии GIGN 67-летний Кристиан Прото подверг резкой критике операцию по задержанию террориста Мохаммеда Мера в Тулузе, которая завершилась гибелью подозреваемого.
Между тем, сегодня в России, где с декабря минувшего года не прекращаются массовые выступления против политики Владимира Путина, Госдума в первом чтении приняла законопроект депутатов-единороссов, который увеличивает до полутора миллионов рублей штраф за нарушение порядка проведения митингов.