Коррепондент: Битва за Арсенале. Лучшие мировые художники свозят свои работы в Киев
Или Украина поразит мир своим самым амбициозным культурным проектом времен независимости - биеннале современного искусства Арсенале 2012, или проект поразят отсталые отечественные законы и советская бюрократия, - пишет Ирина Илюшина в № 19 журнала Корреспондент от 18 мая 2012 года.
Ослиные крики и сопрано под звуки скрипки, виолончели, флейты и других классических музыкальных инструментов - таким оригинальным музыкальным сопровождением будет встречать всемирно известных кураторов, художников, коллекционеров и прочих vip-гостей Арсенале 2012, первая украинская биеннале современного искусства. Для Украины это уникальный опыт - настолько масштабное культурное мероприятие мирового уровня проходит здесь впервые.
Для церемонии открытия, которая состоится в столичном комплексе Мистецький арсенал 24 мая, организаторы выбрали одно из самых неоднозначных произведений современного искусства - Ослиную симфонию, созданную в 2007 году творческим тандемом египетской художницы Лары Балади и британского композитора и музыканта Натаниэля Робина Манна.
“В Коране говорится, что голос осла - самый отвратительный звук из тех, что издают животные, - объясняет Балади суть своего произведения, в котором при помощи криков животного она старалась привлечь внимание к отчаянному состоянию экологии. - Эта симфония - вопль земли, вопль замусоренного города”.
Для церемонии открытия, которая состоится в столичном комплексе Мистецький арсенал 24 мая, организаторы выбрали одно из самых неоднозначных произведений современного искусства - Ослиную симфонию
До 31 июля, пока будет продолжаться Арсенале 2012, киевляне и гости столицы смогут ознакомиться и с другими ее произведениями. А также с еще сотнями странных, эпатажных, ярких и зрелищных перформансов, аудио и видеоработ, картин, скульптур, инсталляций, которые приготовили для них сотни художников со всего мира
Как признались Корреспонденту организаторы, обошлась биеннале дорого. Бюджет потянул на $ 4-5 млн (окончательную сумму еще считают), из них две трети выделило государство. Еще больше стоила борьба с бюрократией, несовершенным законодательством, техническими и кадровыми сложностями, с которыми столкнулись организаторы амбициозного проекта.
Директор Мистецького арсеналу и комиссар биеннале Наталья Заболотная признает: в сегодняшних реалиях для Украины это скорее нереальный проект. Но если ждать, пока все сложится благоприятно, то в ближайшие 50 лет мероприятие не состоялось бы.
“Послевоенная Германия отважилась на организацию [известной выставки] Documenta в Касселе, так как искала эффективный путь преобразования своего имиджа после тоталитарного режима. Киевская биеннале важна для формирования в сознании мировой общественности образа Украины как культурной, цивилизованной и современной страны”, - говорит Заболотная.
Двойная игра
Симфония для осла с оркестром не единственный сюрприз, который приготовили организаторы для любопытной публики, готовой не только смотреть и слушать, но и расшифровывать послания художников из разных стран, большая часть которых - звезды мировой величины.
Так, свои произведения представят художник-диссидент из Китая Ай Вейвей, скандально знаменитый британский дуэт братьев Джейка и Дайноса Чэпменов, один из основателей технологического подхода в современном искусстве американец Билл Виола, а также всемирно известные украинские мастера Борис Михайлов, Арсен Савадов, Василий Цаголов и многие другие.
Работы разместятся на территории Мистецького арсеналу и в многочисленных галереях, где проходят параллельные программы и выставки, а также непосредственно в городском пространстве. Готовятся также мастерклассы и лекции от знаменитых художников, кураторов и искусствоведов, образовательные программы для детей, круглые столы и дискуссии для специалистов.
Работы разместятся на территории Мистецького арсеналу и в многочисленных галереях, где проходят параллельные программы и выставки, а также непосредственно в городском пространстве.
Немало будет и оригинальных выставок, не связанных с современным искусством, вроде проекта Архаические формы - актуальный взгляд, представляющего древнейшую скульптуру из 15 музеев страны. Около 100 половецких и скифских каменных баб будут встречать посетителей на прилегающей территории Мистецького арсеналу, впервые открытой для посещения.
Основная часть выставочного пространства комплекса будет отдана под главный проект биеннале, Лучшие времена, худшие времена - возрождение и апокалипсис в современном искусстве, который организует известный британский куратор Дэвид Эллиотт, а также под специальный проект Двойная игра - совместное творчество украинского и польского кураторов, Александра Соловьева и Фабио Кавалуччи.
Его название отсылает к чемпионату Европы, который будет проходить в Украине и Польше одновременно с Арсенале 2012. Это не случайно - организаторы уверены, что приезд многочисленных гостей на футбольные матчи будет помогать в популяризации биеннале.
Эллиотт убежден, что среди фанатов найдется немало поклонников современного искусства, как и футбольных болельщиков - среди художников. И прогнозирует не менее 300 тыс. посетителей Арсенале 2012. Причем каждый, обещает он, найдет что-то интересное для себя среди множества работ, отражающих жизнь в разных уголках современного мира, а также разнообразные проблемы, которые там существуют.
Основная часть выставочного пространства комплекса будет отдана под главный проект биеннале, Лучшие времена, худшие времена -возрождение и апокалипсис в современном искусстве,
“Понятно, что не может понравиться все, - говорит Эллиотт. - Также понятно, что нужно время, чтобы привыкнуть к чему-то новому, особенно если ты не знаток. Так что будет много вещей, которые покажутся публике странными. Но я уверен, что ей понравится”.
В частности, зрителям будет интересно сравнить, что тревожит зарубежных и украинских художников: хотя современное искусство космополитично, национальные особенности в нем все-таки присутствуют.
“Если образно сравнивать, это как программы кандидатов в президенты на выборах в США и в Украине: почитаешь, и сразу понятно, у кого что болит, - говорит Соловьев. - Там [в США] будет стоять проблема однополых браков, чего-то еще, далекого от нас. А у нас, например, будет стоять проблема двуязычия”.
По его наблюдениям, украинцы в своих работах больше рефлексируют над реальностью, социальными и другими проблемами, а их зарубежные коллеги много внимания уделяют искусству, его роли в жизни, отношениям чистого искусства и рынка, ограничениям, которые налагает общество на творчество. “Как, возможно, сказал бы кто-то здесь, “с жиру бесятся”, - улыбается Соловьев.
Праздник со слезами на глазах
В мире существует больше двух сотен биеннале, и каждая имеет свой статус и особенности. Знаменитая Венецианская, например, - ярко выраженную национальную направленность с элементом соревнования: каждая страна представляет свой павильон, а в конце выбирают лучший. А Берлинская биеннале традиционно отдает предпочтение острым, критическим работам, посвященным политике или социальным проблемам. Украинская же, по словам организаторов, будет более зрелищной - ее куратора Эллиотта привлекает эстетика и визуальность. Также благодаря ему в мероприятии принимают участие немало художников из ближнеи дальневосточных стран, вроде Китая, Японии, Вьетнама, Камбоджи, - то, с чем украинцы знакомы очень мало.
Этот пир духа состоится во многом благодаря безупречной репутации Эллиотта и его личным знакомствам со многими зарубежными звездами. Но вопрос о том, согласился бы он еще раз стать куратором биеннале в Украине, вызывает на его лице неподдельный ужас. “Ни за что!” - восклицает британец.
Этот пир духа состоится во многом благодаря безупречной репутации Эллиотта и его личным знакомствам со многими зарубежными звездами
Профессионал с огромным стажем организации выставок, биеннале и даже музейных экспозиций по всему миру признается, что его сломила украинская бюрократия. Настолько бесполезной и непробиваемой чиновничьей машины Эллиотт не видел нигде - ни на продвинутом демократичном Западе, ни на Востоке, более традиционном и склонном к авторитарности.
О подобных сложностях рассказывает и Заболотная, хотя облекает свою усталость от битвы с бюрократией в более дипломатичные фразы. Подготовка настолько масштабного культурного события обнажила комплекс проблем - от условий страхования и ввоза произведений искусства в страну до отсутствия элементарного технического оснащения.
“В разных сферах мы столкнулись с огромным количеством абсолютно бездеятельных людей, которые главной своей работой видят критику любой активной деятельности, а особенно всего нового и не укладывающегося в привычные рамки”, - суммирует свои впечатления комиссар биеннале.
Объясняет она это консервативностью украинского общества и тем, что в стране превалируют устаревшие представления об искусстве, и надеется, что биеннале сможет пошатнуть общество в сторону более прогрессивных позиций.
Настолько бесполезной и непробиваемой чиновничьей машины Эллиотт не видел нигде - ни на продвинутом демократичном Западе, ни на Востоке, более традиционном и склонном к авторитарности.
“Ведь мир живет совершенно иными реалиями”, - констатирует Заболотная.
Но эта критика не касается отечественного зрителя. По мнению Соловьева, работа Мистецького арсеналу, PinchukArtCentre, художественных галерей, которые специализируются на современном искусстве, начала приносить свои плоды - украинскую публику, особенно молодежь, он уже не считает неискушенной. Причем произошло это за считаные годы.
“Даже если зритель не совсем будет понимать содержательную сторону, он может почувствовать работу на эмоциональном уровне. Главное, чтобы он не был равнодушен”, - уверен куратор.
Штурмовой отряд Арсенале
Топ-10 известных и самых ярких зарубежных и украинских художников, принимающих участие в первой украинской биеннале, на чьи работы стоит обратить особое внимание
Ай Вейвей, 54 года, Китай
Самый влиятельный человек в современном искусстве по версии журнала ArtReview и один из самых влиятельных людей мира по версии Time. В Киеве представит работу Головы зодиака / Круг животных - серию из 12 бронзовых голов, отображающих знаки Зодиака в стиле китайских реликвий XVIII века
Билл Виола, 61 год , США
Считается пионером видеоарта, признан одним из ведущих мастеров в этой сфере. Исследует эмоциональные состояния человека, обращаясь к образам Ренессанса и заимствуя мотивы восточного искусства. На Арсенале представит одну из самых известных своих работ - Плот (Raft)
Пол Маккарти , 66 лет, США
Прославился в конце 1960-х серией агрессивных перформансов, но позже обратился к видеоарту и скульптуре. В Киеве покажет свою работу Король - силиконовую модель обнаженного художника, сидящего на возвышении в окружении мольберта и огромных полотен
Джейк и Дайнос Чепмен, 46 лет и 50 лет, Великобритания
Художники-концептуалисты, создают произведения с использованием пластиковых моделей или манекенов из стекловолокна. Их провокационные инсталляции на тему войны или религии неоднократно становились причиной скандалов. В Киеве покажут пять работ разных лет
Трейси Моффат, 52 года , Австралия
Одна из самых популярных художниц Австралии, заявила о себе в начале 1990-х сериями фотографий, исследующих понятия идентичности, истории, сексуальности и расы. Позже работала в жанре видеоарта. В Киеве представит видео Doomed - подборку сцен разрушения из голливудских фильмов-катастроф
Сергей Братков, 52 года, Украина
Прославился сериями провокационных фотографий о мрачном быте постсоветского государства, в 1990-х был одним из главных героев харьковской арт-сцены. Сейчас живет в Москве. В Киеве представит известную работу Да здравствует сегодняшнее плохо за то, что завтра будет хорошо!
Илья и Эмилия Кабаковы, 78 лет и 67 лет Украина/США
Илья родился в Днепропетровске, живет в США и считается одним из наиболее значительных художников концептуализма. В последнее время работает в соавторстве со своей женой Эмилией. В Киеве чета Кабаковых покажет свою известную работу Памятник исчезнувшей цивилизации
Арсен Савадов, 49 лет, Украина
Украинский фотограф и художник-концептуалист, прославившийся снимками манекенщиц на кладбище, шахтеров в балетных пачках и инсталляций с трупами. В Арсенале представит две масштабные картины — Восточный маяк и Аврора, девушка, поднимающая флаг
Борис Михайлов, 73 года, Украина
Родился в Харькове, живет в Германии. Один из самых знаменитых современных мастеров, чьи работы стали эталоном социальной фотографии. Известен откровенными снимками людей, не сумевших после развала СССР найти свое место в новом государстве. На биеннале представит 15 работ из серии Промзона
Олег Кулик, 51 год, Украина
Родился в Киеве, живет в России. Прославился перформансами в образе человека-собаки. Сейчас больше работает в жанре живописи и видеоарта. В Киеве представит видеоинсталляцию Вечерня Богородице, воссоздающую одноименную оперную постановку, впервые показанную в театре Шатле (Париж)
***
Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 18 мая 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.