Пресса Британии: Москва все чаще говорит о ядерной войне
Обзор британской прессы за 25 мая 2012 года.
В обзоре британских газет:
Сразу несколько материалов, посвященных российской тематике, публикует в пятницу Financial Times.
В одном из них издание выражает беспокойство по поводу того, что в риторике российских руководителей все чаще стали звучать темы возможного использования Москвой ее ядерных арсеналов по прямому назначению.
На такую возможность несколько раз прозрачно намекал Дмитрий Медведев незадолго до того как оставить президентский пост, напоминает FT. Ядерное оружие может нам еще пригодиться, сказал Медведев в мае на церемонии вручения правительственных наград. "Мы не собираемся его использовать, но давайте все же держать его под рукой, поскольку у нас большая страна, сложная страна. Мы должны беречь ее и защищать", - цитирует газета слова президента.
Это, по мнению авторов, стало причудливой демонстрацией еще более причудливых взаимоотношений Кремля с его самым ценным активом - тем, который все еще придает России статус глобальной сверхдержавы: возможностью отправить всю планету на тот свет.
В выступлении за выступлением, на протяжении целого месяца российские официальные лица будто стремились перещеголять друг друга в нагнетании ужаса перед потенциальным ядерным пожаром. Эта риторика, которую аналитики в США рассматривают скорее как безвредную, совпала по времени с испытательным запуском баллистической ракеты нового поколения.
По мнению Financial Times, это сгущение красок имеет своим адресатом США и их союзников, объявивших на этой неделе на саммите НАТО в Чикаго о формальном запуске своей хваленой противоракетной системы, частично размещаемой в Восточной Европе. Россия, несмотря на все попытки ее разубедить, подозревает, что истинной целью этой системы является стремление оставить ее без любимого средства ядерного устрашения.
Для большинства россиян, пишет газета, одержимость Кремля идеей ядерного сдерживания - мираж, оставшийся со времен холодной войны, милый образчик ностальгии, вроде комсомольских собраний или красных галстуков. Все это для них - параллельная реальность, не связанная с основным руслом большой политики.
Но расскажите это российским финансовым рынкам, на которых началась распродажа сразу после того, как Медведев вышел за рамки обычной развлекательной паранойи, которая давно стала визитной карточкой российско-американских отношений. Предостерегая от вмешательства в конфликты третьих сторон, Медведев сказал: "В какой-то моент такие действия, которые подрывают суверенитет, могут привести к полноценному региональному конфликту или даже - я не хочу никого напугать - к применению ядерного оружия". Рынок акций тут же уверенно нырнул на 3,5%.
Громкие фразы о ядерной угрозе свидетельствуют о заметной нервозности в Кремле, пишет FT. При этом, эксперты издания обращают внимание на то, что спор разгорается из-за технологий и теоретических разработок в области ПРО, которые пока не существуют ни у одной сторон и может даже никогда и не появятся.
В своем редакционном комментарии Financial Times пишет о том, что новое российское руководство по всем признакам выглядит парализованным внутренними разборками.
Главной задачей вернувшегося на пост президента Владимира Путина, похоже, будет поддержание баланса сил между соперничающими политическими кланами, которые его окружают. Его стратегия сдержек и противовесов несет мало пользы для России, а в долгосрочной перспективе загоняет его в угол в той же степени, в которой требует поддержания его превосходства.
Дмитрий Медведев, премьер-министр, которого Владимир Путин использовал для того, чтобы тот грел для него президентское кресло, в большей степени симпатизирует реформам, необходимым для модернизации тяжеловесной нефтяной державы, каковой является Россия. Однако если он рассчитывал на то, что у него будут широкие возможности для осуществления его реформистских задач, то он должен быть разочарован.
Многие министры сохранили свои посты. Некоторые из тех, кто ушел, получили работу в Кремле, что подразумевает возникновение параллельного правительства. Наиболее значительной перетасовкой стала замена оппонента либеральных реформ Игоря Сечина на посту ответственного за энергетику на Аркадия Дворковича, медведевского союзника. Однако Сечин был тут же направлен в совет директоров "Роснефтегаза" - компании, управляющей государственными активами в энергетических компаниях. Он также встал во главе "Роснефти".
Ничуть не похожие на отстранение от власти, новые назначения Сечина могут еще более усилить его возможности по контролю над нефтяным сектором и таким образом ослабить реформаторское влияние Дворковича. Более того, несколько указов, в срочном порядке изданных Владимиром Путиным, совершенно спутали программу приватизации государственных предприятий.
Нет ничего удивительного, что рынок российских акций на этой неделе двигался как на "американских горках". Соперничество вокруг Путина дает пищу и рост для двух бедствий: неопределенности относительно дальнейших событий и перспективу постепенного паралича. Оба они омрачают надежды на серьезные реформы, необходимые России.
Подобная ситуация нежизнеспособна, делает вывод FT. Если президент не провозгласит ясный курс, события заставят его действовать вопреки его желанию. Чем дольше он продолжает свое выступление канатоходца на туго натянутой проволоке, тем труднее ему будет определять дальнейшей ход, чтобы не свалиться вниз.
Independent в своем пятничном номере рассказывает об освобождении Алексея Навального, отсидевшего 15 суток за неповиновение распоряжениям полиции. Его выход на свободу создает для Владимира Путина новые проблемы с протестами против его правления, прогнозирует издание.
Харизматичный блогер, который без устали вытаскивал на свет факты коррупции в рядах правящей элиты, еще шесть месяцев назад был мало известен за пределами узких интернет-кругов. Однако благодаря комбинации своей политической смекалки и приложенных властями усилий к тому, чтобы превратить его в мученика при помощи регулярных арестов, Навальный превратился в лидера протестного движения.
Его спокойная, но сильная риторика, отважные антикоррупционные расследования и резкий национализм стали той комбинацией, которая превратила его в единственную персону среди разношерстных оппозиционных сил, у которой есть шанс на подлинную всенародную поддержку.
Навальный заявляет, что его не запугать ни арестами, ни тюрьмой. Однако следующие протестные акции, вероятно, будут проходить уже в новом правовом контексте - парламент рассматривает введение штрафов в в тысячи фунтов стерлингов просто за выход на антипутинскую демонстрацию. Даже если верхняя планка штрафа будет снижена, тем, кто окажется неспособен заплатить, может грозить конфискация их жилья.
Даже собственный кремлевский омбудсмен по правам человека Михаил Федотов раскритиковал этот законопроект, однако Путин уже высказал ему свою негласную поддержку, заявив о необходимости "защитить людей от экстремистских радикальных манифистаций".
Как отмечает московский корреспондент Independent Шон Уокер, российская столица быстро превращается в расколотый город, в котором одна часть горожан выходит на многотысячные акции протеста, а другая предостерегает против провоцирования нестабильности.
Русская православная церковь встала на сторону властей, предупреждая, что движение протеста играет на руку зарубежным врагам России - тема, которую не раз затрагивал Владимир Путин.
В то же время Навальный призвал россиян принять участие в следующей массовой демонстрации протеста, запланированной на 12 июня, а также объявил, что планирует общенациональный день протеста на осень.
Обзор подготовил Михаил Денисов, bbcrussian.com