Скульптор-миллионер Аниш Капур: Мы живем во времена, когда все обесценилось

Корреспондент.net,  25 мая 2012, 16:12
💬 0
👁 277

Аниш Капур, звездный скульптор-миллионер и создатель предметов, меняющих форму, открывший в Киеве свою первую в Восточной Европе выставку, рассказал Корреспонденту о своей жизни, философии и цене самой дорогой работы.

Капур, 58-летний британец индийского происхождения, зарабатывает своим творчеством миллионы и соответствующие награды - он лауреат премии Тернера (Великобритания), премии Венецианской биеннале 1990 года и имеет еще десяток художественных призов. Его персональные выставки проходят на тех площадках, к которым прикованы взгляды миллионов, - в лондонской галерее Tate, мадридском музее Reina Sofia, Музее современного искусства САРС в Бордо и прочих известнейших залах мира. Последняя его работа, башня Орбита, украсила Лондон к Олимпиаде.

С 19 мая по 30 сентября украинцы имеют возможность непосредственно познакомиться с творчеством знаменитости: в столичном Центре современного искусства PinchukArtCentre проходит его первая в Восточной Европе персональная выставка.

Капур впервые в Украине и успел увидеть Киев только из окна машины по дороге из аэропорта. Однако он уже успел оценить пейзаж и архитектуру города.

"Есть, конечно, что-то особенное в этих неровностях пейзажа, уровнях архитектуры, исторических и современных домов. И [видно, что] ваше общество того же типа, из которого происхожу я, - я имею в виду Индию. Общество, которое сильно меняется. А изменения - это всегда проблематично", - рассказал скульптор в интервью Корреспонденту.

На вопрос, если бы ему городские власти или Виктор Пинчук предложили установить что-то в Киеве, как бы он отнесся к этому, Капур ответил: "Это будет зависеть от того, чего они хотели бы и что я хотел бы сделать. Но почему бы и нет?"

Он также поделился мнением по поводу того, в каких отношениях художник должен быть с властью.

Но это важно - говорить о коррупции, эксплуатации,социальных проблемах с этой позиции, позиции свободы. Абсолютно необходимо,чтобы творческие люди это делали. Особенно если другие не могут - ведь в некоторых обществах только художники и могут говорить в голос [о проблемах]. Как в СССР, например. Кстати, интересно: когда это было запрещено, они говорили. А сейчас можно, но они молчат

"Это ключевой вопрос, и он возникает всегда и везде. Важно, чтобы у художника был собственный голос. Ведь всю нашу жизнь что, собственно, с нами делают? Учат. Начиная со школы, затем в обществе нас учат, учат, учат. И только став творческой личностью, ты можешь освободиться от этого и заявить: "Я не знаю, что я делаю". Ты можешь валять дурака или быть серьезным, провокатором или революционером. Но это важно - говорить о коррупции, эксплуатации, социальных проблемах с этой позиции, позиции свободы. Абсолютно необходимо, чтобы творческие люди это делали. Особенно если другие не могут - ведь в некоторых обществах только художники и могут говорить в голос [о проблемах]. Как в СССР, например. Кстати, интересно: когда это было запрещено, они говорили. А сейчас можно, но они молчат", - считает Капур.

На вопрос, может ли художник балансировать на этой тонкой грани - быть свободным и в то же время финансово успешным, Капур, чья самая дорогая работа, по его словам, стоила 7 млн фунтов стерлингов (около$ 11 млн), ответил:

"Мы живем во времена, когда, кажется, все обесценилось. Даже деньги. Возможно, они - прежде всего. И в этом смысле даже странно, что арт-рынок так могуществен. А значит, весьма, весьма соблазнителен. И мы все играем. Я тоже. Мы играем с возможностями, которые предлагает арт-рынок, а предлагает он много разного. Вопрос в том, можешь ли ты найти способ не потерять себя и помнить, что ты художник, а не бизнесмен. Ведь примеров достаточно: есть много художников, которые больше похожи на бизнесменов. Но в конечном итоге важно уметь сказать [заказчику]: "Да, я сделаю это за 1 млн, но я настаиваю на том, что ты не знаешь, что я сделаю. Я и сам этого не знаю". И пускай меня считают глупцом. Лучше я буду глупцом, чем бизнесменом. (Смеется.)"

Полностью интервью Аниша Капура читайте в №20 журнала Корреспондент от 25 мая 2012 года.

Корреспондент.net

ТЕГИ: искусство скульптура интервью Корреспондент