DW: Биржи и цены на нефть пока не падают, а лишь сдуваются
Греция и кризис в еврозоне являются скорее поводом, чем причиной коррекции безмерно высоких котировок на фондовых, валютных и сырьевых рынках. Подлинный обвал может начаться после 17 июня, считает Андрей Гурков.
Мировые рынки падают вот уже более двух месяцев. За это время значительно подешевели и акции, и нефть, и золото, и валюта евро. А подорожали разве что американский доллар да немецкие и французские гособлигации. Наверняка подорожал бы еще и швейцарский франк, но ему преградил дорогу наверх его родной Центробанк, пытающийся тем самым сохранить ценовую конкурентоспособность швейцарских экспортеров.
Дешевеет все то, что долго дорожало
Почему падают фондовые и сырьевые биржи? Все сразу указывают на вновь обострившийся кризис в еврозоне, на угрозу выхода из нее Греции, на нарастающие проблемы банковского сектора Испании. А еще в качестве объяснения приводят замедление роста ВВП Китая, который в последние годы был главным локомотивом всей мировой экономики, и разочаровывающую динамику на американском рынке труда, на котором слишком много потенциальных потребителей по-прежнему не имеют постоянного заработка.
Все так. Но это - лишь половина правды. Вторая половина состоит в том, что в последнее время просто дешевеет все то, что до этого безмерно дорожало. Возьмите немецкий фондовый индекс DAX, взлетевший в марте выше 7100 пунктов. В этот понедельник, 4 июня, он впервые с начала января опустился ниже психологически важной отметки в 6000 пунктов. Казалось бы, ужас. Но это все еще намного выше тех 5000 пунктов, до которых DAX упал в сентябре 2011 года на страхах перед обострением долгового кризиса в Италии.
Еще более убедительный (и близкий российскому читателю) пример - цена нефти европейской марки Brent. В марте баррель достиг рекордных высот в районе 126 долларов, а на днях упал аж до 98. Это, слов нет, существенно ниже исторического максимума, однако очень даже неплохо по сравнению с тем коридором в 70-90 долларов, в котором марка Brentпродержалась весь 2010 год. А ведь то был год, когда мировая экономика совершила мощный послекризисный рывок, и спрос на реальную нефть, стало быть, рос. Если же вспомнить саму рецессию, то на рубеже 2008/2009 годов за "черное золото" в какой-то момент и 40 долларов не давали!
"Быки" вышли из игры
Аналогичная картина как с настоящим золотом, так и, скажем, с акциями Volkswagen. Куда ни посмотришь - всюду сейчас сбрасывают излишний вес чрезмерно раздутые благодаря предоставленной центробанками сверхдешевой ликвидности ценные бумаги и товары.
Взгляните на графики: и сильно завышенный курс евро к доллару, и загнанная наверх страхами перед возможной иранской блокадой Ормузского пролива цена нефти начали снижаться (или возвращаться на более адекватные уровни) еще в марте. Это было за несколько недель до злосчастных выборов в Греции 6 мая или поступивших в конце мая сведений о том, что испанской финансовой группе Bankia нужна помощь в размере 23 миллиардов евро.
Долго и успешно игравшие на повышение "быки" просто поняли, что ралли на биржах заканчивается, а потому либо отошли в сторону, либо переметнулись в лагерь "медведей". Иными словами, заблаговременно вложившиеся дальновидные инвесторы и спекулянты еще в марте начали постепенно фиксировать полученную прибыль и теперь играют на понижение или паркуют деньги в ожидании будущих возможностей хорошо заработать. Для временного хранения прекрасно подходят такие "тихие гавани", как доллар и долговые обязательства США или облигации Германии, пусть даже доходность по ним минимальна. Времена неспокойные, а значит, лучше не суетиться, чтобы не совершить ошибки.
Впереди - неизвестность
Таким образом, фундаментальные, макроэкономические факторы (долговой кризис в еврозоне) являются принципиально важной, но далеко не единственной причиной нынешнего движения вниз. К тому же порой они просто используются спекулянтами, опирающимися на технический анализ рынков, как повод для усиления тренда. Так, уже начавшееся на биржах движение вниз на фоне новейших политико-экономических событий вокруг Греции, естественно, только ускорилось.
Достаточно опять-таки бегло посмотреть на графики, чтобы увидеть: у нас сейчас "медвежий" рынок, когда курсы последовательно падают (пусть и с отскоками, как в эту среду, 6 июня, когда DAX вновь превысил отметку в 6000 пунктов). Стало быть, многие потенциальные инвесторы не захотят нарушать одно из золотых биржевых правил - "не пытайся поймать падающий нож". Тем более, что впереди - неизвестность: никто не знает, чем закончатся 17 июня выборы в Греции и что будет, если эта страна на самом деле откажется выполнять условия кредиторов и, обанкротившись, выйдет из еврозоны.
Главная опасность - глобальный кредитный паралич
Пока в падающих биржевых курсах ничего страшного в макроэкономическом смысле нет. Наоборот, дешевеющая нефть повсюду облегчает жизнь потребителям и производителям, а дешевеющий евро здорово стимулирует европейский экспорт. Но если дефолт Греции и обострение банковских проблем в Испании (а затем, надо полагать, и в Италии) приведут к параличу финансовых рынков, как это произошло осенью 2008 года после банкротства банка Lehman Brothers, то может застопориться нормальное каждодневное кредитование бизнеса, прежде всего, мировой торговли. Тогда продавцы из-за нехватки оборотных средств перестанут заказывать товары у производителей.
Вот когда начнутся реальные проблемы в экономике! Вот когда цены на нефть будут уже не просто сдуваться, а действительно падать из-за снижения спроса на энергоносители со стороны промышленности, сокращающей объемы производства. Вот когда обвал на рынках будет иметь уже не технические, а фундаментальные причины.
Дойдет ли дело до такого обвала и когда именно он произойдет - сразу после 17 июня или с лагом в несколько недель и даже месяцев, - спрогнозировать невозможно. Но одно можно предсказать наверняка: именно в тот момент, когда всем будет казаться, что мир рухнул, а биржи окончательно летят в тартарары, самые крутые и хладнокровные игроки начнут скупать безмерно подешевевшие активы. И тем самым заложат основы следующего подъема.