Корреспондент: Главный столичный житель. Интервью с главой Киевской горгосадминистрации Александром Поповым
Александр Попов, глава Киевской горгосадминистрации, в интервью Кристине Бердинских в № 22 журнала Корреспондент от 8 июня 2012 года, - о дружбе с центральной властью, устойчивости асфальта на проспекте Бажана, брусчатке Андреевского Спуска и своем мэрском будущем
В жизни Александра Попова, главы Киевской горгосадминистрации (КГГА), в начале июня произошло два важных события. Первое - он закончил подготовку города к Евро-2012, которая преобразила Киев: под чемпионат реконструировали некоторые ключевые магистрали, полностью перестроили Олимпийский стадион, открыли новые отели, станции метро. Второе событие получилось негромким, но оттого его влияние на будущее города меньшим не стало: в отставку ушел Леонид Черновецкий, мэр Киева, открыв дорогу новым столичным выборам.
Через несколько дней после отставки Черновецкого и за пару дней до начала Евро-2012 Корреспондент встретился с Поповым в его кабинете в КГГА. Чиновник, которому Президент фактически отдал ключи от города, разделив полномочия мэра и главы горгосадминистрации, немного канцелярским языком доложил об успехах, указал на объективные причины неудач и настойчиво употреблял местоимения “я” и “мы”, имея в виду городскую власть.
Я не проиграл ни одной своей избирательной кампании. Из четырех кампаний три последние я выигрывал с результатом 90% голосов
Попов уверен сразу в нескольких вещах: в том, что все сделанное под Евро будет стоять долго, что город будет развиваться и дальше и что он сам станет на будущих выборах мэром.
- В Киеве сейчас две главные темы: отставка Черновецкого и Евро-2012. Какая тема для вас важнее?
- Конечно, Евро. Что касается отставки, мы все понимали, что Киев находится накануне выборов. Леонид Михайлович [Черновецкий] использовал свое право, не дожидаясь, когда в правовом плане определятся с датой следующих выборов, написал заявление об отставке.
- Как оцениваете сделанное к Евро?
- Мы очень многое сделали, чтобы нам не было стыдно, что у нас в доме не наведен порядок. За последние два года инвестировано более $ 2 млрд в развитие инфраструктуры города, построено более 20 гостиниц, стадион, новые станции метро.
- Подготовка к Евро проходила в авральном режиме. Почему в стране все делается в последний момент? На Андреевском Спуске в первые же дни после окончания реконструкции пришлось перекладывать часть только что уложенной брусчатки.
- Причина многим понятна. К сожалению, предыдущее правительство и городские власти сильно отстали от графика выполнения работ. И нам пришлось наверстывать. Выбора не было: то, что надо делать за год, мы делали за восемь месяцев.
Что касается дорог и вообще строительства, мы очень серьезно отнеслись к качеству. Мы сделали дороги по новым технологиям. Возьмите Бориспольскую трассу [Киев - аэропорт Борисполь] - сколько лет уже она стоит! Точно такая же технология использована при реконструкции проспекта Бажана или других объектов, которые мы строили. Я думаю, что несколько десятилетий это будет без проблем эксплуатироваться.
Для Андреевского Спуска нам не хватило недели. Но не открыть его ко Дню Киева мы просто не имели права. Поэтому я решил, что мы уберем забор и доделаем за неделю то, что не успели. Мы знали, что есть некоторые проблемные вопросы, и, конечно же, на только что уложенной брусчатке никак нельзя было ездить на автомобиле. Но сегодня проблем на Андреевском уже не существует. Я уверен: все, что мы сделали к Евро-2012, будет долго служить и не станет требовать каких-то ремонтов.
- Инфраструктурная перестройка в Киеве - насколько это заслуга госбюджета, а насколько - города? Как думаете: если мэр неугоден власти, он может добиться успехов?
- Я думаю, что мэр столицы точно не должен быть в конфликте с центральной властью. Вопрос развития столицы это не вопрос развития только территориальной общины Киева или только госвласти. Это проект, который должен объединять центральную и местную власть, бизнес. Кстати, так произошло в период подготовки к Евро.
За последние два года мы инвестировали около 18 млрд грн. в развитие инфраструктуры. Из них 8 млрд грн. - деньги, вложенные бизнесом в строительство 23 отелей, 5 млрд грн. - инвестиции правительства в спортивную инфраструктуру и 5 млрд грн. - инвестиции города в развитие другой инфраструктуры.
- Где главная коррупционная дыра в городе? Это человек, который заведует земельными ресурсами или кто? Где теряются деньги, на каком этапе и сколько?
- Самые большие коррупционные схемы были придуманы раньше, и связаны они со злоупотреблениями в части использования наших основных активов - это прежде всего земля и коммунальная собственность. Я имею в виду здания и сооружения и наши активы в уставных фондах предприятий. За эти два года нам удалось вернуть утерянные активы всех стратегически важных компаний, они сейчас вновь в коммунальной собственности. Мы вернули 2.090 га земли, большая часть - это зеленые зоны, которые были распаеваны бизнесу. Кстати, бесплатно. Эти широкомасштабные злоупотребления исчисляются миллиардами долларов. К счастью, нам удалось это вернуть. У нас была поддержка правоохранительных органов, суды принимали решения в пользу территориальной общины.
- Вы будете баллотироваться в мэры?
- Да.
- Зачем? У вас как у главы КГГА сейчас больше полномочий?
- Речь идет, конечно же, об объединении полномочий. Потому что Президент два года назад принял это решение [о разделении полномочий главы КГГА и мэра], понимая, что подготовка к Евро и отставание Киева в вопросах социально-экономического развития того требует.
Сейчас у нас огромные планы в части развития экономики. Мы видим, куда вкладывать деньги, у нас разработан пакет инвестиций на $ 15 млрд. Есть конкретные темы, которые мы реализуем сегодня. Подготовительный этап к перспективе развития Киева пройден нами - мной и теми людьми, которые со мной работают.
- Кого считаете главным конкурентом на выборах?
- Если бы я считал кого-то главным конкурентом, я был бы неправ. Потому что конкуренты - все. У нас, к сожалению, выборы делает телевидение, выборы делают СМИ. Любого человека за короткий срок можно вывести на какой-то уровень, особенно если это сопровождается какой-то критикой. Поэтому я считаю, что, будучи кандидатом - а я надеюсь, что я буду кандидатом на должность мэра, - мне нельзя кого-то выделять. Нужно соревноваться со всеми.
- Чему вас научила история с Андреевским Спуском, когда компания миллиардера Рината Ахметова снесла три здания на этой улице, что вызвало массовые протесты киевлян? Что будет на этом месте?
- Будет реализовываться проект, который утвердят киевляне. Сейчас компания, владеющая этой территорией, сформировала общественный совет. Он из нескольких идей определит приоритетную. Под эту идею сделают предпроектную архитектурную разработку, которую предложат столичным жителям для обсуждения.
Сложившаяся ситуация крайне некрасивая. Это не только Киева касается, но и других городов: произошло перераспределение функций. Начало строительства, реконструкции, в том числе и снос зданий, окончание строительства - это все происходит без участия муниципалитета. Естественно, мы отреагировали, направили в правительство свои предложения по поводу того, что городским властям нужно передать функции, которые могли бы контролировать этот процесс. Нам нужно участвовать в разрешении тех или иных работ. Эту функцию нам надо вернуть. И второй урок. Я, конечно же, благодарен общественности, киевлянам за то, что они со своей стороны очень активно отреагировали, и сейчас, как результат, идет дискуссия, какой должен быть проект на этом месте.
- Вам тогда звонил Ахметов?
- У меня на приеме были руководители компании, владеющей этими зданиями. Это уже было через день [после скандала].
- В Киеве очень активная общественность. Есть люди, активно выступающие против сноса старых зданий: Игорь Луценко из организации Сохрани Старый Киев, Егор Соболев, журналист и общественный деятель, - они и сейчас защищают Гостиный двор. Как вы относитесь к ним?
- Я поддерживаю действия, направленные на сохранение нашего исторического и культурного наследия. Мало того, я сам этим активно занимаюсь. И считаю, что у нас здесь общие интересы. Не могу сказать ничего плохого в их адрес. Единственное, что (и я им открыто об этом говорил): их поведение, как и любых граждан, должно быть в рамках допустимого. Когда они без спроса зашли в этот кабинет [5 апреля группа активистов ворвалась в кабинет Попова в КГГА, протестуя против незаконных построек], я на них лично не обиделся. Но как должностное лицо считаю, что они не должны были этого делать.
Я всегда реагирую на те или иные пожелания, на необходимость встречи и дискуссии. Думаю, никто меня не может упрекнуть в обратном. Но это кабинет первого лица исполнительной власти Киева, никто не врывается в кабинеты в других городах. Есть какая-то этика. Поэтому я просил их извиниться, если не сразу, то потом. Но пока жду. Жду, когда у них проснется совесть.
- Насколько выросли ваши личные и семейные доходы за два года во главе Киева, самого финансово успешного города страны?
- Не скажу, что как-то сильно увеличились. Они примерно остались на том же уровне. Будучи в Верховной Раде, да и министром, у меня были немножко большие доходы.
- Если не станете мэром Киева, каким видите свое будущее?
- (Пауза.) А почему я не стану мэром? (Улыбается.) Я не проиграл ни одной своей избирательной кампании. Из четырех кампаний три последние я выигрывал с результатом 90% голосов. У меня огромный опыт избирательных кампаний, я не собираюсь проигрывать.
***
Этот материал опубликован в №22 журнала Корреспондент от 8 июня 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.