ВВС Україна: Германия против Франции: следующая битва в еврозоне?

BBC Україна,  28 июня 2012, 11:01
💬 0
👁 3

Лидеры стран ЕС на этой неделе обсудят предложения относительно большего единства стран еврозоны на фоне поисков выхода из кризиса. Но не случится ли так, что более глубокая интеграция приведет к развалу еврозоны?

Если Вы думали, что греческий и испанский кризисы достаточно напугали еврозону, представьте себе другое: еврозона разделится на непримиримые группы, Франция и Германия окажутся по разные стороны баррикад, а спор о спасении единой денежной единицы ЕС выльется в дискуссию на тему, скажем, имеет ли право Франция владеть ядерным оружием.

Этот сценарий европейские лидеры отвергнут как абсурдный, по крайней мере публично. Партнерство между Францией и Германией было основополагающим для объединенной Европы. Предотвращение конфликта между двумя странами стало толчком к интеграции в Европе после Второй Мировой войны.

Но послушайте ведущего гарвардского политолога Дани Родрика, который считает, что через пять лет еврозона уменьшится до группы стран, сплоченных вокруг Германии, и существует лишь "50% вероятности того, что Франция будет в этой группе".

А Дэвид Марш, историк, занимающийся историей евро и являющийся сопредседателем группы, в которую входят представители центробанков стран ЕС и финансовых учреждений континента, говорит, что битва за судьбу единой валюты "будет вестись по линии реки Рейн. Каким путем пойдет Франция, каким путем решит идти Германия - я не знаю!"

Итак, как может случиться, что еврозона окажется на грани раскола?

Все это связано, как это ни парадоксально звучит, со способом выхода из нынешнего кризиса еврозоны, а также значительным толчком к более глубокому экономическому и политическому

На повестке дня саммита ЕС в Брюcселе на этой неделе - план создания министерства финансов Европейского Союза, которое бы имело самые высокие полномочия относительно государственных бюджетов стран еврозоны.

На фоне давления со стороны финансовых рынков, а также разочарования населения стран, которое растет из-за необходимости строго экономить, все соглашаются с тем, что изменения нужны.

Лорд Мендельсон, бывший комиссар ЕС и ведущий британский поклонник евро, сказал мне: "Я не думаю, что еврозона в том виде, как она создана и запрограммирована сейчас, а также ее страны-члены являются конкурентоспособными... Или страны-члены должны изменить свое поведение, или сама еврозона должна изменить правила игры".

Сейчас все внимание приковано к Германии, которая является главным донором еврозоны и чья поддержка является ключевой для успеха единой денежной единицы в будущем.

Немецкий канцлер Ангела Меркель сказала, что ее страна привержена идее сохранения единства еврозоны. Для этого еврозона движется к более тесному финансовому союзу с коллективной ответственностью за долги стран еврозоны.

Но Германия настаивает на строгом соблюдении договоренностей - таких, которые будут иметь значительные политические последствия. На это некоторые - среди них и Франция! - могут не согласиться.

Президент немецкого Бундесбанка Йенс Вайдманн - бывший экономический советник Ангелы Меркель и все более влиятельный игрок в спасении еврозоны от кризиса - намекает на параметры договоренности, на которой бы настаивала Германия.

Он объясняет, что именно многие немцы считают основополагающим для любого соглашения, и в своей речи в этом месяце г-н Вайдманн пояснил, что произойдет в новой еврозоне со странами, которые не будут соблюдать правила.

"В случае если страна не выполняет взятые на себя бюджетные обязательства, часть государственного суверенитета будет автоматически переходить на европейский уровень в масштабах, достаточных для обеспечения бюджетной дисциплины".

Такая европейская институция, добавляет г-н Вайдманн, могла бы иметь "право поднимать налоги или пропорционально уменьшать расходы" в той или иной стране.

Ульрике Геро из Европейского Совета международных отношений в Берлине, говорит: "С точки зрения Германии евробонды не бывают бесплатными, а именно в них (евробондах) нуждаются другие страны".

По сути, ценой совместной ответственности за долги является более глубокий экономический союз и потеря государственного экономического суверенитета.

"Я имею в виду, сможет ли Франция в таком случае иметь ядерную бомбу, которая стоит неизвестно сколько миллионов ... и одновременно иметь бюджетный дефицит?" - спрашивает Геро.

И это на фоне осознания политических последствий того, что может произойти, когда правительства обещают объединиться для спасения евро. Перед нами новый мир, в котором другие страны во главе с Германией ставят под сомнение право Франции на ядерное оружие.

Но в Европе, которая становится все более националистической и евроскептической, результаты выборов в Греции, Франции и Нидерландах показывают, что идея еще более глубокого союза воспринимается нелегко. Однако, лидеры Германии и Франции будут и дальше настаивать, что партнерство между их странами является ключевым для Европы.

Но историк Дэвид Марш придерживается мнения, что "исторические тенденции, вероятно, отходят от идеи французско-немецкого союза", на фоне все более настойчивого акцента Германии на новых экономических интересах на Востоке, под которым подразумеваются территории от Центральной Европы до России с Китаем.

Кроме того, личные отношения между канцлером Меркель и новым французским президентом Франсуа Олландом являются не слишком теплыми - г-жа Меркель предлагала свои услуги агитатора Николя Саркози во время президентской избирательной кампании во Франции.

После избрания Олланда его спикер Бенуа Амон предупредил Берлин в интервью французскому телевидению: "У нас не проводились выборы европейского президента на имя г-жи Меркель, которая имеет право решать судьбу других".

Представим себе тогда французскую реакцию на немецкую идею отбора части суверенитета у стран, которые не придерживаются строгой бюджетной дисциплины.

И г-н Олланд имеет совершенно иное видение развития еврозоны, видя ее скорее как клуб, в котором с помощью французского руководства финансово стимулируется европейский экономический рост.

То есть, во время, когда европейские лидеры подчеркивают решимость продвигаться к новому типу союза для спасения общей денежной единицы, начинается этап тяжелой политической и экономической борьбы.

"В следующие три-пять лет, - говорит Дэвид Марш, - мы увидим (еврозону) уменьшенную до германского ядра, и мы еще должны себя спросить, будет ли Франция частью этой группы".

Трудно это представить? Да, многим в Европе трудно в это поверить. Еврозона - как, собственно, и сам Европейский Союз - пройдет через этот кризис, и в результате возникнет более сплоченный континент.

Но еще несколько месяцев назад чуть ли не все придерживались мнения, что стране невозможно выйти из еврозоны. Сейчас мало кто продолжает так думать.

По мнению лорда Мендельсона, вызов сегодня заключается в том, должны ли мы "завершить проект или сидеть, сложа руки, и смотреть, как все развалится на наших глазах".

"Если еврозона развалится, - предупреждает он, - человеческая и социальная цена экономического хаоса ... будет колоссальной".

Но в попытках справиться с кризисом евро, не встретит ли Европа раскол в самом сердце европейской интеграции?

Источник: ВВС Україна

ТЕГИ: ЕС Меркель кризис Олланд