Пресса Британии: кто организатор убийства Политковской?
Обзор британских газет за 17 июля 2012 года.
В обзоре британских газет:
Обвинение "организатору" убийства Политковской
Independent посвятила статью делу об убийстве Анны Политковской, в котором появился новый обвиняемый: это бывший полицейский офицер Дмитрий Павлюченков.
Он обвиняется в организации убийства журналистки "Новой газеты". Предполагается, что Павлюченков, используя свое служебное положение, отслеживал ее передвижения, "чтобы помочь убийцам".
Independent пишет, что друзья и коллеги Политковской сомневаются, что следствие действительно близко к раскрытию всех обстоятельств преступления.
"Даже если Павлюченков организовал убийство, непохоже, чтобы он был его заказчиком, – приводит газета слова директора российского бюро Human Rights Watch правозащитницы Татьяны Локшиной, – К ответственности должны быть привлечены не только киллеры или технические организаторы, но также и заказчик".
По документам Следственного комитета, сообщает московский корреспондент Independent Шон Уокер, с Павлюченковым связался чеченский криминальный авторитет, которого, в свою очередь, нанял некий человек, разгневанный статьями Политковской о Чечне. Следственный комитет не называет имени этого человека.
"Многие обозреватели указывали, что подозрение падает на Рамзана Кадырова, правителя Чечни, пользующегося поддержкой Кремля", – сказано в газете. Однако Кадыров всегда отрицал какую-либо причастность к убийству.
Газета вспоминает, как в день похорон Политковской Владимир Путин сказал, что ее влияние было "незначительно внутри страны", а убийство Политковской нанесло гораздо больший ущерб имиджу России, чем ее публикации.
Пишет издание и о том, как некоторые представители российских властей намекали, что за убийством Политковской мог стоять опальный олигарх Борис Березовский, который мог бы ее "заказать", чтобы выставить Кремль в плохом свете. Сам Березовский это отвергает.
"Почти шесть лет прошло со дня, когда была убита Политковская, – говорит Татьяна Локшина, – и все это время мы задаем один и тот же вопрос: кто заказчик?.. Неспособность поймать преступников показывает, что в этом были замешаны, или по крайней мере об этом знали официальные лица".
Баланс сил в Сирии изменился - пора менять тактику
В редакционной статье, опубликованной в газете Independent, рассматривается ситуация в Сирии. Газета приходит к выводу, что баланс сил в стране меняется: оппозиция становится сильнее, а лагерь Асада покидает все больше людей.
Это происходит на фоне заявления Международного Красного Креста о том, что столкновения в Сирии переросли в гражданскую войну. А это значит, что на конфликт теперь распространяется Женевская конвенция, а ее нарушители могут в отдаленной перспективе предстать перед международным судом.
В то же время, усилия спецпосланника Организации Объединенных Наций и Лиги арабских государств Кофи Аннана пока не приносят результата – насилие продолжается, а конфликт разрастается. И хотя Россия отказалась от поставок вооружений режиму Асада, она все же не меняет своей позиции, суть которой - судьба Асада и его режима находится полностью в руках самих сирийцев.
Эта позиция, по оценке Independent, недальновидна. Дело не только в том, чтобы удалить с политической сцены Асада, а в том, что его уход должен быть организован таким образом, чтобы после него не осталось вакуума власти или, еще хуже, военной зоны в центре взрывоопасного региона, где конфликт может разрастись в региональную войну.
Но проблема еще и в том, что время для мирной передачи власти в Сирии ограничено. Так что лучшим решением для дипломатии Запада может стать отказ от дальнейших переговоров с Россией, чтобы уговорить ее отказаться от поддержки Асада. "Вместо этого нужно постараться убедить Асада, что баланс сил изменился, и его дни у власти сочтены", - утверждает Independent.
В том же номере Independent помещена заметка о пресс-конференции министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в которой он обвинил Запад в "элементах шантажа". "Нам говорят, что если вы не дадите согласия на принятие резолюции [Совбеза ООН] по статье 7 Устава ООН, то мы откажемся продлевать мандат миссии наблюдателей", – сказал Лавров.
ООН имеет право силой военного вмешательства потребовать выполнение резолюций по статье 7.
Британка и американский генерал в Ираке
Эмма Скай была очень необычным советником командующего Международными коалиционными силами в Ираке американского генерала Реймонда Одиерно. Она британка, а не американка – и это уже вызывало настороженное отношение к ней. Одиерно прислушивался к ее советам, и это тоже не добавляло ей популярности среди командиров американского контингента в Ираке.
Необычность Эммы Скай оказалась и в том, что она рассказала журналистам о том периоде, когда ей пришлось работать в штабе американских войск в Багдаде – а это был самый напряженный период кампании. Скай встретилась с корреспондентом Guardian Ником Хопкинсом.
2006 год был тяжелым. В Ираке шла гражданская война, в ходе которой за год погибло более 16500 человек. Американские военные понимали, что им нужно принимать срочные меры для стабилизации обстановки, иначе иракская кампания оборачивалась полным фиаско.
Насилие было повсюду. "Каждый день поступали сообщения о 60 или 70 трупах, с отрезанными или пробитыми головами. Это было совершенно ужасно. Мы научились распознавать, какая группа ответственна за убийство по тому, каким способом были убиты жертвы".
Генерал Одиерно изменил стратегию. Приоритетом для военных стала защита гражданского населения, а не победа над врагом.
"Генерал говорил солдатам: простой иракец – такой же человек, как вы и я. Он хочет утром позавтракать, отвести детей в школу и пойти на работу. Они нормальные люди, они не враги".
С другой стороны, военные попробовали идентифицировать разные политические группы в стране и понять степень непримиримости каждой группы. Так, были выделены те, кто является принципиальным противником построения в Ираке государства – они требовали создания халифата.
С другими нужно было попытаться договориться. И Скай сыграла в этом одну из главных ролей. К середине 2008 года уровень насилия значительно снизился.
Скай провела в Ираке 50 месяцев. Она была в самолете, который подбили инсургенты, в машине, которая напоролась на самодельную мину, в нее стреляли. Она также встречалась с Бараком Обамой и помогла преодолеть дипломатические преграды, мешавшие Обаме встретиться с премьером Ирака Нури Малики.
А когда премьер Великобритании Тони Блэр, прилетевший в Багдад, спросил ее, как получилось, что она, британка, работает советником у американского генерала, Скай ответила "Стокгольмский синдром".
В интервью Хопкинсу Скай сказала, что недовольна тем, что никто не понес ответственности за войну, оказавшуюся очень дорогой: погибло более 100 тысяч иракцев, почти 4500 американских солдат и 179 британцев.
"Люди критикуют военных, но критиковать нужно политических и гражданских лидеров, – говорит Скай, – которые не смогли разработать общую стратегию".
"Война в Ираке, – продолжает она, – должна была хотя бы показать нам предел нашей власти".
Источник: Русская служба Би-би-си