DW: Судьба Греции в еврозоне решится в сентябре
Разговоры про выход Греции из еврозоны затихли. Однако к роковой черте эта страна близка как никогда. Вопрос теперь в том, хватит ли европейцам политической воли перекрыть ей финансирование, считает Андрей Гурков.
Сколько разговоров было в мае-июне по поводу возможного выхода или изгнания Греции из еврозоны! Но вот прошел месяц со дня повторных парламентских выборов 17 июня, в результате которых в Афинах было сформировано вроде бы конструктивно и проевропейски настроенное правительство, и складывается впечатление, что тема эта снята с повестки дня.
Доклад "тройки" может оказаться шокирующим
Такое впечатление, думается, обманчиво. Более того, у автора этих строк сложилось стойкое ощущение: Греция сейчас как никогда близка к той роковой для нее черте, за которой начинается возврат к драхме, а нынешнее затишье - это всего лишь ожидание того грома, который грянет, когда так называемая "тройка" опубликует свой отчет.
"Тройка" - это комиссия экспертов, представляющих трех кредиторов Греции: Европейский Союз, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Международный валютный фонд (МВФ). Они выделили Афинам под строго оговоренные условия многомиллиардную помощь, но выплачивают ее траншами. Перед тем, как переводить очередную порцию, ЕС, ЕЦБ и МВФ посылают в Грецию ревизоров, задача которых - проверить, выполняет ли заемщик взятые на себя обязательства.
Очередная комиссия контролеров приступила к работе в Афинах в начале июля, 24 июля начнется новый раунд переговоров с греческим правительством, так что самое позднее - в августе "тройке" предстоит представить доклад с оценкой прогресса, достигнутого Грецией в деле оздоровления госфинансов, а также с рекомендацией, стоит ли кредиторам перечислять следующий транш.
Судя по информации, опубликованной 13 июля на страницах солидной региональной немецкой газеты Rheinische Post, выводы "тройки" окажутся просто шокирующими. Ни о каком прогрессе в Греции и речи нет. Из 300 промежуточных целей якобы не достигнуты 210. Из длинного списка приватизационных проектов в этом году будут реализованы лишь два, причем весьма второстепенные. В результате вместо ожидавшихся более трех миллиардов евро в казну поступят лишь несколько десятков миллионов.
Имидж бездонной бочки
Даже если ситуация не столь катастрофическая, как ее описывает статья в немецкой газете (после публикации которой, кстати, опровержений не последовало), в положительный вердикт "тройки" как-то не верится. Мы ведь и без того знаем, насколько упорно греческое общество и греческий истеблишмент сопротивляются давно назревшим коренным преобразованиям. Так что в лучшем случае вывод контролеров сведется к расплывчатому "несмотря на многие упущения, имеются и определенные успехи".
Но достаточно ли будет отдельных единичных подвижек для того, чтобы министры финансов еврозоны в очередной раз одобрили предоставление Афинам более чем десяти миллиардов евро? Ведь Греция получает гигантскую финансовую помощь вот уже более двух лет, а воз и ныне там.
Ирландия и Португалия за меньший срок и за меньшие деньги сумели реально переломить ситуацию, Испания всего за полгода приняла четыре пакета мер жесткой экономии, по пути болезненных реформ все быстрее идет и Италия. Тем временем новое греческое правительство, похоже, решило сосредоточиться после своего формирования главным образом на том, чтобы выторговать у европейских партнеров отсрочку на целых два года и добиться смягчения предъявленных требований.
Европейские лидеры стали более жесткими
Автору этих строк просто уже не хватает фантазии для того, чтобы представить себе ту аргументацию, с помощью которой европейские лидеры будут объяснять своим избирателям целесообразность дальнейшего широкомасштабного финансирования страны, которая с феноменальным упорством культивирует имидж бездонной бочки.
Впрочем, автору пока еще не хватает фантазии и для того, чтобы представить себе, как европейские лидеры, словно консилиум врачей, принимают решение отключить пациента от аппарата искусственного дыхания и нажимают соответствующую кнопку. Видимо, греческие политики, играя ва-банк, рассчитывают именно на то, что Евросоюз не захочет и не сможет совершить на глазах всего мира политический шаг, который выглядел бы как сознательное спихивание в пропасть целой страны.
Однако за два с половиной года европейского долгового кризиса мы уже не раз становились свидетелями событий, которые раньше казались совершенно немыслимыми. И по мере того, как в водоворот попадали все новые и новые страны, европейские лидеры становились все более прагматичными, решительными и жесткими.
Судьба Греции решится в сентябре
Поставленные перед выбором, на что пустить отнюдь не безграничные средства своих стабфондов, европейцы, вне всякого сомнения, предпочтут нынешним летом и предстоящей осенью спасать испанские банки, помогать третьей по величине в еврозоне итальянской экономике или выручать весьма динамичную Словению, чем и дальше кредитовать не поддающееся пока реформированию греческое государство.
Конечно, брать на себя ответственность за прекращение финансирования страны, находящейся на грани банкротства, европейским лидерам очень не хочется. А потому они будут всячески оттягивать принятие крайне неприятного решения. По мнению министра финансов Германии Вольфганга Шойбле (Wolfgang Sch?uble), вопрос о выделении денег Греции, а также Кипру, будет рассматриваться не раньше сентября.
Так что грекам остаются считанные недели на то, чтобы срочно начать новую жизнь и убедить в этом европейцев. В данный момент в такой сценарий верится куда меньше, чем в выход Греции из еврозоны.