DW: В Греции "распилом" денег ЕС занимаются и профессора, и крестьяне
За 20 лет Афины получили из бюджета Евросоюза свыше 90 миллиардов евро.
В Греции этим летом завершился один из самых громких судебных процессов последних лет. Суд второй инстанции приговорил к длительным срокам тюремного заключения девятерых профессоров и руководителей афинского Университета Пантеон. Они обвинялись в нецелевом использовании средств в размере 8 миллионов евро.
"Феррари" для университетского главбуха
За финансовые злоупотребления, совершенные в 90-е годы, были осуждены, в частности, бывший ректор университета Димитрис Констас, в свое время возглавлявший греческую делегацию в Совете Европы, и бывший проректор Панагиотис Гетимис, хорошо знакомый коллегам в Германии, где он защищал диссертацию.
Греческая общественность узнала массу любопытных деталей о том, на что шли средства, выделявшиеся государством на научные исследования. Так, огромные суммы были потрачены на приобретение дорогих ковров, установку мраморных ванн и прочее оформление загородных домов. Ну, а главный бухгалтер университета даже позволил себе красный "Феррари" ценой в 27 миллионов драхм (сегодня это было бы примерно 80 тысяч евро).
Финансовые злоупотребления в афинском университете - случай далеко не единичный в греческой системе высшего образования, отмечает профессор физики и депутат Европарламента от консерваторов Иоаннис Цукалас. Он приводит самый свежий пример из газет: проректор крупнейшего в стране Университета имени Аристотеля в Салониках подарил знакомой актрисе iPhone и оформил покупку как административные расходы.
Нецелевому использованию средств в учебных и научных заведениях Греции весьма способствует раздутый и непрозрачный государственный управленческий аппарат, считает профессор Цукалас и делится собственным опытом.
Раздутый бюрократический аппарат
С 2004 по 2008 годы он занимал пост генерального секретаря по научным исследованиям и технологиям в министерстве экономики и был свидетелем того, как поступившие от Европейского Союза средства, а они составляли порядка 95 процентов денег, выделявшихся греческим правительством на научные исследования, были раздроблены для финансирования 2750 всевозможных проектов.
"С одной стороны, все были довольны такой системой, поскольку каждый получал кусок пирога, пусть и небольшой. С другой стороны, обслуживание такого количества проектов требовало огромных расходов на содержание управленческого аппарата, а заодно делало практически невозможным подлинный контроль над расходованием средств ", - поясняет Иоаннис Цукалас.
Он вспоминает, что в шести случаях у него возникли сомнения в правильности использования средств, и он обратился в прокуратуру. "Однако с тех пор так ничего и не произошло", - с сожалением отмечает профессор.
Махинации с оливковыми рощами
Выделяемые Евросоюзом средства разбазариваются и расхищаются в Греции, конечно же, далеко не только в научной сфере. По данным афинской газеты Неа, с 1989 года из бюджета ЕС в страну поступило свыше 90 миллиардов евро, однако существенная часть этих гигантских средств пошла на экономически бессмысленные, а зачастую и просто подставные проекты.
"Вы не найдете в Греции ни одного обобщающего исследования, которое давало бы исчерпывающий ответ на вопрос, куда именно были направлены полученные от ЕС миллиарды ", - констатирует Иоаннис Цукалас. Конечно, построенные при поддержке Брюсселя автобаны, аэропорты, линии метро и прочие объекты инфраструктуры у всех на виду и реально пошли на пользу стране и ее жителям, продолжает депутат Европарламента, но с горечью добавляет: "Однако вам нигде не представят подробного отчета о вложенных средствах или о ходе реализации текущих проектов".
Прямо-таки классической сферой финансовых злоупотреблений является производство оливкового масла, пишет газета Неа. Она утверждает, что практически все оливководческие кооперативы страны, особенно на острове Крит, в 80-е и 90-е годы прошлого века систематически фальсифицировали данные об объемах производства, чтобы выбить из Брюсселя побольше средств. Правда, частично вина за такое положение дел лежит и на самом Евросоюзе, который не озаботился созданием эффективного механизма контроля над использованием аграрных субсидий.