Корреспондент: Куда уходят Боги. IT-индустрия переживает смену эпох
IT-индустрия переживает смену эпох - с пьедестала сброшены старые гиганты Sony, Nokia и RIM. Новыми королями индустрии становятся Apple, Samsung и производители из Тайваня, - пишет Алексей Бондарев в № 28 журнала Корреспондент от 20 июля 2012 года
Всего 10 лет назад Mercedes и BMW комплектовали свои автомобили штатными сотовыми телефонами - чаще всего это были модели Nokia, иногда Motorola. Сегодня ведущие автомобильные производители в первую очередь заботятся о совместимости бортовых компьютеров и систем управления своих лучших моделей с Apple iPhone.
На протяжении нескольких десятилетий синонимом выражения “хороший телевизор” была продукция компании Sony. Сейчас продавцы в магазинах электроники на всех континентах советуют наиболее требовательным к качеству покупателям телевизоры Samsung.
Процесс смены лидеров, который начался во второй половине 2000-х и сейчас находится в самом разгаре
Еще пять лет назад для деловых людей на важных переговорах таким же неотъемлемым атрибутом, как костюм и галстук, были ноутбуки Sony, Dell или HewlettPackard. Нынче большинство следящих за своим имиджем бизнесменов перешли на ноутбуки Apple, Samsung, ASUS и Acer.
Процесс смены лидеров, который начался во второй половине 2000-х и сейчас находится в самом разгаре, эксперты называют самым революционным за всю историю индустрии потребительской электроники.
“Посудите сами, некоторые компании, например Nokia и RIM (выпускающая Blackberry), всего за пару лет утратили по 90 % своей стоимости, а это сотни миллиардов долларов, - говорит американский финансовый эксперт Ларс Блосфелд. - Зато Apple стала самой дорогой компанией мира, опередив нефтяных и металлургических гигантов”.
Окончательно масштабы грандиозного передела IT-индустрии обозначились в начале лета текущего года, когда акции Nokia опустились до исторического минимума и компания стала стоить дешевле, чем Skype и HTC
Основной залог успеха - умение держать нос по ветру, отмечают эксперты. При этом необязательно самому изобретать все новые тенденции, как это делает Apple, считает техноблогер Марк Стил. Порой для лидерства бывает достаточно вовремя следовать популярным трендам, как поступают ведущие азиатские производители.
Окончательно масштабы грандиозного передела IT-индустрии обозначились в начале лета текущего года, когда акции Nokia опустились до исторического минимума и компания стала стоить дешевле, чем Skype и HTC, Sony призналась в самых масштабных убытках за всю свою историю, а Samsung официально стал крупнейшим в мире производителем смартфонов.
Акт первый: изобретение телефона
Январь 2007-го. Мировая пресса собирается на выставку потребительской электроники в Лас-Вегасе. Журналисты лениво обсуждают новую версию Windows, вяло комментируют очередной топовый смартфон от Nokia.
И вдруг рынок в одночасье взрывается, когда в Сан-Франциско проходит презентация iPhone. Глава Apple Стив Джобс начинает ее в своем фирменном стиле - с гиперболы о том, что Apple только что изобрела телефон заново. Далее в течение часа с небольшим Джобс демонстрирует продукт, который впоследствии окажется миной, подорвавшей всю хай-тек-индустрию.
Первый iPhone был далек от совершенства, в нем отсутствовали многие простейшие функции, привычные для смартфонов и даже обычных телефонов того времени, например функция “копировать-вставить”, передача файлов по bluetooth.
Первый iPhone был далек от совершенства, в нем отсутствовали многие простейшие функции, привычные для смартфонов и даже обычных телефонов того времени, например функция “копировать-вставить”, передача файлов по bluetooth
Зато в iPhone был полноценный браузер, который показывал сайты так же, как на обычном компьютере, удобный mp3-плеер и, конечно же, революционный сенсорный интерфейс.
Конкуренты предпочли не заметить угрозы. Пресса растиражировала уничижительные комментарии главы Microsoft Стива Баллмера, сказавшего, что iPhone будет нишевым продуктом, а его доля едва достигнет 3%. Главным недостатком iPhone Баллмер считал отсутствие аппаратной клавиатуры и бизнес-функциональности (офисных приложений и т. д.).
Аналогичные претензии к iPhone выдвинул и глава RIM (производителя смартфонов Blackberry) Майк Лазаридис. “Физическая клавиатура была и будет золотым стандартом в индустрии”, - сказал он.
Глава Nokia Олли-Пекка Калласвуо оказался еще более категоричным. “Стандартом в индустрии является то, что делаем мы”, - заверил он.
Это было начало конца. Самоуверенность лидера рынка - а тогда позиции Nokia казались непоколебимыми (35 % рынка) - ослепляла руководство компании. Первая сенсорная модель финнов 5800 попала в продажу лишь в самом конце 2008 года, когда по миру уже победно шествовало второе поколение iPhone, а корейские и тайваньские производители давно активно следовали в этом направлении. Выпущенная в 2009 году флагманская модель N97, которая должна была вернуть Nokia утраченные позиции, оказалась полным провалом.
Самоуверенность лидера рынка - а тогда позиции Nokia казались непоколебимыми (35 % рынка) - ослепляла руководство компании. Первая сенсорная модель финнов 5800 попала в продажу лишь в самом конце 2008 года, когда по миру уже победно шествовало второе поколение iPhone,
Компания попыталась сделать ставку на новую систему Maemo, что закончилось выпуском одной-единственной модели смартфона N900, проданного по миру в количестве менее 100 тыс. экземпляров. Затем Nokia отказалась от Maemo и заявила о разработке в партнерстве с Intel новой операционной системы MeeGo. Вскоре было похоронено и это начинание.
Вместо Калласвуо должность рулевого впервые в истории финской компании занял иностранец - Стивен Элоп, бывший сотрудник Microsoft. Жан-Луи Гассе, в прошлом топ-менеджер Apple, создатель операционной системы BeOS, которого Nokia наняла в качестве внештатного консультанта, советовал финнам примкнуть к набиравшему скорость локомотиву Android от Google как к единственной альтернативе успешному iPhone. Однако Элоп выбрал Windows Phone. И отныне Nokia выступает флагманом этой платформы, с которой Microsoft пытается догнать Apple и Google. Впрочем, пока безуспешно.
С середины 2007 года (время выхода iPhone) до июня 2012 года Nokia утратила $ 150 млрд в капитализации (94% своей стоимости). Когда эти цифры были опубликованы, некоторые эксперты поспешили вспомнить, что для спасения Греции от экономического кризиса нынче требуется меньшая сумма ($ 130 млрд).
К лету 2012-го падение RIM стало катастрофичным - за последние два года компания утратила $ 35 млрд стоимости (87 %).
Сегодня Гассе считает, что Nokia нужна замена президента компании Элопа и совета директоров на “людей, которые понимают, что такое мобильная индустрия”. В самой Nokia воздерживаются от комментариев. В частности, на вопросы Корреспондента о том, как компания планирует вернуться на вершину рынка, отвечать отказались, сославшись на отпускной сезон.
Канадская RIM поначалу меньше ощущала негативное влияние iPhone. Защищенный протокол электронной почты плюс самая удобная аппаратная клавиатура в глазах многих потребителей перевешивали достоинства iPhone. Тем не менее доля Blackberry на рынке начала сокращаться. Попытки выпуска новых моделей с сенсорными экранами себя не оправдали.
Запаса плавучести Blackberry хватило ненадолго. К лету 2012-го падение RIM стало катастрофичным - за последние два года компания утратила $ 35 млрд стоимости (87 %).
Попытки “допиливания” устаревшей операционной системы для новых сенсорных смартфонов популярный российский блогер Александр Пацай (alexmak) окрестил “рисованием губной помадой по изрядно вывалявшейся в грязи свинье”. Выход следующей версии системы отложен до 2013 года. Не поздновато ли, задается вопросом Ларри Дигнан, обозреватель портала ZDNet, намекая, что к тому времени отрыв iOS и Android от конкурентов будет и вовсе фантастическим.
Помимо Apple, которая с долей рынка около 20 % получает на нем 80 % прибыли, от падения Nokia и RIM по-настоящему выиграла только одна компания. Суммарные продажи первых двух моделей линейки Galaxy S
Помимо Apple, которая с долей рынка около 20 % получает на нем 80 % прибыли, от падения Nokia и RIM по-настоящему выиграла только одна компания. Суммарные продажи первых двух моделей линейки Galaxy S (основной конкурент iPhone) составили 30 млн экземпляров, рассказывает Корреспонденту Юнгчул Парк, президент Samsung Electronics Украина. Но продажи третьей модели обещают стать попросту оглушительными. По словам Парка, 30 млн экземпляров SIII будут проданы только за первые три месяца после старта продаж в июне.
Успех своей компании Парк объясняет несколькими факторами. Наиболее важные из них - скорость вывода на рынок новых моделей и наличие широкого выбора моделей во всех ценовых сегментах.
Это полная противоположность подходу Apple, имеющей по сути лишь одну модель смартфона, обновляющуюся каждый год. Но общая картина логична - есть два ключевых игрока рынка, которые, используя противоположные подходы, подгребают под себя большую часть потребителей. Остальным компаниям достаются жалкие крохи.
Акт второй: редизайн ноутбука
Через год после iPhone Джобс представил еще один продукт, который оказал существенное влияние на расстановку сил в IT-индустрии - ноутбук MacBook Air.
Вес 1,2 кг и толщина 19 мм для 13-дюймового ноутбука с полноразмерной клавиатурой с подсветкой - это было нечто неслыханное.
Отсутствие традиционного DVD-привода Джобс объяснил просто - технология устарела, а программы, музыку и видео можно скачивать из интернета.
Дальше повторилась ситуация с iPhone. Конкуренты покатывались со смеху. Кому нужен ноутбук за $ 1.500 без DVD, спрашивали они. А некоторые эксперты окрестили Air “ноутбуком для блондинок”, намекая на то, что заинтересоваться таким гаджетом могут только люди технически безграмотные, но падкие на рекламные трюки Apple.
Через год после iPhone Джобс представил еще один продукт, который оказал существенное влияние на расстановку сил в IT-индустрии - ноутбук MacBook Air
Поначалу продажи Air были не особенно впечатляющими, однако масштабное обновление линейки в 2010 году заставило конкурентов зашевелиться. Джобс отказался не только от DVD-привода, но и от традиционных жестких дисков, заменив их на флеш-накопители. Он также ввел в линейку уменьшенную 11-дюймовую модель, цены на которую стартовали с $ 999.
“Это лучший ноутбук, который я когда-либо держал в руках”, - восторгался обозреватель ZDNet Джоэл Эванс. И эту оценку, пожалуй, можно назвать умеренной на фоне эпитетов, которыми засыпали Air другие эксперты.
Сегодня специалисты сходятся во мнении, что Air подтолкнул индустрию к серьезным переменам. В первую очередь удар был нанесен по Sony, чьи ноутбуки много лет были стандартом качества в премиум-сегменте. Американские производители Dell и HP, занимавшие сильные позиции в корпоративном сегменте, также оказались на обочине прогресса.
Сегодня специалисты сходятся во мнении, что Air подтолкнул индустрию к серьезным переменам.
Быстрая реакция выручила Samsung и на этот раз. Была выпущена модель серии 9000, не отстающая по многим параметрам от Air. А затем настала эра ультрабуков - так Intel окрестила платформу для ноутбуков, в принципе аналогов Air (кстати, тоже без DVD-привода, что подтверждает прозорливость Джобса), только работающих на Windows. И хотя сегодня ультрабуки производят уже едва ли не все игроки рынка, первыми впечатляющих успехов добились тайваньские компании.
Многие обозреватели отмечают, что модели серии Zenbook от ASUS мало в чем уступают яблочному Air. “Здесь есть металл в корпусе, в дизайне ощущается легкость и тонкость, и производительность на высоте”, - говорит обозреватель PC World Элиас Пластирас.
ASUS, в свое время ставшая родоначальником направления нетбуков, пожалуй, больше остальных выиграла на старте направления ультрабуков. Скорость выхода новых моделей компании, их производительность и дизайн пришлись по вкусу многим.
По мнению Евгения Севериновского, директора продактцентра ASUS в Украине, популярность ультрабуков будет только расти, с чем компания и связывает перспективы дальнейшего роста. В потенциал ультрабуков поверили и другие производители. Нынче их производят все - от Acer, который является основным соперником ASUS, до HP и Dell, отчаянно пытающихся вернуть себе утраченное лидерство.
Сначала Apple отобрала у Sony музыкальный рынок после выхода iPod и начала продажи музыки в онлайне. Затем Samsung ушел в отрыв по качеству телевизоров и стал лидером на рынке, где Sony царствовала многие десятилетия. А потом и некогда культовая линейка ноутбуков Vaio оказалась в хвосте прогресса
Едва ли не больше всех страдает Sony, убытки которой, некогда игравшей на рынке ту же роль, что Apple сегодня, только за последний финансовый год составили $ 6,4 млрд, констатирует обозреватель TechCrunch Джон Биггс. Вдобавок компания увольняет 10 тыс. сотрудников в рамках реструктуризации.
Повинны в неудачах три основных фактора, говорит Стил. Сначала Apple отобрала у Sony музыкальный рынок после выхода iPod и начала продажи музыки в онлайне. Затем Samsung ушел в отрыв по качеству телевизоров и стал лидером на рынке, где Sony царствовала многие десятилетия. А потом и некогда культовая линейка ноутбуков Vaio оказалась в хвосте прогресса, проигрывая по соотношению цена - качество MacBook Air и преследующим его ультрабукам.
“Если провести аналогию со стулом на трех ножках, одна из которых - стоимость, вторая - имидж, а третья - рыночная доля, то у стула под названием Sony сегодня не осталось ни одной ножки”, - подводит итог Биггс.
Акт третий: рождение планшета
В январе 2010-го Джобс представил свое последнее великое детище - планшет iPad. Как и во многих других случаях, Джобс выступил не инициатором идеи, а ее шлифовальщиком. С идеей планшетов долгое время носились в Microsoft, однако ни одного успешного устройства так и не выпустили.
Ну а iPad стал хитом сразу и завершил трансформацию Apple из нишевого игрока в самую дорогостоящую компанию мира. Два года и три поколения iPad вкупе с другими успешными продуктами Apple вознесли стоимость ее акций до небес, а общая капитализация достигла в 2012-м фантастической цифры $ 500 млрд.
Таким образом, впервые в истории самой дорогой компанией мира стала компания из высокотехнологического сектора. Аналитики также отмечают, что суммарная капитализация Samsung, Nokia, HTC, RIM, Motorola, LG и Sony составляет сегодня чуть менее половины капитализации Apple.
Роль iPad не ограничивается одним достижением. Для IT-индустрии этот гаджет стал не менее эпохальным, чем когда-то были первый компьютер Macintosh
Роль iPad не ограничивается одним достижением. Для IT-индустрии этот гаджет стал не менее эпохальным, чем когда-то были первый компьютер Macintosh или плеер Sony Walkman, говорит Стил.
Устремившись в погоню за успешным iPad другие производители сформировали сегмент планшетов, который нанес серьезный удар по рынку ноутбуков и нетбуков. И вновь Sony и ряд других производителей не успели оперативно среагировать, оказавшись в итоге в хвосте погони за Apple. Успешнее других ответили на iPad все те же Samsung и ASUS. Южнокорейский производитель выпускает планшеты линейки Galaxy Tab, которые являются мощными аналогами iPad, только на платформе Android. У ASUS подход иной - компания выпустила несколько планшетов-трансформеров, представляющих собой планшет с подключаемой док-станцией (ноутбучной клавиатурой с дополнительной батареей).
“Трансформеры объединяют в себе возможности разных категорий продуктов, например планшета и ноутбука, - поясняет идею Севериновский. - Это новый сегмент рынка, и в ближайшее время он будет расти”.
Samsung, в свою очередь, также старается находить новые ниши. Осенью 2011 года на рынок была выведена модель Galaxy Note, с позиционированием которой у экспертов сразу возникли проблемы. Устройство с диагональю 5,3 дюйма было ощутимо крупнее обычных смартфонов, но меньше планшетов. “Galaxy Note с огромным экраном и возможностью рукописного ввода создал новый сегмент мобильных устройств”, - говорит Парк.
Galaxy Note продается более чем успешно, за первые несколько месяцев было реализовано около 10 млн экземпляров. Для сравнения Nokia смогла за аналогичный период поставить лишь чуть более 2 млн экземпляров топовых смартфонов Lumia.
Символично, что в России Nokia отказалась от поддержания сети своих фирменных магазинов (их было более 40), теперь их выкупил Samsung, отмечает российский обозреватель Эльдар Муртазин. Это шах и мат, заключает он
Двойная рокировка
За последние пять лет IT-индустрия пережила масштабную революцию. Старые гиганты были низвергнуты компаниями, которые лучше чувствуют потребности рядового покупателя
Данные The Financial Times, YCharts
Apple
История успеха: Во второй половине 2000-х компания перестала быть элитным нишевым игроком. Ключевые продукты - iPhone, iPad, MacBook Air - производили революции в своих сегментах рынка и заставляли конкурентов менять свои стратегии. В итоге Apple превратилась в самую дорогую компанию мира
Ключевые продукты сегодня: iPhone 4S, iPad, MacBook Air
Nokia
История падения: Некогда абсолютный лидер индустрии сотовых телефонов не смог адекватно отреагировать на революцию, произведенную Apple iPhone, и пропустил вперед более динамичные Samsung и Google
Ключевые продукты сегодня: смартфоны линейки Lumia
Sony
История падения: Японская компания некогда занимала на рынке то же место технологической иконы, которое сегодня занимает Apple. А Sony в большинстве сегментов рынка сегодня воспринимается в лучшем случае как игрок среднего уровня
Ключевые продукты сегодня: фотокамеры CyberShot, телевизоры серии Bravia, ноутбуки Vaio
Samsung
История успеха: Компания, еще десять лет назад считавшаяся средненьким производителем бытовой техники, стремительно превратилась в одного из гигантов индустрии, практически на равных конкурирующего с технологическим лидером Apple
Ключевые продукты сегодня: обширная линейка плазменных и LED-телевизоров, линейка смартфонов Galaxy S и планшетов Galaxy Tab
Asus
История успеха: Asus зарекомендовал себя в качестве самого технологичного из многочисленных тайваньских производителей. Стоял у истоков популярных направлений нетбуков и ультрабуков, а сегодня вносит значимый вклад в развитие сегмента планшетов, выпуская оригинальные модели-трансформеры
Ключевые продукты сегодня: планшеты-трансформеры TF300, TF700, ультрабуки UX21A, UX31A, мультимедийные ноутбуки серии N
RIM
История падения: Основной продукт компании – смартфоны Blackberry - долгие годы был неотъемлемой частью корпоративной культуры в США и Западной Европе. Компания вовремя не заметила угрозы со стороны iPhone, а затем и смартфонов на Android, более удобных и функционально богатых. В итоге корпоративные пользователи отвернулись от Blackberry
Ключевые продукты сегодня: смартфоны Blackberry Bold, Blackberry Torch
Рынок смартфонов
Рынок персональных компьютеров
Рынок телевизоров
Данные исследовательских компаний Gartner, DisplaySearch
***
Этот материал опубликован в №28 журнала Корреспондент от 20 июля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.