Спикер Литвин подписал закон, который оппозиция называет коррупционным
Председатель Верховной Рады Владимир Литвин, который 4 июля подал в отставку, подписал ряд законов и передал их на подпись президенту. Среди этих законов - противоречивый документ, который вносит изменения в порядок осуществления государственных закупок и, по мнению оппозиции, способствует коррупции в этой сфере.
4 июля на рассмотрение этого закона во втором чтении большинство парламента потратило 4 минуты. Уже 17 июля этот закон был направлен на подпись президенту Украины.
Обновленный закон "Об осуществлении государственных закупок" предусматривает, что для государственных предприятий при закупке товаров, работ и услуг не является обязательным проведение тендеров.
В новом законе о госзакупках определено, что к контролируемым государством предприятиям (как госпредприятиям, так и акционерным обществам) он применяется только в случае, если закупки производятся за государственные средства.
Также депутаты расширили перечень видов закупок, которые не подпадают под действие закона, включив туда, в частности, приобретение и аренду земли и недвижимости, услуги, предоставляемые для осуществления эмиссии или купли-продажи ценных бумаг, обучения в зарубежных вузах, ряд закупок для организации и осуществление гастролей и фестивалей национального уровня, а также для обеспечения деятельности спортивных сборных страны.
Путь к коррупции или свободной конкуренции?
Председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, оппозиционный депутат Анатолий Гриценко убежден, что закон в случае вступления в силу - это прямой путь к коррупции.
"Это еще одно подтверждение курса власти на непрозрачность и на неэффективное использование бюджетных средств, на создание новых коррупционных схем", - сказал депутат в интервью ВВС Украина.
"Когда впервые принимали закон о государственных закупках, ввели процедуру одного исполнителя для всего, что закупалось на Евро-2012, независимо от того, на какой период делались эти закупки. Затем такую же процедуру ввели для коммунальных предприятий и предприятий оборонного комплекса. Теперь - новации для всех государственных предприятий. Все ключевые направления, где используются миллиардные средства, действительно народные средства, будут использоваться непрозрачно. Как правило, за этим одним, внеконкурсным исполнителем можно будет увидеть "уши" кого-то близкого к власти", - убежден Анатолий Гриценко.
О вероятных коррупционных рисках говорило в своем анализе законопроекта главное юридическое управление Верховной Рады еще до того, как закон был принят в окончательной редакции.
"Целью закона "Об осуществлении государственных закупок" является создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, обеспечение эффективного использования бюджетных средств. [...] Предусмотренное документом расширение перечня случаев, на которые закон не распространяется, может привести к повышению коррупционных рисков при осуществлении закупок и к дополнительным бюджетным расходам ", - указывало главное юридическое управление парламента.
Юристы Верховной Рады также считали, что предложенная редакция законопроекта "не отвечает конституционным принципам относительно обеспечения государством защиты конкуренции в предпринимательской деятельности".
Однако во время голосования за закон представитель Партии регионов и член комитета Рады по вопросам экономической политики Алексей Плотников сказал, что комитет эти замечания считает имеющими "дискуссионный характер" и поэтому они не были учтены.
По словам депутата, закон направлен "на совершенствование законодательства в сфере государственных закупок".
"Главный месседж этого закона заключается в том, что государственные предприятия не будут подпадать под тендерные процедуры в случае, если закупки будут осуществляться не за государственные средства, а средства, которые они самостоятельно заработали", - сказал Алексей Плотников в интервью ВВС Украина.
"То есть, если это не бюджетные средства, не государственные кредиты, не государственные гарантии, то предприятие с государственной формой собственности имеет право закупать продукцию так же, как это делают частные предприятия. Другими словами, это уравнивает государственные предприятия с частными в осуществлении коммерческой деятельности. Если же речь о государственных средствах, то это - несомненно - только тендерные закупки", - добавил Алексей Плотников.
Однако оппоненты закона настаивают на том, что и при такой схеме избежать коррупции невозможно.
"Этот закон - это бесспорно шаг назад. Один поставщик - это всегда единоличное решение за которым, как правило, просматривается коррупционная схема", - уверен представитель оппозиции Анатолий Гриценко.