Пресса Германии: Moody's дало Меркель еще один аргумент для дискуссий в еврозоне
Немецкая пресса комментирует решение Moody's снизить прогноз кредитного рейтинга Германии до "негативного". Для канцлера ФРГ оно станет еще одним поводом отказать в расширении программ помощи кризисным странам еврозоны.
Газета Suddeutsche Zeitung отмечает:
Считать новость плохой или хорошей - зачастую это вопрос перспективы. Когда поздним вечером в понедельник, 23 июля, весь мир облетело срочное сообщение о том, что агентство Moody's снизило прогноз по кредитному рейтингу ФРГ со "стабильного" до "негативного", некоторые жители страны немного с опаской задались вопросом, погрязнет ли теперь и Германия в европейском долговом болоте.
Зато находящаяся в отпуске канцлер ФРГ Ангела Меркель отреагировала, возможно, совсем иначе. Ведь ей это известие вполне может быть на руку: оно подкрепляет ключевую мысль последних правительственных заявлений, согласно которым финансовая мощь со стороны Берлина также небезгранична. Если господа Олланд, Монти и Рахой во время следующего саммита вновь потребуют от Меркель еще больше денег, то в качестве аргумента она сможет предъявить прогноз рейтингового агентства.
Гораздо больше, чем пророческий "зов Кассандры" из Нью-Йорка, канцлера и главу правящего в Германии Христианско-демократический союз (ХДС) должен волновать тот факт, что "негативным" является и ее личный политический прогноз. До сих пор кризис не нанес ущерба авторитету Меркель среди населения, хотя многие немцы и ворчат, отмечая, что они должны нести ответственность за ошибки Греции, Испании или Ирландии, платя за это все более безумные суммы. Но одновременно у них явно есть чувство, что без Меркель ситуация могла бы быть еще хуже.
Однако теперь канцлера ожидает чрезвычайно неприятная осень, которая угрожает подорвать ее антикризисную стратегию под девизом "солидарность за солидарность". Эта концепция основывается на идее о том, что страны еврозоны обещают крупные суммы денег в качестве вознаграждения за экономические реформы, но на самом деле в конечном итоге из этих сумм тратится минимум возможного. Но в случае с Грецией этот план не срабатывает, скоро этой стране придется просить о предоставлении еще большей помощи, чем обещанные до сих пор 164 миллиарда евро.
Дилемма для Меркель, которая уже давно действует на грани того, на что еще могут согласиться блок ХДС/ХСС и его партнеры по правящей коалиции из Свободной демократической партии (СвДП). Она хорошо знает, что не сможет в третий раз вновь попросить их согласия на пакет помощи для Греции. Но это с неизбежностью будет означать объявление Афинами банкротства. Тем самым часть денег, которые были обещаны в качестве вознаграждения, действительно пропадут. Вопрос в том, как на это отреагируют немцы.
Тему продолжает газета Die Welt:
Во-первых, Moody's с полным основанием разъяснило, сколь дорого немецкому бюджету обойдется выход Греции из еврозоны, а также акции по спасению Италии и Испании. Во-вторых, одновременно Moody's утверждает, что Германия делает не слишком много, а слишком мало.
Последнее лишь подчеркивает, что в ходе кризиса в зоне евро образовались два лагеря, позиции которых антагонистичны. На одной стороне - немцы с их немногими оставшимися союзниками. Они предупреждают, что при принятии все более щедрых пакетов помощи переоценивается собственная платежеспособность помогающих. На другой стороне - правительства южноевропейских переживающих кризис стран в союзе с рейтинговыми агентствами и большей частью находящегося под англосаксонским влиянием международного финансового мира.
Представители второго лагеря полагают, что Германия & Co смогут снизить фискальные риски только в том случае, если они с самого начала будут проводить политику карт-бланша и возьмут на себя ответственность за вероятное прекращение платежей в будущем - по возможности в больших объемах и не рассчитывая на какие-то ответные обязательства.
Отсюда берется и предательская критика Moody's, заявившего о "реактивной и обдуманной" политике по спасению евро. Южные европейцы и англосаксы ожидают, что лишь к долговому союзу инвесторы проникнутся доверием, проценты по гособлигациям вновь будут снижаться и все придет на свои места. На самом деле подобные ожидания в лучшем случае - лишь смутные надежды.