Умер французский кинорежиссер Крис Маркер
В Париже 29 июля, в день своего 91-летия, умер известный французский режиссер и журналист Крис Маркер, автор документальных фильмов об Андрее Тарковском, Александре Медведкине и Акире Куросаве.
Об этом сообщает в понедельник, 30 июня, агентство France Press со ссылкой на его близких.
"Любознательный ум, неутомимый режиссер, поэт, любитель кошек, постановщик, загадочный персонаж, огромный талант - все осиротели без Криса Маркера", - написал на своей странице в социальной сети Twitter президент Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб.
Лауреат Берлинского и Венецианского кинофестивалей, обладатель премии Сезар, Крис Маркер (настоящее имя - Кристиан-Франсуа Буш-Вильнев) родился в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Автор уникальных по экспрессии документальных фильмов начал свой путь как писатель и редактор. Его работы выставлялись в Галерее Питера Блюма в Нью-Йорке, Центре искусств Уолкера в Миннеаполисе, Центре современного искусства МоMA PS1, парижском Центре Жоржа Помпиду и Национальной галерее Jeu de Paume.
Свой путь в кино Маркер начинал с документальных короткометражек, а позже ассистировал классику французской новой волны Алену Рене, с которым познакомился еще в первой половине 1950-х.
В 1960-м постановщик получает главный приз Берлинского фестиваля в документальной номинации за свою картину . Два года спустя выходит, пожалуй, наиболее значимая работа режиссера, где он соединил страсть к фотографии с кинематографическим повествованием, - картина оказавшая серьезное влияние на мировую кинофантастику. Это научно-фантастический фотороман. Перед зрителем плавно развертывается сложносочиненная история о будущем человечества, пребывающего в постапокалиптическом состоянии. Главный герой возвращается в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу.
Именно официально стала основой для одной из самых популярных картин Терри Гиллиама . Впрочем, британский постановщик признался, что оригинал не смотрел. Сценарий ремейка писали Дэвид Уэбб Пиплз и Джанет Пиплз. Своей эстетикой короткометражка оказала сильнейшее влияние на такие картины, как Люка Бессона и Мамору Осии.
В дальнейшем у Маркера еще появляются весомые творческие победы. Например, фильмы и , завоевавшие ряд престижных наград.
Одной из его последних работ стала документальная лента 2000 года , посвященная Андрею Тарковскому.