Кофейная диета. Письмо из Албании
Любимое занятие албанских мачо - пить эспрессо в открытых кафе и провожать глазами проходящих мимо красавиц, ни одна из которых по местным правилам никогда не переступит порог такого заведения, - пишет моряк Богдан Дьячук в № 30 журнала Корреспондент от 3 августа 2012 года
Албания - это почти Украина, если бы половина ее населения вдруг взяла и приняла ислам, треть стала католиками, а остальные - православными. До того момента как я попал в Дуррес, второй по величине город Албании, мое отношение к этой стране было саркастическим, необоснованным, не подкрепленным фактами и обывательским. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что Албания живет своей средиземноморской теплой жизнью и ей абсолютно все равно, что русскоязычная блогосфера называет ломаный интернет-язык албанским. К тому же у страны есть свои козыри: в местных супермаркетах вино, виски, коньяк, ликеры в несколько раз дешевле, чем у нас, совсем недороги фрукты и овощи, а зарплаты почти такие же.
Да и рядом с Албанией - Италия, где всегда в случае необходимости можно заработать, а отопительный сезон здесь короток. Причем страна располагает сотнями километров побережья Адриатики, под толщей воды прячутся газ и нефть, а на берегу - перспективы развития туризма. Все это большие деньги, реальное богатство государства, граждане которого обладают почти славянской внешностью, в некоторых случаях прилично образованны, однако зачастую отличаются цыганской дикостью характера и наплевательским отношением к себе и жизни.
Албания - это почти Украина, если бы половина ее населения вдруг взяла и приняла ислам, треть стала католиками, а остальные - православными.
В Дуррес, который считается одним из главных курортных городов Албании, съезжаются туристы не только со всей страны, но и из-за рубежа: их манит местная дешевизна. Старая часть Дурреса напоминает бедные районы Панамы, Коста-Рики или Колумбии. Новая более привлекательна, с неплохими гостиницами и благоустроенными пляжами, удивляет внушительными частными домами в несколько этажей. При этом всюду валяется мусор: местные жители не стремятся пользоваться урнами.
Зато в отношении щедрот солнца демонстрируют хозяйственность - повсеместно устанавливают солнечные батареи. Вообще новые дома часто сдают оборудованные внешними жалюзи, а затем хозяева вешают на окна еще и маркизы.
Город не избалован зеленью, в изобилии здесь лишь пальмы, неспособные создать впечатление присутствия природы, да и прикрыть от солнца.
Дуррес славен другим: хотя местных девушек в общей массе красавицами не назовешь, среди них встречаются такие, которых провожают взглядами все без исключения посетители летних площадок кафе.
В городских барах - на летних площадках или внутри за столиками - сидят исключительно мужчины и пьют в основном эспрессо, запивая стаканчиком воды со льдом. Обычно даже пиво никто не заказывает. И если бы в таком заведении вдруг появилась девушка, я думаю, она привлекла бы всеобщее и даже нездоровое внимание.
В местных супермаркетах вино, виски, коньяк, ликеры в несколько раз дешевле, чем у нас, совсем недороги фрукты и овощи, а зарплаты почти такие же.
Во многих сферах мужчины и женщины здесь практически не пересекаются: к примеру, парикмахерские делятся не просто на мужской и женский залы, а более радикально - на женские и мужские. В мужских стригут преимущественно берберы, которые в случае необходимости могут побрить даже экзотической для нас опасной бритвой.
Пока берберы стригут и бреют, албанцы постоянно чем-то торгуют - продают если не паромы, так автобусы или самолеты. В припортовых кварталах на каждом шагу либо бар, либо туристическое агентство, и я не представляю, как они выживают при такой конкуренции.
Овощной рынок Дурреса до боли напоминает все овощные рынки стран бывшего СССР, особенно в европейской части: крытый павильон зеленого цвета, стены из шифера или фанеры, по периметру железная решетка, в середине - грязные переходы. Свежий инжир, особо ценимый в нашей стране, тут никому не нужен, его продают по цене хлеба. Да и дикие деревца этого фрукта растут повсюду. Зато страна остро нуждается в бананах - они здесь в чести: ими торгуют поштучно из картонных коробок у входов на рынок, на улицах у остановок, в поездах и в автобусах на разнос. Хотя бананы существенно дороже инжира, албанцы их охотно покупают. Вообще, по моим наблюдениям, они едят хлеба в несколько раз больше, чем любой из народов, при этом хлеб очень дешев.
Поход на базар – развлечение для людей с гибкими нервами: здесь крайне редко встречаются электронные весы, а у большинства торговцев свой и очень условный килограмм, причем совсем не обязательно он меньше настоящего. К примеру, когда я купил килограмм винограда, пакет с ним мне показался по меньшей мере двухкилограммовым.
К иностранцам у албанцев особое отношение - всех приезжих они считают чуть ли не миллионерами. Стоит с продавцом заговорить по-английски, он тут же начнет взвешивать для вас фрукты, щедро накладывая в пакет в несколько раз больше, чем вы просили. И дело не в том, что он хочет сбыть побольше товара, - английского здесь почти никто не знает.
***
Этот материал опубликован в №30 журнала Корреспондент от 3 августа 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.