Российская компания МТС теряет свое дочернее предприятие в Узбекистане
Российская компания МТС по решению суда теряет свою "дочку" в Узбекистане. Ранее МТС вынудили свернуть бизнес в Туркмении. Почему у российского провайдера не налаживается связь с Центральной Азией?
Российская компания МТС теряет свое дочернее предприятие в Узбекистане. Решением Хозяйственного суда в Ташкенте у 100-процентной узбекистанской дочки МТС компании "Уздунробита" отобраны лицензии, ей предъявлены претензии на общую сумму свыше миллиарда евро. Компания не работает в стране больше месяца. В МТС не говорят о размере убытков, но специалисты рынка полагают, что они составят около 800 миллионов долларов в случае окончательной потери бизнеса в Узбекистане.
Ранее МТС столкнулся с проблемами в соседней Туркмении. Испытывали сложности в регионе и другие российские компании - например, "Вимм-Билль-Данн" в Узбекистане, а также несколько торговых сетей. Значит ли это, что на российские компании в Центральной Азии оказывают давление?
"Местная коррупционная специфика"
"Скорее, это не случай избирательного отношения к российскому бизнесу. Ведь у кого только проблем в том же Узбекистане не было - у американской компании Coca-Cola, у британской золотодобывающей фирмы Oxus Gold и американской Newmont и многих других. Тут местная специфика: о коррупционной емкости центральноазиатских чиновников можно ведь саги слагать", - говорит российский эксперт, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
К иностранным инвесторам относятся в регионе, "как к дойным коровам", что, по словам Грозина, "вообще характерно для стран третьего мира". Сам МТС свою дочернюю компанию приравнивает к жертве государственного рейдерства, видя за проблемами "намерение определенных сил в республике отнять бизнес компании".
Главный редактор информационного агентства "Фергана" Даниил Кислов уточнил, какие это могут быть силы. "Любой бизнес в государствах Центральной Азии, где правят диктаторские режимы, замешанные на непотизме и коррупции, предполагает дополнительные условия, не обозначенные в контрактах. Одним из условий, по информации из моих источников, было то, что директором дочки МТС должен был оставаться некто Бехзод Ахмедов, считавшийся человеком Гульнары (старшей дочери президента Узбекистана Ислама Каримова - Ред.)", - рассказал Кислов.
В функции Ахмедова, по его словам, могли входить теневые отчисления, чьим бенефициаром становилась дочь узбекского президента. "Но недавно между Гульнарой и Бехзодом пробежала черная кошка. Торг, несмотря на судебные решения, продолжается и сегодня, и идет практически открыто именно за личность Ахмедова", - добавил Кислов. Признавая, что его версия событий выглядит "надуманной и похожей на кино", главный редактор "Ферганы", все же полагает, что она ближе всего к истине.
Реакция российских властей
Если случай МТС - не первый, то почему власти в Москве до сих пор несколько пассивно защищают российский бизнес в регионе? "Было несколько заявлений российского МИДа по этим поводам, но достаточно скромных. Проблема тут в том, что нет общей политики защиты интересов российских компаний за рубежом. Москва защищает только тот бизнес, который тесно связан с российскими бюрократами", - считает Андрей Грозин.
"У АФК Система" (владельцы МТС - Ред.) нет тех связей с Кремлем, что были пять-шесть лет назад. Будь ваша фамилия Миллер, а ваш бизнес - газовый, то вас бы защищали, как было в случае с "Газпромом", на который когда-то пытался наехать небезызвестный концерн Zeromax", - заметил российский эксперт Грозин. Zeromax - некогда один из крупнейших игроков на узбекском рынке, позднее обанкротился. Бенефициаром считалась Гульнара Каримова. Правда, она связь с Zeromax отрицает.
То, что нефтегазовые интересы для Кремля могут быть выше, чем все другие, допускает и Даниил Кислов. "Как в свое время Россия сдала своих граждан в Туркмении за дешевый газ, так же может закрыть глаза на менее значимые интересы и в Узбекистане, где тоже закупает немало газа", - говорит главред "Ферганы".
По его мнению, в России никто не хочет лишний раз портить отношения с и без того ненадежным партнером и не отдавать его в руки Запада. "Тем более что Россия в лице Путина и других высших чиновников понимает, что дело МТС вызвано капризом "принцессы", - заключил Кислов.
Центральная Азия навязала инвесторам свои правила
В Центральной Азии сложилась ситуация, при которой иностранные инвесторы перед выходом на местный рынок должны, по выражению Андрея Грозина, быть сразу готовы к тому, чтобы "делиться" не только с первыми лицами государства, но и с региональными лидерами. "Еще при Ниязове в Туркмении инвесторам было достаточно личной договоренности с ним. Сейчас слово Бердымухамедова не дает гарантии защиты бизнеса, - заметил Грозин. - Приходится покупать все больше лояльности".
Относительно низкий международный экономический рейтинг даже такой развитой по региональным меркам страны, как Казахстан, Грозин объясняет ростом "непроизводственных" расходов. "Двадцать лет моего изучения региона позволяют сделать такой вывод: и российский, и американский, и европейский бизнес все увереннее играет по местным правилам. То есть, к сожалению, не самые цивилизованные правила игры становятся здесь негласно общепринятыми", - заключил российский эксперт.