Железная женская логика. Идеи Маргарет Тэтчер

8 апреля 2013, 14:18
💬 0
👁 1989

Маргарет Тэтчер, единственная в истории женщина на посту премьер-министра Великобритании, действуя жесткими методами, вывела страну из экономического кризиса и вернула ей международный авторитет. В своей книге ушедшая на покой Железная леди, рассуждая об управлении государством, говорит о силе демократии и ослабляющем действии некоторых демократических мифов, - пишет журнал Корреспондент в № 32 от 17 августа 2012 года

От дочери бакалейщика до титула баронессы и международного признания в качестве политика и руководителя одного из самых значимых государств мира - такую неординарную жизненную дорогу осилила Маргарет Тэтчер, единственная леди на посту премьера за всю историю Великобритании и первая женщина, получившая столь значительный пост в Европе.

В своем успехе Тэтчер ничего особенного не видит, считая, что он - плод упорства, образования и обычной женской жизненной сметки. Ведь любая представительница прекрасного пола, знакомая с проблемами ведения домашнего хозяйства, по ее словам, близка к тому, чтобы понимать механизмы управления страной.

В своем успехе Тэтчер ничего особенного не видит, считая, что он - плод упорства, образования и обычной женской жизненной сметки

Правда, Железную леди, как прозвали Тэтчер за жесткий стиль управления, назвать “любой домохозяйкой” нельзя. Она с детства отличалась отнюдь не женским характером и увлечениями.

Воспитываясь в строгой, пронизанной религиозностью, викторианской обстановке, юная Тэтчер все свое время уделяла не танцам или иным девичьим радостям, а чтению и учебе. По традициям того времени образование она получала в специальных заведениях для девочек, что позднее сыграло ей на руку: будучи в детстве почти изолированной от общения с противоположным полом, Тэтчер так и не научилась комплексовать перед мужчинами и уступать им. “А когда стала взрослой - извините, джентльмены, но было уже поздно”, - рассказывала она.

Джентльмены - британские государственные, общественные и партийные деятели - на собственной шкуре убедились, что эта леди не пасует ни перед ними, ни перед сложными проблемами, решая их с отнюдь не женской твердостью.

К примеру, будучи министром транспорта, образования и науки, она в пух и прах раскритиковала социалистические принципы управления страной и урезала расходы на бесплатное молоко в школах, чтобы профинансировать научные программы. За это на Тэтчер обрушился шквал критики, но она перенесла его с невозмутимой стойкостью.

Джентльмены - британские государственные, общественные и партийные деятели - на собственной шкуре убедились, что эта леди не пасует ни перед ними, ни перед сложными проблемами, решая их с отнюдь не женской твердостью

Заняв премьерский пост, Железная леди продолжила сражение со сторонниками левых взглядов, не уставая повторять, что “государство всеобщего благоденствия” является главным источником социальных проблем. А они в момент появления Тэтчер в кресле главы правительства в Британии достигли пика: по стране как раз прокатилась “зима недовольства” - период, когда жизнь на островах была парализована стачками, а на улицах лежали горы мусора и даже покойники, которых из-за забастовочного сумасшествия некому было хоронить.

Крутое экономическое пике, утрата влияния на мировой арене и масштабные забастовки, устраиваемые профсоюзами, - лишь часть тех задач, которые пришлось решать новому премьеру. И консерватор от шляпки до носков туфель, каким всегда была Тэтчер, быстро доказала стране, что либеральничать не намерена.

Она резко ограничила права профсоюзов, прежде всего шахтерских, которые в тот момент заправляли общественной жизнью, а также добилась увеличения нефтедобычи, тем самым снизив зависимость страны от угля. Кроме того, Тэтчер избавилась от убыточных госкомпаний, передав их в частные руки. В итоге акционерными обществами стали такие гиганты, как авиакомпания British Airways и газовый монстр British Gas. Все это подтолкнуло экономику вперед и положило начало развитию так называемого народного капитализма.

“Слишком мало богатых, и слишком мало прибыли”, - такой увидела причину кризиса в стране Железная леди, предпринимая все, чтобы сделать соотечественников более обеспеченными. И на этом пути ее ждал успех.

Тэтчер избавилась от убыточных госкомпаний, передав их в частные руки. В итоге акционерными обществами стали такие гиганты, как авиакомпания British Airways и газовый монстр British Gas. Все это подтолкнуло экономику вперед и положило начало развитию так называемого народного капитализма

Доказав свою эффективность во внутренней политике, Тэтчер столь же решительно взялась за внешнеполитическую сферу. При ней Великобритания ввязалась в вооруженный конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова и выиграла эту войну. Победа вернула Британии уважение на международной арене, утраченное в связи с кризисом и распадом колониальной империи.

“Только она и была единственным достаточно мужественным мужчиной, готовым возглавить руководство [страной]”, - сказал о Тэтчер британский парламентарий лорд Пеннел.

Хотя, по словам самой Железной леди, ее сила была отнюдь не в некоем “мужестве”, а в следовании заветам горячо любимого отца. Он отличался честностью и последовательностью, не признавал слов “я не могу” и “это слишком сложно”. Именно отец сформулировал как-то для дочери жизненный девиз: никогда не надо идти за толпой, лучше вести ее за собой.

Свой опыт ведения толпы, а также нетривиальные взгляды на управление современным европейским государством Тэтчер описала в обширном труде под названием Искусство управления государством: стратегии для меняющегося мира.

“Установление демократии во всех странах и на всех континентах остается законным и, более того, фундаментальным аспектом разумной внешней политики. Существует множество практических оснований для этого: демократические государства обычно не воюют друг с другом; демократия, как правило, способствует приходу к власти хорошего правительства; демократия в большинстве случаев неразрывна с процветанием" - о значении демократии для успеха и процветания всего мирового сообщества.

“Разумный и стабильный международный порядок может строиться лишь на уважении к нациям и национальным государствам. Национализм, национальная гордость и национальные институты, несмотря на присущие им недостатки, формируют наилучшую основу для действующей демократии. Попытки подавить национальные различия или объединить различные нации с четко выраженными традициями в искусственные государственные образования очень часто заканчиваются провалом, а иногда – кровопролитием" - о национализме как важном факторе существования успешных демократических государств.

“Какие бы уловки международной дипломатии ни использовались для сохранения мира, окончательным мерилом мастерства управления государством является решение вопроса, что делать перед лицом войны. Умение сдержать войну и выиграть навязанную войну - две стороны одной медали: и то и другое требует непрерывного вложения средств в оборону и постоянной, несгибаемой решимости противостоять агрессии. В нынешние времена даже сама мысль о войне предана анафеме. Но, несмотря на это, на Земле то тут, то там вспыхивают вооруженные конфликты разной интенсивности" - Тэтчер, ввязавшаяся в победный для Великобритании конфликт с Аргентиной за далекие от Европы крошечные острова, рассуждает о необходимости для лидера любого государства быть готовым к войне.

“Дальновидный государственный деятель должен учитывать и оценивать целый спектр рисков и возможностей. Внешняя политика и обеспечение безопасности - это, прежде всего, использование силы и могущества для достижения собственных целей в отношениях с другими государствами. Я как консерватор абсолютно не боюсь подобного утверждения. Пусть другие пробуют добиться желаемых результатов в международных делах, не опираясь на силу. Они обречены на неудачу" - управляя центром некогда могучей, но рассыпавшейся Британской империи, Тэтчер не отказывается от идеи силового решения внешнеполитических задач.

“При создании коалиции для борьбы с общим врагом нам, возможно, придется - по крайней мере временно - сблизиться с неудовлетворяющими нас режимами, которые в другой ситуации были бы для нас объектом критики. Являясь сторонницей консервативных, а не либеральных взглядов в вопросах внешней политики и обеспечения безопасности, я вполне согласна с [премьер-министром Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах] Уинстоном Черчиллем, который однажды так высказался о союзе с СССР в борьбе против нацистской Германии: “Если бы [германский фюрер Адольф] Гитлер вторгся в ад, я бы как минимум постарался дать дьяволу хорошую рекомендацию" - о том, что во внешней политике приемлемы самые неожиданные временные союзы.

“После окончания холодной войны Запад почему-то решил, что теперь можно думать и говорить лишь о прелестях мира. После победы над главным врагом - советским коммунизмом - мысль о том, что могут появиться другие враги, способные нарушить наше тихое благополучие, казалась слишком нелепой. Теперь нам известно, что террористы [лидера Аль-Каиды Усамы] бин-Ладена готовили свои преступления не один год. Распространение их безумной, порочной идеологии (язык не поворачивается назвать это религией) происходило на наших глазах. Мы были слишком зашорены, чтобы замечать что-либо. Короче говоря, мир никогда не переставал быть опасным. Однако Запад потерял бдительность. Вне всякого сомнения, именно в этом главный урок трагедии 11 сентября, и мы обязаны усвоить его, если не хотим, чтобы наша цивилизация прекратила свое существование" - Тэтчер считает, что террористическая атака вернула западный мир с небес на землю, развеяв эйфорию, охватившую демократические страны после распада “империи зла” - СССР.

“Феминизация военной службы, пожалуй, самая пагубная из этих “реформ”. Ввиду того что мужчины в целом физически сильнее женщин, возникает дилемма - либо не допускать последних к выполнению задач, требующих физической силы, либо снизить сложность самих задач, что, согласитесь, легко сделать на учениях, но не в бою. Сторонники феминизации выбирают, конечно, второй путь. И нередко с ними соглашаются" - женщина, освоившая мужскую работу, Тэтчер рассуждает об опасностях тотальной феминизации общества.

“Объединенная Германия, несомненно, вновь станет доминирующей державой в Европе. Было бы вполне дипломатичным, но в то же время и преступно наивным не замечать, что именно стремление Германии к господству привело на моем веку к двум ужасным глобальным войнам, которые унесли жизни сотен миллионов людей, в том числе 9 млн немцев. Немцы -культурный и талантливый народ, однако в прошлом они не раз демонстрировали поразительную неспособность ограничивать собственные амбиции и уважать своих соседей" - Тэтчер предупреждает европейцев, что доминирование Германии в Европе может стать причиной больших проблем.

“Америка - оплот борьбы за свободу в мире, поскольку в сохранении ценностей свободы заключается смысл самого ее существования. <…>. Современный мир - и это не шутка - ведет свой отсчет от 4 июля 1776 года. В тот день мятежные колонисты закрепили на бумаге истины, не требующие доказательства, и торжественно поклялись не жалеть ни жизни, ни состояния, ни доброго имени для их защиты: “Все люди созданы равными, они наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами <…>, и, чтобы гарантировать эти права, люди договорились между собой создать правительства, которые получают власть с согласия тех, кто находится под их управлением”. С того момента патриотизм понимался уже не как преданность отечеству, а как преданность универсальным и вечным принципам" - Железная леди восхищается принципами, заложенными в основу американской демократии.

“Я всегда была уверена в том, что коммунистическая система неминуемо рухнет, если Запад сохранит твердость. Моя уверенность проистекала из того, что коммунизм пытался идти против самого существа человеческой натуры и, следовательно, был несостоятельным. Его стремление нивелировать индивидуальные особенности не давало возможности мобилизовать индивидуальные таланты, что принципиально важно для создания материальных ценностей. Он обеднял не просто души, но само общество" - античеловеческая природа коммунизма, по мнению Тэтчер, и стала ключевой причиной распада построенной на нем советской системы.

Маргарет Тэтчер родилась 13 октября 1925 года в городке Грэнтхэм, на родине знаменитого ученого Исаака Ньютона. Получила образование химика и юриста. В 1970-м заняла пост министра образования и науки в правительстве консерватора Эдварда Хита. Через пять лет, после того как Хит ушел в отставку с поста премьера и был отстранен от руководства партией, Тэтчер избрали лидером консерваторов.

В 1979-м стала первой в истории страны женщиной-премьером. Кроме того, Тэтчер - единственный глава британского правительства, который занимал свой пост три раза подряд. Она управляла страной вплоть до ноября 1990 года, то есть 11 с половиной лет - это рекордно долгий срок. Железная леди переплюнула даже Уинстона Черчилля, легенду британской политики, бывшего премьером лишь дважды, да и то с перерывом.

В 1990 году Тэтчер получила орден За заслуги, а в 1992-м королева Елизавета II даровала ей титул баронессы и пожизненное право заседать в палате лордов.

***

Этот материал опубликован в №32 журнала Корреспондент от 17 августа 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: журнал Корреспондент Великобритания идеи Маргарет Тэтчер