Комментарий: Каким будет компромисс по Греции?
Греческий премьер Антонис Самарас отправляется на судьбоносные для своей страны переговоры в Берлин и Париж. С Ангелой Меркель он попытается сойтись на формуле "больше времени - за те же деньги", полагает Андрей Гурков.
Официальные решения по итогам предстоящих 24 и 25 августа в Берлине и Париже переговоров греческого премьер-министра Антониса Самараса с германским канцлером Ангелой Меркель (Angela Merkel) и французским президентом Франсуа Олландом приниматься не будут. Однако контуры компромисса по Греции, если он еще возможен, будут очерчены, скорее всего, именно в эти два дня.
Самарас и немецкая общественность
Формально вопрос о том, стоит ли продолжать оказание финансовой помощи Греции, не может рассматриваться до того, как будет опубликован очередной отчет европейских контролеров из так называемой "тройки". А она собирается вновь посетить Афины в начале сентября и только после этого сядет за написание доклада. Однако "тройка" всего лишь дает экспертную оценку ситуации и высказывает рекомендации. Окончательные решения будут приняты на политическом уровне.
Самарас сейчас сосредоточился на подготовке почвы для благоприятного, с греческой точки зрения, политического решения. Ведь уповать на вердикт "тройки" ему не приходится. Уже сейчас ясно, что отчет окажется для Афин, мягко говоря, не слишком благоприятным: Греция явно сорвала согласованный с кредиторами график, особенно в том, что касается структурных реформ и приватизации безмерно раздутой госсобственности.
Греческий лидер, надо отдать ему должное, взялся за дело весьма профессионально. Перед встречей с берлинской "железной леди", жестко отстаивающей интересы и деньги своих избирателей - немецких налогоплательщиков, Самарас решил обратиться непосредственно к общественности Германии. Он начал с большого интервью самому массовому в стране бульварному изданию - газете Bild. Это она вызвала в свое время весьма недобрую реакцию в Афинах своим призывом к грекам продать свои острова за долги.
Пропагандистское наступление
Теперь та же Bild два номера подряд, 22 и 23 августа, с явной симпатией публикует обстоятельный разговор с греческим премьером, в котором он просит немцев войти в сложное положение своей страны и произносит много лестных слов в адрес Германии. Параллельно с этим появляется еще более подробное интервью Самараса солидной газете S?ddeutsche Zeitung. Эта влиятельное в немецких политических и экономических кругах издание печатает его 23 августа - в день, когда Ангела Меркель и Франсуа Олланд встречаются в Берлине для согласования своих позиций по Греции.
После столь массированного пропагандистского наступления греческого премьера Ангеле Меркель, с одной стороны, будет труднее отстаивать жесткий курс в отношении самого злостного должника Европы. С другой стороны, обещания, самокритика и фактическая мольба о помощи Самараса существенно облегчат канцлеру ФРГ задачу без потери лица пойти на неминуемые в складывающейся ситуации уступки. Ведь и французский президент, и только что побывавший в Афинах глава еврогруппы Жан-Клод Юнкер выступают категорически против выхода Греции из еврозоны. Иными словами - за то, чтобы выделить ей очередной транш помощи в размере 31 миллиарда евро, к каким бы выводам ни пришла в итоге "тройка".
"Все требования кредиторов будут выполнены"
Контуры возможного компромисса обрисовал в своих хорошо продуманных интервью сам Антонис Самарас. Дав читателям двух немецких газет личную гарантию, что Греция вернет долги, он заверил, что его страна выполнит все требования кредиторов. Тем самым он четко отмежевался от популярного в Афинах требования коренным образом пересмотреть достигнутые с Европейским Союзом и Международным валютным фондом договоренности.
Единственное, о чем просит теперь греческий премьер - дать его стране больше времени для выполнения взятых на себя обязательств. При том он заверяет, что это не потребует от европейцев дополнительной финансовой помощи. Насколько такое возможно? Антонис Самарас указывает на новую программу бюджетной экономии объемом в 11,5 миллиарда евро и приватизацию, которая (якобы) вот-вот начнется.
Формула компромисса
Однако основной упор он делает на экономическом росте. Пора положить конец продолжающейся вот уже пятый год рецессии, и тогда дело непременно сдвинется с место, уверяет греческий премьер, прекрасно осознавая, что такая аргументация особенно понравится французскому президенту. Вот только инвесторы не пойдут в страну, предупреждает хитроумный Самарас, если будут опасаться, что вкладывают в нее евро, а в результате получат драхмы.
В общем, Ангеле Меркель, скорее всего, придется согласиться дать Греции на сей раз самый последний шанс. Тем более, что банкротить эту страну со всеми вытекающими из этого труднопредсказуемыми последствиями для еврозоны и всей мировой экономики Берлину не особенно и хочется. Поэтому в данный момент публично предложенная Антонисом Самарасом компромиссная формула спасения Греции "больше времени - за те же деньги" Германию вполне устраивает.