DW: Коллективный кошмар Норвегии подошел к концу
Родные и близкие жертв рады, что им больше не придется видеть Брейвика.
22 июля 2011 года норвежец Андерс Брейвик взорвал спрятанную в микроавтобусе бомбу рядом с правительственным зданием в Осло. Погибли восемь человек. После этого Брейвик отправился на остров Утёйя и открыл беспорядочный огонь по обитателям молодежного лагеря. Погибли еще 69 человек.
Больше года длились следствие и суд по делу массового убийцы, хотя он и признал содеянное. И вот, наконец, в пятницу, 24 августа, суд единогласно приговорил Андерса Брейвика к 21 году лишения свободы. Это высшая мера наказания в Норвегии.
Открытый и честный суд
Брейвик не отрицал, что именно он совершил убийства. Но тут же признался, что сделал бы это снова и снова. Он провозгласил себя спасителем белой расы от ислама. Так что сомнения в его вменяемости вполне обоснованны. Одна группа экспертов признала его умалишенным, вторая, напротив, сочла, что он способен нести ответственность за свои преступления.
Судья Венке Элизабет Арнтцен, однако, подвергла сомнению практику объявлять преступников невменяемыми лишь на том основании, что их мировоззрение является патологическим. Лишение свободы на 21 год - такой суровый приговор вынесен впервые за всю историю Норвегии. Кроме того, остается возможность каждые пять лет продлевать осужденному срок заключения.
Приговор имеет большое значение и для родных и близких жертв, ведь Брейвик заранее заявил, что подаст аппеляцию, если его признают умалишенным. А это означало бы еще долгие месяцы нового следствия, суда и дальнейших страданий для всех норвежцев.
Камера с телевизором, компьютером и тренажером
В зал суда в день оглашения приговора Брейвик вошел, вскинув руку в гитлеровским приветствии. А приговор принял с холодной улыбкой. Подавать на пересмотр в суд высшей инстанции он не собирается. В ходе процесса он неоднократно пытался использовать суд как трибуну для пропаганды своих человеконенавистнических взглядов.
Время перед приговором убийца провел в одиночной камере. Впрочем, камера - не самое подходящее слово. Это была трехкомнатная квартира с телевизором и компьютером. Брейвик получал свежие газеты и занимался спортом на тренажере. Даже для либеральных норвежцев это - слишком комфортные условия. Особенно если учесть обстоятельства преступления.
Главное - изолировать от общества
Норвежская газета Aftenposten сразу после вынесения приговора устроила на своем интернет-сайте опрос. "С облегчением", "с удовлетворением" - так восприняли приговор подавляющее большинство норвежцев. А некоторые лаконично написали: "Наконец-то". Вся Норвегия устала от процесса, страна не могла больше созерцать физиономию Брейвика на экранах телевизоров.
Адвокат Метте Ларсен, защищавшая интересы жертв и их родственников, подтвердила: "Они счастливы, что все закончилось и им никогда больше не придется его видеть". Один из переживших трагедию, Вегард Веннесланд, говорит: "Для меня не важно, попадет он в закрытую психлечебницу или в тюрьму, - главное, чтобы его изолировали от общества и больше не выпускали на свободу".
В Норвегии нет справедливого наказания за подобное
"Приговор Брейвику положил конец коллективному кошмару Норвегии", - подытожила профессор теологии Штефани Дитрих в блоге на портале evangelisch.de. Дитрих родом из Германии, но давно живет в Норвегии. По ее убеждению, норвежская правовая система стала гарантом того, что убийца, не выказавший ни капли сожаления по поводу своих преступлений, предстал перед честным и беспристрастным судом.
Далее Штефани Дитрих пишет: "Но в связи с этим стало ясно, что норвежская судебная система не способна определить Брейвику соразмерное наказание за его преступления. Никакое тюремное заключение, сколь бы долгим оно ни было, не может искупить то, что он сотворил".
Источник: