Корреспондент: Дети капитализма. За 21 год Украина проделала путь от голодн
За 21 год Украина проделала путь от голодного коммунизма до капитализма с человеческим лицом. Лицо это все еще бедное, но уже с
Жить стало лучше, жить стало веселее, и это не шутка и не сарказм, а констатация факта. Быт современной украинской семьи в сравнении с семьей, жившей в УССР, стал несравнимо богаче, ее возможности для развития и доступ к достижениям мировой цивилизации стали лучше, чем когда-либо в истории государства.
Спустя два десятилетия после развала СССР доходы украинцев достигли того уровня, когда автомобиль уже не роскошь, а заграничная турпоездка не удел сильных мира сего.
“Люди быстро привыкают к хорошему, - уверен Николай Толмачев, совладелец строительной компании TMM и агрохолдинга Sintal Agriculture. - Они не помнят, каково видеть пустые прилавки в магазинах каждый день. Как можно купить сыр только на Новый год или сгущенное молоко на день рождения”.
Спустя два десятилетия после развала СССР доходы украинцев достигли того уровня, когда автомобиль уже не роскошь, а заграничная турпоездка не удел сильных мира сего.
Окружив себя атрибутами сытой жизни, нынешнее поколение украинцев вместо обещанного советскими вождями коммунизма окунулось в капитализм, где не всем досталось по потребностям, но зато почти всем что-то да и досталось.
“Достижения существенные, но за два десятилетия могло быть сделано гораздо больше”, - говорит Елена Белан, главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital. Несмотря на расширение потребительской корзины, многие украинские семьи все еще борются с последствиями социализма - бедностью в особо крупных размерах.
Согласно данным Счетной палаты Украины, среднестатистическая температура бедности по стране - 26,4 %. Однако эта статистика не учитывает огромную теневую экономику. Немало официально неимущих украинцев на самом деле имеют никем не учтенные доходы. Как отмечает Государственная налоговая служба, объем теневого сектора экономики - минимум 350 млрд грн. в год. Эта сумма - эквивалент годового бюджета Украины, она же один из вариантов ответа на извечный вопрос, почему мы такие бедные.
В целом новейшая история Украины соткана из скромных побед и нескромных поражений.
На международном рынке IT-технологий, металлургии,химии и аграрного бизнеса украинцы поднялись до уровня крепких конкурентов.
Из позитива: в стране появилась - пока еще тонкая - прослойка предпринимательского класса. На международном рынке IT-технологий, металлургии, химии и аграрного бизнеса украинцы поднялись до уровня крепких конкурентов.
Из негатива - централизация власти как горькое наследие СССР, тотальная коррупция, зарегулированная, монополизированная энергозависимая экономика, близость к власти олигархов, наращивающих свои состояния не за счет модернизации современного производства, а за счет сырьевых ресурсов государства.
“Достаточно посмотреть на три международных рейтинга - содействия бизнесу, конкурентоспособности и экономической свободы, - чтобы увидеть: страна не улучшает свои позиции”, - говорит Василий Юрчишин, эксперт Центра Разумкова.
Покупательный бум
Незадолго до развала СССР американский фермер Дэвид Свири по приглашению тогдашнего советского президента приехал на деловую экскурсию в Украину. Потенциал этой terra incognita так впечатлил гостя, что в 1990-м он продал в США свой комбикормовый завод, землю, ферму, то есть весь бизнес, который перешел ему от деда и отца.
На вырученные средства вместе с сыном Свири основал в Украине агрокомпанию Киев-Атланта. Спустя два десятилетия он не жалеет о своей миграции.
“Те из нас, кто унаследовал их [основы демократии и рыночной экономики] от наших предков, высоко ценят, лелеют и осознают, что это стоит огромных усилий”, - говорит Свири.
Теоретически советский гражданин мог купить больше [чем сегодня] мяса на свою зарплату, только проблема в том, что мяса в магазинах не было
В те далекие годы, когда американец начал строить карьеру на продовольственном рынке своей новой родины, местные реалии не могли тешить его глаз. Для покупки самого элементарного - колбасы, молока, спичек, туалетной бумаги - приходилось простаивать в километровых очередях и с далеко не предсказуемым результатом.
Все было в дефиците. “Теоретически советский гражданин мог купить больше [чем сегодня] мяса на свою зарплату, только проблема в том, что мяса в магазинах не было”, - вспоминает экономист Хайм Шапошников. В итоге все труднее становилось отоварить свободные деньги.
Недоступными были не только продукты питания, но и такие предметы роскоши, как цветной телевизор. Например, популярный Электрон-736 стоил в магазине 720 советских рублей - пять среднемесячных зарплат. Теперь самый простой телевизор обойдется в одно среднемесячное жалованье - около 3 тыс. грн.
Вот новый поворот
Толмачев говорит, что если бы СССР не приказал долго жить, то сам он, возможно, занялся бы наукой и к 40 годам стал профессором или на худой конец генеральным конструктором. Весьма неплохой сценарий, однако то, что случилось с Толмачевым после провозглашения независимости, он считает лучшей судьбой.
В 1989-м в Советском Союзе вышел закон о кооперации, предоставивший для зарождающегося делового класса налоговые льготы: первый год - 1% с оборота, второй - 2% и на все последующее время - 3%. Первые большие деньги, а это 30 тыс. руб., кооператив Толмачева нажил на разработках научно-технической документации.
Один из договоров был заключен с конструкторским бюро Молния для первого советского шаттла - Бурана.
Не хватало менеджеров, которые доведут дело до экономического эффекта, до товара, до конечного потребителя, не получилось
“Чего не хватало в Советском Союзе? - спрашивает Толмачев и отвечает: - Не хватало менеджеров, которые доведут дело до экономического эффекта, до товара, до конечного потребителя, не получилось. Все было плановым: ты делай свою часть и не думай, кому это нужно”. Александр Соколовский, президент объединения Укрлегпром , подчеркивает, что товары народного потребления высокого качества всегда были в дефиците, притом что отрасль давала 10 % в ВВП УССР. Сегодня маятник качнулся совсем в другую сторону. За первое полугодие 2012 года в Украину ввезено трикотажа почти на 1,4 млрд грн. Одних только блузок - свыше 312 т. За весь прошлый год - 250 т. В то же время местные швеи покрывают только 10 % внутреннего рынка.
Пока в Украину тоннами ввозится одежда из Азии и Европы, украинцы обшивают весь мир, говорит Соколовский. "Нет ни одной европейской марки, которая не шила бы свою продукцию в Украине, - говорит Соколовский. - Например, отечественные швейные фабрики шьют из зарубежных материалов по давальческой схеме для брендов Zara, Hugo Boss. Всемирно известная марка Lener Cordier отшивает 1 млн изделий на украинских предприятиях, которые отправляют [продукцию] на Запад".
Падение железного занавеса открыло перед Украиной новый мир. Если раньше украинец видел зарубежье преимущество в телепрограмме Клуб кинопутешественников, то теперь он и сам превратился в путешественника.
“Для советского гражданина съездить в Болгарию было немыслимым. А теперь люди увидели мир - Венгрию, Германию, США, Израиль - и поняли, что они могут жить так же зажиточно, как за границей”, - говорит Шапошников.
Для советского гражданина съездить в Болгарию было немыслимым.А теперь люди увидели мир - Венгрию, Германию, США, Израиль - и поняли, что они могут жить так же зажиточно, как за границей
Только за прошлый год ранее недоступную Турцию посетили около 600 тыс. украинцев. Практически каждый уик-энд в Западную Европу отправляются тысячи соотечественников. С каждым годом в мире остается все меньше государств, куда не ступала нога украинца. Карта путешественника растет в самых экзотических направлениях - Маврикий, Бали, Вьетнам, Шри-Ланка.
Открытость украинской экономики также привела к развитию традиционной и одной из самых важных отраслей - сельского хозяйства. Продукция аграриев в ВВП страны занимает почти 20%. И эта доля ежегодно растет. В последние годы мировому капитализму удалось превратить заброшенные советские колхозы в успешные агропредприятия, нафаршированные высокими технологиями и эффективной сельскохозяйственной техникой.
Толмачев приводит пример из своей бизнес-практики. Сейчас в его агрохолдинге достаточно девяти человек, чтобы обрабатывать 10 тыс. га пашни. В советское время на такой территории работал колхоз из 3 тыс. тружеников.
Умеренные затраты на производство дали результат. 1 га приносит предпринимателю $ 1 тыс. дохода, втрое больше, чем при работе по советским лекалам.
Кроме того, применение современных посевных материалов и средств защиты существенно увеличило урожайность, рассказывает Олег Левченко, руководитель зернового бизнеса сингапурской компании Olam. Если еще недавно с 1 га украинцы собирали до 3 т кукурузы, то сейчас - 11 т. Для сравнения: в США собирают 9,4 т, во Франции и Канаде - 8,5 т, в Италии - 8,4 т.
Украина довольно быстро превращается в ключевого игрока на продовольственном рынке планеты, она неизменно в пятерке крупнейших мировых экспортеров урожая. Отечественную сельскохозяйственную продукцию потребляет 141 страна.
Корни проблем
И все же в начале 1990-х у тех, кто голосовал за независимость, ожидания были значительно выше нынешних достижений. Основания для радужных грез - индустриальная мощь УССР, ее крепкий экономический потенциал и недооцененный человеческий ресурс.
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак вспоминает, что украинская промышленность занимала 22% всей экономики Советского Союза. “Люди надеялись, что заживут хорошо, когда Украина перестанет работать на Москву”, - поясняет эксперт.
Несмотря на некий прогресс, Украина все еще в унизительном списке аутсайдеров. Богатые земли, исключительно выгодная география, высокий научный потенциал и инвестиционная привлекательность соседствуют с технологической отсталостью не только от передовых экономик, но и от бывших союзников по коммунистическому блоку.
Люди надеялись, что заживут хорошо, когда Украина перестанет работать на Москву
Выступая в Одессе, президент Центра экономического развития Александр Пасхавер провел сравнение украинской действительности с окружающим ее миром. “Большая часть наших соседей - Россия, Беларусь, Прибалтика - превысили советские экономические показатели 1990 года в период 2002-2006 годов, - подсчитал эксперт. - Сейчас Украина достигла только 70 % уровня ВВП УССР”.
Одна из причин развала советской экономики, считает Новак, - централизация власти и распределение бюджетных средств. “В Украине централизация дошла до абсурдной точки - 80 % доходов уходит в центральный бюджет, а 20% - в местный. Я пытался найти в экономической истории пример того, как какой-то тиран так обдирал провинции, и не нашел”, - говорит Новак.
Как результат, провинция живет гораздо беднее областного и уж тем более республиканского центра. К примеру, средняя зарплата в Черновицкой области - 2,2 тыс. грн., в то время как в Киеве - 4,8 тыс. грн.
В поисках лучшей доли переселенцы съезжаются в большие города, что, во-первых, вымывает из сел трудовые резервы и молодую кровь, а во-вторых, создает в индустриальных центрах небывалую плотность неустроенного и оттого обозленного люда. И вот теперь в украинской столице, где в ходе последней переписи населения зарегистрированы 2,6 млн человек, реальное число жителей превышает 4 млн.
Второе слабое звено национальной экономики - пробуксовка в проведении экономических реформ. Пашня все еще не готова к запуску в коммерческий оборот. Земельный кадастр не сформирован, паи не распределены. А фондовый рынок не первое десятилетие ждет пенсионной реформы. Налоговая реформа свершилась лишь на 20-м году жизни независимой Украины, но сотни тысяч предпринимателей крайне недовольны теми переменами, которые принес Налоговый кодекс.
Богатые земли, исключительно выгодная география, высокий научный потенциал и инвестиционная привлекательность соседствуют с технологической отсталостью не только от передовых экономик, но и от бывших союзников по коммунистическому блоку
Более же всего украинцы не преуспели в реформах по преодолению коррупции. Борьбу с ней вот уже 21 год имитируют госчиновники - их же считают главными взяточниками страны.
В 2009 году тогдашний кандидат в президенты Сергей Тигипко сказал Корреспонденту, что чиновники, выдающие всевозможные лицензии и разного рода справки, - это самые богатые люди Украины, кующие свои сокровища поборами и мздоимством, и поэтому он идет во власть, чтобы сломить этот позорный тренд. В спарринге между Тигипко и коррупцией пока побеждает коррупция.
Следующая ахиллесова пята страны - тотальная энергозависимость. По данным International Finance Corporation, украинцам, чтобы произвести продукции на $ 1, требуется затратить вдвое больше энергоносителей, чем в среднем по планете, и втрое, чем в странах ЕС. Премьер-министр Николай Азаров в мае оценил ежегодные потери национальной экономики от такого рода транжирства - 136 млрд грн. Этой суммы достаточно, чтобы дважды перекрыть годовые расходы на медицину, оборону и образование.
Назад в будущее
Нынешняя Украина при всех ее бедах пытается двигаться в правильном направлении, хотя и невероятно медленно. Некий толчок в спину соотечественники получили в период подготовки страны к Евро-2012. Появились десятки гостиниц, несколько современных аэропортов, дорожные развязки и мосты.
Глеб Простаков, замдиректора аналитического центра Экспертный совет, упоминает, что, по оценке британского института Rеndеll, Украина занимает первое место в Европе по уровню развития транзитных возможностей. Через ее территорию проходят четыре международных транспортных коридора, самые удобные и короткие пути перевозки грузов из Азии в Европу. Институт прогнозирует в ближайшее время рост товарооборота между Европой и Азией. Значительная часть перевозок достанется украинцам.
Направление экономики в сторону Евросоюза, максимальное открытие границ даст больший прирост экономических показателей
У Соколовского тоже есть основания для оптимизма: “В Европе легкая промышленность сдает позиции, и у нас есть конкурентные преимущества, потому что страна граничит с ЕС и может стать поставщиком одежды собственного пошива аналогично Китаю”.
Развитие Украины в сторону высокоразвитых рынков еврозоны - это дальновидный и правильный выбор политической элиты, уверяет Павел Ильяшенко, аналитик инвесткомпании Astrum. Эксперт признает: интеграция с экономическим пространством соседней России хоть и имеет рациональное зерно, все же этот взгляд в прошлое принесет лишь временные бонусы. Российская Федерация, как и другие развивающиеся рынки, зависит от темпов роста мировой экономики, а он замедляется.
“Скоро рынок восточного соседа не будет таким привлекательным, как кажется, - уверяет Ильяшенко. - Направление экономики в сторону Евросоюза, максимальное открытие границ даст больший прирост экономических показателей”.
Пока аналитики, эксперты, политики мечтают о новых экономических чудесах, Свири медленно, но уверенно строит на руинах коммунизма капитализм с человеческим лицом. “Я продолжаю работать, чтобы пришло то время, когда все украинцы смогут передать “эти чудеса”, основы рыночной экономики и демократии, следующим поколениям”, - говорит американский фермер.
Светлое прошлое
Экономические и социальные показатели современной Украины еще не набрали той высоты, которой обладали на пике развития СССР
* 2011 год
Большая разница
На фоне среднестатистической украинской семьи советская ячейка общества выглядела более чем скромно
Семья из трех человек (два работающих) со средней зарплатой в 1990 году владела таким имуществом или могла себе позволить:
Семья из трех человек (два работающих) со средней зарплатой в 2011 году владела таким имуществом или могла себе позволить:
***
Этот материал опубликован в №33 журнала Корреспондент от 24 августа 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.