Израиль раскрыл, кто допустил трагедию в Мюнхене
Государственный архив Израиля разрешил публикацию секретных материалов, касающихся трагедии на Олимпийских играх в Мюнхене 1972 года, когда от рук боевиков организации "Черный сентябрь" погибли 11 израильских спортсменов.
Публикация материалов приурочена к 40-й годовщине событий на мюнхенской Олимпиаде.
Сотни документов, среди которых протоколы секретных заседаний правительства в Иерусалиме, а также доклады руководителей израильских спецслужб, стали достоянием общественности.
Согласно некоторым документам, израильская разведка знала о планах боевиков и руководство страны получало предупреждения о возможности нападения. Однако предотвратить трагедию они не смогли.
Знали заранее
После успешной операции по освобождению захваченного самолета бельгийской авиакомпании Sabena (операция "Изотоп" была проведена израильским спецназом под руководством Эхуда Барака 9 мая 1972 года) в Израиле предполагали, что палестинские боевики в будущем не оставят попыток совершить новые подобные акции.
Из отчетов главы Службы общей безопасности (ШАБАК), рассекреченных в конце августа 2012 года, следует, что в период с июня по сентябрь 1972-го тогдашний премьер-министр Голда Меир ежедневно получала подробную информацию о намерениях активистов организации "Черный сентябрь" атаковать израильские объекты за рубежом.
Отдельные предупреждения касались непосредственно Западной Германии.
Уже начиная с августа 1972-го информация в сводках стала более конкретной, они фактически предвещали мюнхенскую трагедию. Однако, судя по документам, власти в Израиле не могли кардинально изменить ситуацию.
Уже потом, после убийства олимпийцев, специальная комиссия по расследованию выявит, насколько серьезными были опасения израильтян и насколько правильно действовали представители немецкой полиции во всем, что касается обеспечения безопасности спортсменов в Олимпийской деревне Мюнхена.
Фрагменты докладов израильской разведки
7.07.1972 - высока вероятность террористического нападения на территории ФРГ. Точное место пока неизвестно.
10.07.1972 - Организация "Черный сентябрь" планирует нападение на территории Западной Германии. Рассматриваются варианты захвата самолета, а также использование заминированных почтовых посылок в посольство Израиля в Бонне.
13.07.1972 - трое активистов "Черного сентября" прибыли в Италию с целью принять участие в террористической деятельности.
20.07.1972 - двое активистов "Черного сентября" прибыли в Швейцарию с целью последующего захвата самолета.
23.07.1972 - Руководители "Черного сентября" и "Народного фронта ООП" договорились о совместном террористическом нападении на израильских высокопоставленных лиц, находящихся с визитами за рубежом.
1.08.1972 - На территории ФРГ действуют боевики из группы "Черный сентябрь". Согласно точечной информации, им оказывают помощь местные пропалестинские активисты.
Захват
Утром 5 сентября 1972 года в 8 часов 45 минут в центральный офис министерства иностранных дел Израиля в Иерусалиме поступила срочная телеграмма из посольства в Бонне.
Из ее содержания следовало, что израильские спортсмены подверглись террористическому нападению в Мюнхене. Двое убиты, еще 11 человек захвачены в заложники.
Главное требование захватчиков - освободить из израильских тюрем 200 заключенных и дать возможность всей группе боевиков улететь в Каир. В противном случае они угрожали убивать по одному заложнику каждые два часа.
Несмотря на угрозы, Голда Меир отказывается выполнять условия ультиматума. Руководствуясь принципом "не вести переговоров с террористами", она созывает срочное совещание кабинета министров. На нем же принимается решение, что в Мюнхен вылетит глава Моссада Цви Замир.
5 сентября в ходе переговоров удается протянуть время до 21:00. С захватчиками разговаривает местная баварская полиция, которая предлагает им перебраться в аэропорт Мюнхена, откуда они смогут вылететь в Египет.
"Пятого сентября в 21:00 я уже был в аэропорту Мюнхена и пытался связаться с начальником местной полиции, который, как выяснилось, в первые часы вел переговоры с террористами, - заявил Цви Замир на заседании правительства в Иерусалиме, сутки спустя после трагедии. - Вместе со мной был наш сотрудник, который прекрасно владеет арабским языком, и посол Израиля в ФРГ. Мы только хотели помочь и попытаться выйти на связь с захватчиками, но нам этого не дали сделать".
Ошибочный план
По словам Замира, первоначально ему показалось, что у немецкой стороны есть четкий план действий, как именно следует освободить заложников. Замир стал свидетелем короткого инструктажа германских летчиков двух вертолетов, ожидавших заложников на взлетно-посадочной полосе.
Министр внутренних дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер, который к этому моменту руководил всей операцией, сообщил Замиру, что, по его сведениям, в составе группы захватчиков всего пять человек. Однако эти данные были неверными.
"Германская полиция изначально отвергла план по захвату заложников в жилом комплексе, учитывая, что это вызовет большое количество жертв и панику. Не приняли там и второй вариант - атаковать террористов в автобусе по дороге в аэропорт. Оставался последний, третий вариант - атаковать террористов в самом аэропорту по дороге из вертолетов в специально приготовленный самолет для их переправки в Египет" - заявил на заседании правительства Цви Замир.
"Сколько всего было террористов?", - спросила Замира Голда Меир. "Немецкая сторона говорила о пятерых. Как выяснилось позже, это оказалось роковой ошибкой. Группа террористов насчитывала в конечном итоге восемь человек", - ответил Замир.
Ровно в 23:00 вертолеты с заложниками и захватчиками приземлились рядом с терминалом. Два боевика направились к самолету для проверки. Еще трое оставались в поле зрения немецких снайперов. В этот момент полиция открыла огонь. Как только раздались первые выстрелы, два захватчика вернулись назад в вертолет и тут же расправились с заложниками.
"Вы утверждаете, что идея вывести наружу всех террористов с последующим уничтожением их снайперским огнем была не самой плохой, тогда почему же этот план провалился?" - спросил Замира министр Игаль Алон.
"Казалось, что у немецкой стороны просто не выдерживали нервы, что они хотели как можно скорее закончить всю эту историю. Они не сделали минимальных затрат, чтобы спасти жизни людей. Даже когда началась стрельба, никто никуда не двигался, а просто сидел в укрытии и стрелял. Это был настоящий хаос" - рассказал Цви Замир.
Замир ответил, что это был единственный шанс и что альтернативного плана немецкая сторона даже не предлагала. Тут же глава Моссада добавил, что своими глазами наблюдал, в каком ступоре, по его словам, оказались немецкие службы безопасности.
"Почему немцы не использовали военных для таких операций, мне совершенно не ясно. В конце концов, речь идет об Олимпиаде, а это большое международное событие, которое требует серьезных мер по обеспечению безопасности. С этой точки зрения власти ФРГ не справились с возложенной на них ответственностью" - отметил Цви Замир.
"Все заложники погибли"
6 сентября 1972 года в 3:10 утра по местному времени в Израиль пришла дипломатическая телеграмма: "Все заложники погибли".
Спустя сутки на экстренном заседании правительства с участием Цви Замира было принято решение о создании специальной комиссии, которая расследует причины провала в обеспечении безопасности израильских спортсменов.
Еще Голда Меир попросила министров не сваливать всю ответственность на немецкую сторону, дабы не усугублять и без того отрицательные эмоции, царившие на тот момент в израильском обществе.
В специальном постановлении израильского МИДа, также рассекреченном среди многочисленных документов, говорилось о необходимости сохранить предельно корректное поведение в отношении Западной Германии.
Несколькими неделями позже Голде Меир был представлен подробный отчет специальной комиссии под руководством Пинхаса Копеля. Ключевой рекомендацией в отчете стало в будущем ни в коем случае не полагаться на меры безопасности принимающей стороны, какими бы убедительными они ни были.
Данная рекомендация и сегодня остается в силе, когда речь заходит об обеспечении безопасности израильских делегаций, отправляющихся в зарубежные поездки.
Источник: Русская служба Би-би-си