Березовский против Абрамовича: суд готов вынести вердикт
В пятницу судья Элизабет Глостер огласит решение по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу, пишет Павел Бандаков для Русской службы Би-би-си.
От выводов суда может зависеть не только судьба более 6 млрд долларов, которые пытается отсудить опальный российский олигарх у бывшего губернатора Чукотки и владельца "Челси", но и будущее других многомиллиардных споров между предпринимателями из бывшего Советского Союза.
Заседание начнется в 10:30 по лондонскому времени (13:30 по московскому) и будет открытым для публики и прессы.
Судья Глостер зачитает лишь основные выводы. Детальное обоснование будет опубликовано во второй половине сентября.
Борис Березовский обвиняет владельца "Челси" в нарушении доверия и контрактов, в частности, в том, что в 2000 году Абрамович заставил его продать долю в нефтяной компании "Сибнефть" за "малую часть ее истинной стоимости". Также в иске фигурирует "Русал".
Роман Абрамович утверждает, что Березовский никогда не владел долями в этих компаниях.
Бизнесмен утверждает, что выплаты, которые он делал в пользу Березовского, были платой за "политическую крышу". Последний крупный перевод в 1,3 млрд долларов (по версии Березовского – плата за его 25-процентную долю) Абрамович объяснил желанием "купить себе свободу".
Несмотря на то, что сущность спора относится к российским компаниям и российским реалиям, дело слушается в Британии, так как истец получил здесь политическое убежище, а ответчик владеет на острове собственностью, проводит в Лондоне значительное время и платит налоги.
Слушания по существу продолжались с октября 2011 года до конца января 2012 года.
Рамки для российского бизнеса
Выводы суда могут установить рамки для рассмотрения множество похожих дел, в которых, как и в случае с Березовским, истцы будут ссылаться на устные договоренности прошлого.
Теоретически судья может отметить, что решение по этому запутанному делу не станет прецедентом.
Но, так или иначе, дело Березовского против Абрамовича должно дать юридическое толкование российского понятия "крыша", что может иметь практические последствия для многих других бизнесменов из бывшего Советского Союза, которые решат уладить свои споры в английском коммерческом суде.
Как бы ни потешались в рунете над дискуссиями лондонских адвокатов об условиях предоставления и получения "крыши" в России 1990-х, обслуживание исков российских компаний друг к другу уже приносит Англии хорошие деньги.
10 июля я приехал в коммерческий суд на одно из предварительных слушаний по иску Михаила Черного к Олегу Дерипаске.
Чтобы узнать, в каком зале идет заседание, нужно посмотреть на развешанные в холле мониторы. Строка Cherney v Deripaska соседствовала с другими знакомыми именами: в 12 зале слушали иск BTA Bank v Ereschenko, а 14-м – Bank of St Petersburg v Arkhangelsky. Из семи светящихся на экране строк три относились к бывшему СССР.
Знакомые юристы говорили, что в определенные дни до двух третей всех рассматриваемых в коммерческом суде дел связаны с компаниями из бывших советских республик – прежде всего, из России.
За выводами судьи Глостер в пятницу будут с особым вниманием следить адвокаты, которым предстоит работать на двух других судебных процессах, которые во многом перекликаются с делом Березовского против Абрамовича.
Осенью в лондонском суде начнутся слушания по существу иска Михаила Черного к российскому миллиардеру Олегу Дерипаске, который был свидетелем со стороны Романа Абрамовича в нынешнем деле.
Вторым процессом, который юристы называют своеобразным продолжением саги двух олигархов, должен стать иск Бориса Березовского к родственникам Бадри Патаркацишвили.
В ожидании осени
Слушания по иску Черного к Дерипаски формально начались в июне, были прерваны на летние судебные каникулы и продолжаться в октябре.
Проживающий в Израиле Михаил Черной утверждает, что они с Олегом Дерипаской были деловыми партнерами, и требует компенсации за 13,2% акций алюминиевого холдинга РУСАЛ стоимостью более чем миллиард долларов.
Олег Дерипаска отрицает, что был деловым партнером Михаила Черного. По его словам, Черной лишь обеспечивал его бизнесу защиту – ту самую kryshа, принципы обращения с которой в английском праве, как ожидается, должна сформулировать в вердикте судья Глостер.
Михаил Черной и Олег Дерипаска встретились в начале 1990-х годов. По словам израильского бизнесмена, он заметил деловую хватку Дерипаски и помог ему закрепиться в бизнесе.
Как утверждает Черной, в 2001 году они с Дерипаской подписали в Лондоне документ, а также дали друг другу устные заверения по поводу владения акциями РУСАЛа.
Дерипаска признает, что заплатил Черному 250 млн долларов, однако утверждает, что эта сделка не была связана с РУСАЛом. Он попытается доказать в суде, что оплачивал услуги Черного, заключавшиеся в предоставлении "крыши" для бизнеса.
Судя по всему, слушания в Высоком суде продлятся несколько месяцев, в ходе которых судья опросит десятки свидетелей.
История с продолжением
Иск Березовского к родственникам умершего в Англии в 2008 году бизнесмена Бадри Патаркацишвили хронологически продолжает историю, описание которой началось в ходе тяжбы с Абрамовичем.
Если до сих пор имена Березовского и Патаркацишвили упоминались по одну сторону судебного фронта, на грядущем процессе Борис Березовский объяснит, почему он полагает, что Бадри Патаркацишвили мог его обмануть.
Иск выдвинут против 18 физических лиц и компаний, в том числе жены Бадри Патаркацишвили Инны Гудавадзе и двух их дочерей Ии и Лианы, а также его второй жены Ольги Сафоновой и их несовершеннолетнего сына Давида.
Также ответчиком по иску Бориса Березовского выступает мать покойного бизнесмена Натэла Патаркацишвили. Ответчики считают все претензии необоснованными.
Оценить сумму претензий трудно даже приблизительно, так как и сам истец не может точно назвать все активы "совместного предприятия".
В иске перечислено более 70 компаний и активов, на которые претендует бывший российский олигарх.
Спор между Березовским и наследниками Патаркацишвили начался вскоре после смерти Бадри.
Березовский обратился в лондонский суд, заявляя, что между ним и Бадри Патаркацишвили с 1995 года существовало джентльменское соглашение о совместном ведении бизнеса.
Из устного договора, по словам истца, были исключены дома, машины, яхты и самолеты двух предпринимателей, тогда как практически весь бизнес был общим – если заранее не оговаривались другие условия, то во всех совместных проектах им принадлежало по 50%.
Одно из редких исключений, согласно тексту иска, касалось средств, которые партнеры рассчитывали получить за свою долю в "Сибнефти", решение о существовании которой должна вынести судья Глостер в пятницу (Роман Абрамович утверждает, что у Березовского с Патаркацишвили долей в компании не было).
Помимо сведенных воедино претензий к наследникам Патаркацишвили, другим интересным делом нынешнего года обещает стать процесс в Лондоне по мотивам продажи акций в компании "Металлоинвест".
Поэтому решения судьи Глостер многие ждут с понятным нетерпением. Впрочем, каким бы ни был вердикт, осенью в Лондоне будут и другие судебные заседания, на которых мы сможем услышать массу интересных подробностей из прошлого и настоящего российского бизнеса.
Источник: Русская служба Би-би-си