В Германии может появиться первый исламский банк
Пока попытки оказывать финансовые услуги по законам шариата не увенчались особым успехом даже в мусульманских странах. И вот теперь турецко-кувейтская группа собирается выйти на немецкий рынок.
Если сегодня, в разгар тяжелейшего долгового кризиса в еврозоне, европейцам предложить подписать воззвание, требующее от банков положить конец крайне спекулятивным финансовым конструкциям и сосредоточиться на денежных операциях, за которыми стоят реальные материальные ценности, то многие такой документ, наверное, подписали бы.
Проценты запрещены, наценки разрешены
Тем самым они фактически одобрили бы один из ключевых принципов, которым намерен руководствоваться первый в Германии исламский банк. Точнее говоря, банк, действующий в соответствии с исламским законодательством. Его собирается создать нынешней осенью во Франкфурте-на-Майне стамбульская финансовая группа Kuveyt T?rk, контролируемая кувейтскими инвесторами. До сих пор у нее имеется лишь небольшое представительство в Мангейме, которое, однако, не обладает банковской лицензией.
Банку, основанному на принципах исламского финансирования, запрещено вкладывать деньги, в частности, в азартные игры, порнографию, торговлю оружием. Кроме того, он не имеет права инвестировать в производство алкоголя и свинины, а также в предприятия с большими долгами. Все предлагаемые таким банком финансовые продукты проверяются комиссией по этике, пояснил в беседе с DW Заид аль-Могаддеди, основатель и исполнительный директор Института исламского банкинга и финансирования во Франкфурте-на-Майне (Institute for Islamic Banking and Finance, IFIBAF).
И все же ключевая особенность исламского банкинга состоит в том, что его финансовые продукты куда теснее связаны с реальной экономикой, чем у традиционных банков, указал эксперт. Таковы требования шариата - свода правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Законы шариата предписывают, что за каждой денежной операцией должна стоять сделка с конкретным товаром или конкретной услугой. Иными словами, запрещены не только высокоспекулятивные финансовые продукты, но даже элементарное получение процентов в качестве вознаграждения за предоставленную ссуду.
"Деньги бесплодны"
Таким образом, в исламском банке клиент не может получить классический кредит. Вместо этого сам банк приобретает облюбованный им товар или объект, если речь идет о недвижимости. А затем клиент по частям выплачивает вложенную сумму, но с наценкой, и выкупает объект. "Как видим, в исламской финансовой системе существует механизм, похожий на взимание процентов по кредитам, однако это не одно и то же", - подчеркнул Мартин Шульте (Martin Schulte), специалист по исламскому банкингу в Союзе иностранных банков в Германии.
Чтобы лучше понять концепцию исламского банка, необходимо разобраться в том, как в исламе понимают роль и место денег в экономике, убежден Мартин Шульте. Он изложил эту концепцию так: "Деньги бесплодны, иначе говоря, просто передавая их из рук в руки, я не создаю никакой добавленной стоимости. Они всего лишь средство обмена, не обладающее никаким собственным экономическим потенциалом".
Немецкий эксперт отметил, что европейский банковский бизнес изначально исходил из совершенно иного посыла, а именно, что само по себе временное предоставление денег клиенту в долг является платной услугой. "Если же встать на исламскую точку зрения, то вполне можно разработать экономически разумные финансовые продукты, которые на макроуровне прекрасно дополнили бы традиционный банковский бизнес", - полагает Мартин Шульте.
Успешных прецедентов в Европе пока нет
Впрочем, пока это - довольно теоретический разговор. В Великобритании, правда, исламский банк уже есть, однако как раз в данный момент его приходится поддерживать с помощью вливаний материнского концерна. Отдельные финансовые продукты, совместимые с законами шариата, предлагаются также в США и во Франции, однако особым спросом они там явно не пользуются.
В мае этого года Федеральное ведомство по надзору за финансовым сектором (BaFin) зарегистрировало первый в Германии исламский паевой инвестиционный фонд, которым управляет компания CIMB Principal из Малайзии. Говорить о востребованности этого ПИФа еще рано, поскольку в настоящий момент он проходит стадию апробирования.
Тем временем либеральный Институт имени Густава Штреземана (Gustav-Stresemann-Institut) опубликовал в июле 2012 года исследование, в котором утверждается, что идея исламского финансирования потерпела в странах Европы крах, прежде всего, потому, что потенциальные клиенты-мусульмане обладают, как правило, слишком низким уровнем доходов.
Газета Financial Times Deutschland в статье, посвященной планам Kuveyt T?rk на немецком рынке, указывает, что исламская схема ипотечного финансирования, при которой банк приобретает объект, а затем перепродает его клиенту, приведет к тому, что налог на покупку недвижимости придется платить дважды. К тому же исламский банк, по всей видимости, не сможет участвовать в немецкой системе страхования вкладов, поскольку сама эта идея противоречит требованиям ислама.
Проблема в маркетинге или в самой концепции?
Глава IFIBAF Заид аль-Могаддеди объясняет слабый спрос на исламские банки скорее плохим маркетингом. Перспективы немецкого проекта Kuveyt T?rk он оценивает в меру оптимистично: "Решающее значение будет иметь то, смогут ли исламские банки предложить своим клиентам привлекательный набор финансовых продуктов и хороший сервис и удастся ли им убедить мусульман и немусульман в том, что такие банки - интересная альтернатива на рынке".
В случае успеха в Германии Kuveyt T?rk стал бы своего рода первопроходцем и в глобальном масштабе, поскольку банки, действующие в соответствии с законами шариата, являются достаточно новым явлением даже в самих мусульманских странах. Их население пока явно предпочитает пользоваться услугами обычных кредитно-финансовых институтов.