Эстонская фирма зарабатывает нефтедоллары для руководства Кремля
Неизвестная широкой публике эстонская фирма Tarcona зарабатывает нефтедоллары для первых лиц Кремля и их фаворитов.
Об этом в среду, 14 декабря, пишет эстонский деловой еженедельник "Деловые ведомости".
О фирме Tarcona местная пресса сообщала лишь раз - на прошлой неделе она упоминалась в деловой газете Aripaev в качестве нового места работы Сулева Лоо, бывшего председателя правления Pakterminal.
По своим финансовым показателям Tarcona ничем не выделяется из сотен или даже тысяч других эстонских компаний - в 2004 году при обороте в 17 млн крон коллектив, состоящий из 18 человек, смог заработать 1,5 млн крон чистой прибыли, отмечает издание.
Между тем Tarcona является главным движущим механизмом многомиллиардного - в долларовом исчислении - бизнеса, принося совсем другие, нежели указанные в официальных отчетах, прибыли ее хозяевам, передает BNS.
Формально фирмой Tarcona владеет зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания Sherpa International. Реально же Tarcona принадлежит людям, которые контролируют такие "британо-виргинские" компании, как Gunvor International, Gunvor Services, Gunvor Energy и Clear Lake, российские "Трансойл и "Гунвор", а также эстонские Westgate Transport и Trendgate. Речь идет о россиянине Геннадии Тимченко и шведе Торбьерне Торнквисте, отмечает издание.
Торговец нефтью Геннадий Тимченко, так же как Путин и Сечин, имеет корни в КГБ. Он, насколько известно, является другом Путина. "Он очень близок к Владимиру Путину, у них очень хорошие личные отношения", - рассказал ранее британской The Daily Telegraph источник в службе безопасности Кремля.
Когда Владимир Путин был вице-мэром Санкт-Петербурга, Геннадий Тимченко занимался продажей нефти на главном нефтеперерабатывающем заводе Санкт-Петербурга. Тимченко также близок к "Роснефти", государственной нефтяной компании, и является акционером компании "Сургутнефтегаз", которой принадлежит нефтеперерабатывающий завод в Санкт-Петербурге.
После покупки Юганска "нефть ЮКОСа должен был продавать кремлевский инсайдер, нефтяник Геннадий Тимченко (глава компании Kinex)", - писала The Daily Telegraph. Политолог Белковский также называл Тимченко одним из участников группы "частных владельцев "Юганскнефтегаза". Аналитик Argus Олег Кирсанов называл Тимченко одним из владельцев трейдера Gunvor, который работает с российскими компаниями, в основном с "Газпромом", "Сургутнефтегазом" и "Роснефтью".
В упрощенном варианте весь этот бизнес выглядит так: Тимченко отвечает за стратегическое "получение" нефти и нефтепродуктов, Торнквист курирует продажу этой продукции, а Tarcona организует всю логистическую цепочку, поясняют "Деловые ведомости".
Tarcona отвечает за доставку грузов от производителя до потребителя, заказывая нефтепроводный или железнодорожный транспорт, договариваясь с терминалами и сюрвейерами, фрахтуя танкеры и отправляя их в Европу или США. Плюс к этому Tarcona занимается тактическим поиском грузов, находя небольшие партии нефти и нефтепродуктов собственными силами - чтобы эффективнее использовать созданную логистическую схему, а также ради дополнительного заработка на трейдинге (через Gunvor).
Сама Tarcona нигде не "светится" - фрахтователем танкера, например, может являться Clear Lake, ж/д перевозчиком - "Трансойл", владельцем терминала - Trendgate, а владельцем груза - всегда Gunvor. Tarcona "просто" управляет технической стороной всего этого бизнеса, по своим объемам соизмеримого с проходящим через Эстонию транзитом нефти и нефтепродуктов.
От решений Tarcona напрямую зависят судьбы эстонских нефтетерминалов - от кого груз забрать, кому дать. Так, например, уже после перехода Сулева Лоо в Tarcona, киришский мазут с Pakterminal "ушел" на Trendgate, изначально построенный лишь для работы с нефтью. Произошло это после конфликта между собственниками Pakterminal, в результате которого Ааду Луукас, являющийся ближайшей связью Тимченко в Эстонии, и Лоо были вынуждены покинуть Pakterminal.
Информации от представителей Tarcona не получить - и нынешний руководитель Сулев Лоо, и предыдущий, Майт Мааренд (тоже бывший работник Pakterminal), вежливо отказались от любых разговоров с прессой. Такой отказ от публичности - известная "марка" бизнеса Геннадия Тимченко, в прошлом году также вежливо отказавшегося от контактов с журналистами, отмечает газета.
Предпочитают молчать и коллеги по нефтетранзиту. В интернете можно найти множество различных материалов, в которых рассказывается о Тимченко и его компаниях. Основная мысль прессы: Тимченко и зарабатываемые им деньги тесно связаны не только с ближайшим окружением президента России, но и непосредственно с Владимиром Путиным, передает Newsru.com.
Окружение Путина контролирует компании ценой в $222 млрд
В прошлом году окружение президента Российской Федерации Путина контролировало важнейшие предприятия с активами на 222 млрд долларов и чистой прибылью 11 млрд долларов в год, пишет немецкая Frankfurter Allgemeine.
Благодаря подъему цен на нефть рост девяти государственных предприятий составил в прошлом году 27%, а их прибыль возросла на 51%, сообщает издание.
В число контролируемых "государственными олигархами" предприятий входят государственная авиакомпания "Аэрофлот", алмазодобывающие "Алмаз-Антей" и "Алроса", второй по значению российский банк "Внешторгбанк", а также "Газпром", "Роснефть", "Транснефтепродукт", "Российские железные дороги" и крупнейшая российская электрическая компания "ЕЭС России".
Здесь в одном ряду стоят государственная собственность и огосударствленная собственность, а среди "контролеров", которые почти сплошь являются председателями советов директоров, - глава администрации президента Дмитрий Медведев ("Газпром"), его заместители Игорь Сечин ("Роснефть") и Владислав Сурков ("Транснефтепродукт").
Российский министр финансов Алексей Кудрин - председатель наблюдательных советов в компании "Алроса" и во "Внешторгбанке". Вице-премьер Александр Жуков возглавляет совет директоров РЖД, чьим президентом является Владимир Якунин, который одновременно работает в контрольно-ревизионном управлении администрации президента Путина. Виктор Иванов, советник президента, является председателем совета директоров "Аэрофлота".
Советник Владимира Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов, почти лишенный влияния из-за своего критического отношения к действиям государства в отношении ЮКОСа, считает эту концентрацию важнейших предприятий в руках государства ненормальной для экономики. Вышеназванные предприятия, несмотря на внушительные прибыли, являются далеко не самыми эффективными, как показало исследование рентабельности газового монополиста "Газпрома".
Холдинг "Ростелеком", ключевое звено в скандале с отмыванием денег немецким Commerzbank. "Волна приватизации не прошла мимо Петербурга. Молодой государственный чиновник по имени Герман Греф был ответственным за приватизацию в Петергофе, пригороде Санкт-Петербурга. Чиновник по имени Леонид Рейман осуществил приватизацию петербургского телекоммуникационного сектора; это, как видно сегодня, оказалось очень выгодным бизнесом, приносящим миллиарды. А без визы заместителя мэра Владимира Путина была невозможна продажа ни одного государственного предприятия в городе на Неве. Сегодня Греф занимает пост министра экономического развития, Рейман - министра связи, а Путин - кресло президента.... Ходят разговоры о петербургской диаспоре в Кремле и о компании Kreml & Co. - неформальном объединении компаний в области транспорта, нефтяной и газовой промышленности и телекоммуникаций", - пишет Die Welt.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s, опубликовавшее в июне доклад о прозрачности российского госсектора, отмечало многочисленные нарушения в работе госкомпаний. Главная претензия: использование личного влияния чиновников для решения с помощью компаний некоммерческих целей. Так обтекаемо формулируется суть дела ЮКОСа.
Агентство осуждает "тенденцию российского правительства и отдельных государственных чиновников использовать свое влияние на такие компании в политических или личных целях, которые зачастую коммерчески не мотивированы и не соответствуют интересам инвесторов".
Как наиболее показательный Standard & Poor"s приводит случай с покупкой в декабре прошлого года главного филиала ЮКОСа "Роснефтью" - ведущей государственной нефтяной компанией. Это приобретение названо сомнительным, так как оно состоялось в ходе аукциона, итоги которого были явно заранее предрешены Кремлем в рамках налоговых преследований этой частной компании и ее знаменитого владельца, но сделало возможным создание государственного энергетического "полюса".
"Это один из наиболее спорных примеров влияния государства на политику компании из имевших место в прошлом году", - подчеркивается в докладе. "Единственным официальным представителем российского государства, который публично признался, что ему известны механизм сделки и ее посредник, был президент Владимир Путин", - напоминает Standard & Poor"s с почти не скрываемой иронией.
"Роснефть" - не единственный пример, приведенный авторами доклада, который дает оценку деятельности еще десяти компаний, более чем на 50% контролируемых государством. В частности, Standard & Poor"s критикует "Внешторгбанк" (подозреваемый в оказании помощи "Роснефти") - за недостаток информации о своей политике предоставления кредитов, "Аэрофлот" - за непрозрачность в принятии решения о строительстве нового терминала в Москве, а также электрическую монополию "ЕЭС России" - за отсутствия внятной информации о проводимой ею реформе этого сектора.